Лыкова Е. С.

Название статьи Изображение натюрморта школьниками младших классов
Авторы Лыкова Елена Сергеевна
В рубрике Консультации
Год 2014 Номер журнала №8 Страницы 136
Тип статьи   Индекс УДК УДК 372.874 Индекс ББК  
Аннотация

Цель- показать последовательность развития у млад­ших школьников умений и на­вы­ков изображения пространства. Формирование пространственных представлений оказывает существенное влияние на становление личности ребенка, его подготовку к раз­лич­ным видам деятельности и свя­за­но с раз­ви­ти­ем мыслительных способностей. Поэтому знакомство учащихся с ос­но­ва­ми отображения пространства на уроках изобразительного искусства важно не только с эс­те­ти­чес­кой, но и с пси­хо­ло­ги­чес­кой и ин­тел­лек­ту­аль­ной точек зрения. Овладение реалистической (графической и жи­во­пис­ной) формой и уме­ни­ем почувствовать и пе­ре­дать пространство эффективнее всего происходит во время рисования с на­ту­ры, для которого в школь­ных условиях удобнее всего использовать натюрмортные постановки.

Методика и ме­то­ды. На базе омских общеобразовательных школ автором была проделана опытно-по­ис­ко­вая работа с эле­мен­та­ми эксперимента, целью которой было выявление возрастной эволюции детского рисунка натюрморта с на­ту­ры. Работе предшествовал анализ теоретических положений искусствоведческой, психолого-пе­да­го­ги­чес­кой литературы по художественному и твор­чес­ко­му развитию младших школьников, а так­же исследование проблемы обучения школьников изображению пространства в пейза­же.

Результаты. Выделены шесть этапов развития в на­чаль­ных классах умения передавать пространство натюрмортных постановок: 1) пред­ме­ты располагаются на одной линии (по принципу фризовости), чаще всего на нижнем крае листа бумаги; 2) пред­ме­ты находятся на одной линии чуть выше, появляется изображение предметной плоскости в ви­де узкой полоски, параллельной низу бумаги; 3) пред­ме­ты на одной линии, плоскость, где они размещены, нередко нарисована с не­боль­шим наклоном и делит лист чуть ниже середины; 4) пред­ме­ты находятся на разных уровнях, предметная плоскость изображается двумя линиями с пе­ре­да­чей перспективы; 5) пред­ме­ты на разных уровнях, наблюдается их загораживание, предметная плоскость передается в пер­спек­ти­ве двумя или тремя линиями; 6) пред­ме­ты на разных уровнях, обязательны их загораживание и пер­спек­ти­ва, возможно изображение предметной плоскости на разных уровнях.

Научная новизна. Систематизированы и про­ил­люс­три­ро­ва­ны стадии совершенствования пространственного изображения в дет­ских рисунках на примерах работ с на­тюр­мор­том. Обретение учащимися изобразительной грамотности согласно описанным этапам поможет создать у них прочный фундамент для формирования пространственного видения, навыки которого помогут в даль­нейшем при изучении основ линейной перспективы.

Практическая значимость. Изложенные теоретические и прак­ти­чес­кие аспекты проблемы изображения натюрморта в млад­шей школе могут быть использованы учителями изобразительного искусства при разработке заданий базового уровня, характеризующего исполнительскую компетентность обучающихся, а также заданий повышенного уровня, соответствующих зоне ближайшего развития, обеспечивающей выполнение требований стандарта второго поколения.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова рисунок ребенка, натюрморт, пространство.
Список цитируемой литературы

1. Ивах­но­ва Л. А. Про­фес­си­ональ­ная деятельность учителя изобразитель­ного искусства: учеб. пособие. 3‑е изд., перераб. и доп. Омск: Изд‑во ОмГПУ, 2013. 116 с.

2. Иг­нать­ев С. Е., Кандыбей П. Н. Раз­ви­тие композиционного мышления младших школьников на занятиях изобразительным искусством // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. Педагогика и пси­хо­ло­гия. 2013. № 4 (26). С. 77–94.

3. Иг­нать­ев Е. И. Пси­хо­ло­гия изобразительной деятельности детей. Москва: Академия педагогических наук РСФСР, 1959. 190 с.

4. Иг­нать­ев С. Е. За­ко­но­мер­нос­ти изобразительной деятельности детей: учеб. пособие для вузов. Москва: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. 208 с.

5. Изоб­ра­зи­тель­ное искусство в на­чаль­ных классах: пособие для учителя / Б. П. Юсов, Н. Д. Минц, Г. С. Леп­ский и др.; под ред. Б. П. Юсо­ва, Н. Д. Минц. 2‑е изд., перераб и доп. Минск: Народная асвета, 1992. 192 с.

6. Ло­мов С. П. Ди­дак­ти­ка художественного образования: моногр. Москва: Педагогическая академия, 2010. 104 с.

7. Лы­ко­ва Е. С. Пейзаж­ное изображение пространства и его восприятие детьми // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2014. № 1 (28). С. 56–62.

8. Лы­ко­ва Е. С. Учеб­ни­ки по изобразительному искусству в сис­те­ме эстетического воспитания детей // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2014. № 2 (126). С. 243–245.

9. Мед­ве­дев Л. Г., Чекалева Н. В. Пе­да­го­ги­ка детского изобразительного творчества // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2012. № 2 (106). С. 233–235.

10. Не­мен­ский Б. М. Пе­да­го­ги­ка искусства. Москва: Просвещение, 2007. 255 с.

11. Со­коль­ни­ко­ва Н. М. Ме­то­ди­ка преподавания изобразительного искусства: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования. 5‑е изд., перераб. и доп. Москва: Академия, 2012. 256 с. (Бакалавриат).

12. Юсов Б. П. Изоб­ра­зи­тель­ное искусство и дет­ское изобразительное творчество: очерки по истории, теории и пси­хо­ло­гии художественного воспитания детей. Магнитогорск: МаГУ, 2002. 283 с.

13. Barbe-Gall F. How to Talk to Children About Art. Chicago: Chicago Review Press, 2006.

14. Barnes R. Teaching Art to Young Children 4–9, 9–12. London: Routledge, 1992.

15. Malchiodi C. A. Understanding Children's Drawings. New York: Guilford Publications, 1998.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.