Название статьи | Изображение натюрморта школьниками младших классов | ||||
Авторы | Лыкова Елена Сергеевна | ||||
В рубрике | Консультации | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №8 | Страницы | 136 |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 372.874 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Цель- показать последовательность развития у младших школьников умений и навыков изображения пространства. Формирование пространственных представлений оказывает существенное влияние на становление личности ребенка, его подготовку к различным видам деятельности и связано с развитием мыслительных способностей. Поэтому знакомство учащихся с основами отображения пространства на уроках изобразительного искусства важно не только с эстетической, но и с психологической и интеллектуальной точек зрения. Овладение реалистической (графической и живописной) формой и умением почувствовать и передать пространство эффективнее всего происходит во время рисования с натуры, для которого в школьных условиях удобнее всего использовать натюрмортные постановки. Методика и методы. На базе омских общеобразовательных школ автором была проделана опытно-поисковая работа с элементами эксперимента, целью которой было выявление возрастной эволюции детского рисунка натюрморта с натуры. Работе предшествовал анализ теоретических положений искусствоведческой, психолого-педагогической литературы по художественному и творческому развитию младших школьников, а также исследование проблемы обучения школьников изображению пространства в пейзаже. Результаты. Выделены шесть этапов развития в начальных классах умения передавать пространство натюрмортных постановок: 1) предметы располагаются на одной линии (по принципу фризовости), чаще всего на нижнем крае листа бумаги; 2) предметы находятся на одной линии чуть выше, появляется изображение предметной плоскости в виде узкой полоски, параллельной низу бумаги; 3) предметы на одной линии, плоскость, где они размещены, нередко нарисована с небольшим наклоном и делит лист чуть ниже середины; 4) предметы находятся на разных уровнях, предметная плоскость изображается двумя линиями с передачей перспективы; 5) предметы на разных уровнях, наблюдается их загораживание, предметная плоскость передается в перспективе двумя или тремя линиями; 6) предметы на разных уровнях, обязательны их загораживание и перспектива, возможно изображение предметной плоскости на разных уровнях. Научная новизна. Систематизированы и проиллюстрированы стадии совершенствования пространственного изображения в детских рисунках на примерах работ с натюрмортом. Обретение учащимися изобразительной грамотности согласно описанным этапам поможет создать у них прочный фундамент для формирования пространственного видения, навыки которого помогут в дальнейшем при изучении основ линейной перспективы. Практическая значимость. Изложенные теоретические и практические аспекты проблемы изображения натюрморта в младшей школе могут быть использованы учителями изобразительного искусства при разработке заданий базового уровня, характеризующего исполнительскую компетентность обучающихся, а также заданий повышенного уровня, соответствующих зоне ближайшего развития, обеспечивающей выполнение требований стандарта второго поколения. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | рисунок ребенка, натюрморт, пространство. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Ивахнова Л. А. Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства: учеб. пособие. 3‑е изд., перераб. и доп. Омск: Изд‑во ОмГПУ, 2013. 116 с. 2. Игнатьев С. Е., Кандыбей П. Н. Развитие композиционного мышления младших школьников на занятиях изобразительным искусством // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. Педагогика и психология. 2013. № 4 (26). С. 77–94. 3. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. Москва: Академия педагогических наук РСФСР, 1959. 190 с. 4. Игнатьев С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учеб. пособие для вузов. Москва: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. 208 с. 5. Изобразительное искусство в начальных классах: пособие для учителя / Б. П. Юсов, Н. Д. Минц, Г. С. Лепский и др.; под ред. Б. П. Юсова, Н. Д. Минц. 2‑е изд., перераб и доп. Минск: Народная асвета, 1992. 192 с. 6. Ломов С. П. Дидактика художественного образования: моногр. Москва: Педагогическая академия, 2010. 104 с. 7. Лыкова Е. С. Пейзажное изображение пространства и его восприятие детьми // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2014. № 1 (28). С. 56–62. 8. Лыкова Е. С. Учебники по изобразительному искусству в системе эстетического воспитания детей // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2014. № 2 (126). С. 243–245. 9. Медведев Л. Г., Чекалева Н. В. Педагогика детского изобразительного творчества // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2012. № 2 (106). С. 233–235. 10. Неменский Б. М. Педагогика искусства. Москва: Просвещение, 2007. 255 с. 11. Сокольникова Н. М. Методика преподавания изобразительного искусства: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования. 5‑е изд., перераб. и доп. Москва: Академия, 2012. 256 с. (Бакалавриат). 12. Юсов Б. П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество: очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей. Магнитогорск: МаГУ, 2002. 283 с. 13. Barbe-Gall F. How to Talk to Children About Art. Chicago: Chicago Review Press, 2006. 14. Barnes R. Teaching Art to Young Children 4–9, 9–12. London: Routledge, 1992. 15. Malchiodi C. A. Understanding Children's Drawings. New York: Guilford Publications, 1998. |