Жукова Е. Д.

Название статьи Сущность гуманитарной культуры личности
Авторы Жукова Елена Дмитриевна
В рубрике Культурологические исследования
Год   Номер журнала Страницы 92
Тип статьи   Индекс УДК УДК 378.637 Индекс ББК  
Аннотация

Цель статьи – рассмотреть динамику развития понятия «гуманитарная культура», выделить пути обновления содержания данного понятия и ис­сле­до­вать источники содержания современной гуманитарной культуры личности.

Методы: теоретические: анализ существующих точек зрения на проблему; формализация характеристик гуманитарной культуры; рефлексия мотивирующего способа отношения к дей­стви­тель­нос­ти. Исследование ведется с опо­рой на идеи социодинамики культуры А. Мо­ля.

Результаты исследования: обосновано принципиальное расхождение гуманитарного и тех­нок­ра­ти­чес­ко­го, культурного и ци­ви­ли­за­ци­он­но­го типов отношения к дей­стви­тель­нос­ти, что позволяет рассматривать гуманитарную культуру как особое социально-куль­тур­ное качество личности, а не только как культурный текст.

Научная новизна: определена динамика развития понятия «гуманитарная культура». Особое внимание уделено путям обновления его содержания и вли­яния этого обновления на развитие образования.

Практическая значимость: использование теоретических результатов исследования способствует разработке инструментария эмпирических исследований процесса формирования гуманитарной культуры личности, а так­же позволяет активизировать теоретическую составляющую образовательной деятельности по программам подготовки научно-пе­да­го­ги­чес­ких кадров в сис­те­ме аспирантуры и при самообразовании

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова культура, гуманитарная культура, гуманитарная культура личности, культурологизация, педагогизация.
Список цитируемой литературы

1. Ар­ноль­дов А. И. От­кры­тие мира культуры: беседы с мо­ло­ды­ми. Москва: МГУКИ, 2003. 170 с.

2. Ба­язи­тов С. Б., Василина Д. С., Жукова Е. Д. Фор­ми­ро­ва­ние социально-гу­ма­ни­тар­ной компетенции в сов­ре­мен­ной системе подготовки педагогических кадров. Уфа: БГПУ, 2013. 249 с.

3. Бе­нин В. Л. Пе­да­го­ги­чес­кая культурология: курс лекций. Уфа: БГПУ, 2004. 515 с.

4. Бер­дя­ев И. А. Фи­ло­со­фия свободы. Смысл творчества. Москва: Правда, 1989. 607 с.

5. Ва­си­лен­ко В. А. Мо­раль и об­ще­ствен­ная практика. Москва: Московский университет, 1983. 176 с.

6. Гу­сейнов А. А. Мо­раль // Общественное сознание и его формы / под ред. В. И. Тол­стых. Москва: 1986. С. 144–202.

7. Дроб­ниц­кий О. Г. Проб­ле­мы нравственности. Москва: Наука, 1977. С. 35.

8. Дроб­ниц­кий О. Г. Фи­ло­со­фия и мо­раль­ное воззрение на мир // Философия и цен­нос­тные формы сознания. Москва: Наука, 1978. С. 86–156.

9. За­пе­соц­кий А. С. Гу­ма­ни­тар­ная культура как фактор индивидуализации и со­ци­аль­ной интеграции молодежи: автореф. дис. … д‑ра культурологии. С.‑Пе­тер­бург: Санкт-Пе­тер­бургский гуманитарный университет профсоюзов, 1996. 46 с.

10. Зуб­ра А. С. Куль­ту­ра личности как духовная ценность: пособие для педагогов, воспитателей, студентов. Минск: Университетское, 2001. 182 с.

11. Ка­ган М. С. Ис­кус­ствоз­на­ние и ху­до­же­ствен­ная критика. С.‑Пе­тер­бург: Петрополис, 2001. 527 с.

12. Ко­ган Л. Н. Всес­то­рон­нее развитие личности советского человека: философские и со­ци­оло­ги­чес­кие проблемы. Свердловск: УрГУ, 1979. 127 с.

13. Ко­ган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. Москва: Политиздат, 1984. 335 с.

14. Ма­мар­даш­ви­ли М. К. Фи­ло­соф­ские чтения: введение в фи­ло­со­фию. Эстетика мышления. Картезианские размышления. С.‑Пе­тер­бург: Азбука-клас­си­ка, 2002. 823 с.

15. Маркс К. Эко­но­ми­чес­ко-фи­ло­соф­ские рукописи 1844 го­да // К. Маркс. Сочинения. 2‑е изд. Москва, 1955–1981. Т. 42. С. 41–174.

16. Моль А. Со­ци­оди­на­ми­ка культуры. Москва: Прогресс, 1973. 406 с.

17. На­за­ро­ва О. Н. О смыс­ле жизни, его утрате и тво­ре­нии. Москва,1989.

18. Ореш­ни­ков И. М. Что такое гуманитарная культура? Саранск: МГУ, 1992. 147 с.

19. По­пов В. В., Крутиков В. И., Грушко И. М. и др. Основы научных исследований: учебник для технических вузов. Москва: Высшая школа, 1989. 312 с.

20. Ре­ми­зов В. А. Куль­ту­ра личности. Москва: Сфера, 2002. 371 с.

21. Се­ме­нов В. Д. Воп­ре­ки, но благодаря: этюды о пе­да­го­ги­чес­кой антропологии конца XX ве­ка. Екатеринбург, 1999.

22. Сноу Ч. П. Две культуры: сборник публицистических работ. Москва: Знание, 1973. С. 18–31.

23. Тейяр де Шарден. Феномен человека. Москва, 1987.

24. Франк С. Л. Ду­хов­ные основы общества. Москва, 1992.

25. Фрейд З. Не­удов­лет­во­рен­ность культурой. Москва, 1993.

26. Фромм Э. Ду­ша человека. Москва, 1992.

27. Фрэ­зер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и ре­ли­гии / пер. с англ. М. К. Рык­ли­на. Москва: ТЕРРА-Книж­ный клуб, 2001. 528 с.

28. Хайдег­гер М. Пись­мо о гу­ма­низ­ме // Время и бы­тие. Москва, 1993. 448с.

29. Чер­ка­сов В. А. Оп­ти­ми­за­ция управления образованием на основе становления социального комплекса развития личности. Челябинск: ЧелГУ, 1993. 35 с.

30. Шко­ла диалога культур: Идеи. Опыт. Перспективы / под общ. ред. В. С. Биб­ле­ра. Кемерово: Алеф, 1993. 102 с.

31. Шо­пен­гауэр А. Мир как воля и пред­став­ле­ние. Москва, 1988.

32. Шу­ле­ва Е. И. Те­ория гуманитарной культуры в кон­цеп­ции социодинамики культуры А. Мо­ля // Вестник Челябинской государственной академии культуры и ис­кусств. 2005. № 1. С. 65–72.

33. Юнг К. Г. Проб­ле­мы души нашего времени. Москва: Прогресс, 1994. 329 с

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.