Щербин М. М.

Название статьи Патриотическая сущность идеи «общего блага» в общественно-педагогической мысли Беларуси XVI–XVII вв.
Авторы Щербин Марина Михайловна
В рубрике История образования
Год 2014 Номер журнала №8 Страницы 120
Тип статьи   Индекс УДК УДК 37.01 Индекс ББК  
Аннотация

Цель статьи – рассмотреть генезис и тен­ден­ции развития идеи «общего блага» в об­ще­ствен­но-пе­да­го­ги­чес­кой мысли Беларуси XVI–XVII вв. и по­ка­зать ее патриотическую сущность и об­ще­ствен­ную ценность.

Методы. При помощи методов логико-ис­то­ри­чес­ко­го и сис­тем­но-струк­тур­но­го анализа определены основные исторические детерминанты и клю­че­вые факторы развития идеи «общего блага» в пе­да­го­ги­чес­ком наследии Беларуси XVI–XVII вв. Показана содержательная эволюция данной идеи под влиянием социокультурных условий исследуемого периода; отмечен ее исторический приоритет и зна­чи­мость для сохранения мира, целостности общественного порядка в пе­ри­од формирования полиэтнического и по­ли­кон­фес­си­ональ­но­го государства. На основе сравнительно-со­пос­та­ви­тель­но­го метода и ана­ли­за различных интерпретационных подходов к оп­ре­де­ле­нию общего блага у пред­ста­ви­те­лей общественно-пе­да­го­ги­чес­кой, философской и ре­ли­ги­оз­ной мысли Беларуси XVI–XVII вв. продемонстрирована патриотическая сущность данной идеи, обусловленная ее консолидирующей ориентированностью, гуманистическим содержанием и важ­ностью для национального становления народа и го­су­дар­ства.

Результаты. Установлена значимость исследуемой идеи в ак­ти­ви­за­ции общественно-пе­да­го­ги­чес­кой мысли Беларуси XVI–XVII вв., подчеркнуто ее воздействие на дальнейшее развитие просвещения и на­ци­ональ­но-цен­нос­тно­го воспитания в пе­да­го­ги­чес­ких традициях белорусских земель. Кроме того, отмечено влияние идеи «общего блага» на формирование гуманистических и то­ле­ран­тных начал национального самосознания белорусов, что нашло отражение в осо­бен­нос­тях менталитета и на­ци­ональ­но­го характера.

Научная новизна работы состоит в те­оре­ти­чес­ком обосновании с по­зи­ций системного подхода патриотической сущности идеи «общего блага» как ценностно-со­дер­жа­тель­но­го концепта формирования современной системы гражданско-пат­ри­оти­чес­ко­го воспитания. Сегодня организация системы воспитания гражданина и пат­ри­ота своей страны на принципах преемственности национальных традиций является залогом успешного национального развития народа и го­су­дар­ства.

Практическая значимость. Материалы исследования можно использовать при изучении историко-пе­да­го­ги­чес­ко­го опыта. Автор статьи надеется, что они будут способствовать решению приоритетных задач воспитания: обогащению целевого и со­дер­жа­тель­но­го аспектов образовательного процесса, активизации разнообразных приемов и ме­то­дов формирования гражданственности и пат­ри­отиз­ма, усилению гуманистической направленности, толерантности и куль­ту­ры межличностных отношений в мо­ло­деж­ной среде.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова «общее благо», коллективизм, общественные ценности, патриотизм
Список цитируемой литературы

1. Вішнеўская І. У. Гісторыя палітычнай і прававой думкі Беларусі: дапамож. для студэнтаў вышэйш. навуч. устаноў. Мінск: Тэсей, 2004. 272 с.

2. Глад­ких В. В. Граж­дан­ско-пат­ри­оти­чес­кое воспитание молодежи в по­ли­куль­тур­ной среде вуза: дис. … доктора педагогических наук. Тамбов, 2011. 435 с.

3. Го­ре­ло­ва Е. В. Фи­ло­соф­ское обоснование гражданского и пат­ри­оти­чес­ко­го воспитания // Философия образования. 2011. № 2. С. 112–117.

4. Зуб­ко Д. И. Сов­ре­мен­ные аспекты воспитания патриотизма и граж­дан­ствен­нос­ти // Праблемы выхавання. 2005. № 6. С. 45–51.

5. Ис­то­рия общественной и фи­ло­соф­ской мысли Беларуси: Раннее и раз­ви­тое Возрождение: хрестоматия / авт.-сост. В. В. Ста­рос­тен­ко. Могилев: МГУ им. А. А. Ку­ле­шо­ва, 2010. 332 с.

6. Ко­нан В. М., Майхрович А. С., Подокшин С. А. Ста­нов­ле­ние и раз­ви­тие философской мысли в X–XVIII вв. // Очерки истории науки и куль­ту­ры Беларуси IX – начала XX в. Минск, 1996. С. 98–116.

7. Ку­ту­зо­ва Н. А. На­ция, религия, государственность в по­ле­ми­чес­кой литературе Беларуси конца XVI – первой половины XVII в. Минск, 1998. 95 с.

8. Лу­ка­ша­нец А. А. Лінгвакультурныя аспекты развіцця культуры асобы сродкамі беларускай мовы // Педагогическая наука и об­ра­зо­ва­ние. 2013. № 1. С. 49–58.

9. Меш­ков А. В. Граж­дан­ско-пат­ри­оти­чес­кое воспитание учащихся на традиционных ценностях отечественной культуры: дис. … канд. пед. наук. Москва, 2010. 160 с.

10. Рож­ков М. И., Байбородова Л. В. Ор­га­ни­за­ция воспитательного про­цесса в шко­ле: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. Москва: Владос, 2000. 256 с.

11. Ста­рос­тен­ко В. В. Ста­нов­ле­ние национального самосознания белорусов: этапы и ос­но­во­по­ла­га­ющие идеи (X–XVII вв.). Могилев: МГУ им. А. А. Ку­ле­шо­ва, 2001. 200 с.

12. Франкл В. Че­ло­век в по­ис­ках смысла / под ред. Д. А. Ле­онть­ева. Москва: Прогресс, 1990. 365 с.

13. Щур­ко­ва Н. Е. Прик­лад­ная педагогика воспитания. С.‑Пе­тер­бург: Питер, 2005. С. 167.

14. Lowmiacski H. Studia nod dzicjami Wielkiego ksciesta Litewskgo. Poznac, 1983. 390 s.

15. Schwartz S. H., Bilsky W. Toward a theory of the universal content and structure of values: extensions and cross-cultural replications // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 5. P. 49–54

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.