Андрюхина Л. М.

Название статьи Технологии телеприсутствия – новая антропологическая платформа развития образования
Авторы Андрюхина Людмила Михайловна
В рубрике Философские исследования
Год 2014 Номер журнала №8 Страницы 49
Тип статьи   Индекс УДК УДК 009 Индекс ББК  
Аннотация

Цель работы – исследовать пути преодоления деформаций антропологических оснований образования, возникающих вследствие его тотальной информатизации.

Методы. С опо­рой на методы теоретического и эм­пи­ри­чес­ко­го анализа показано, что информатизация образования фактически приводит к вы­тес­не­нию и за­ме­ще­нию в учеб­ном процессе самого образа человека. Явления антропологической деформации автор статьи связывает с пер­вым этапом информатизации, платформой которого стали «человеко-компь­ютер­ные технологии» и мо­де­ли, формируемые в рам­ках картезианской парадигмы, или «культуры значения».

Научная новизна исследования заключается в до­ка­за­тель­стве необходимости перехода на новый этап информатизации образования – к тех­но­ло­ги­ям телеприсутствия и фор­ми­ро­ва­нию «культуры присутствия». Такие технологии «возвращают» реального человека в про­цесс учебной коммуникации, хотя и реп­ре­зен­ти­ро­ван­ный медиасредствами. В пер­спек­ти­ве это позволит расширить не только возможности обучения, но и воз­мож­нос­ти творческого сотрудничества, совместного творческого поиска и про­ек­ти­ро­ва­ния.

Формирование новой антропологической платформы развития образования имеет не только теоретическое, но и прак­ти­чес­кое значение.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова антропологические основания образования, информатизация образования, присутствие, «культура значения», «культура присутствия», технологии телеприсутствия, антропологическая платформа развития образования.
Список цитируемой литературы

1. Ан­дрю­хи­на Л. М. Тех­но­ло­гии телеприсутствия – новая креативная платформа развития образования // Фундаментальные исследования [Электрон. ресурс]. 2013. № 10 (12). С. 2754–2759. Режим доступа: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10002134. (дата обращения 23.12.2013)

2. Аве­ти­сян П. С. Ин­фор­ма­ти­за­ция образования как информационно-тех­но­ло­ги­чес­кая и со­ци­окуль­тур­ная основа формирования единого образовательного пространства стран СНГ // Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования» [Электрон. ресурс]. 2007. № 1. Режим доступа: http://ido.rudn.ru/. (дата обращения 09.08.2013)

3. Гум­брехт Х. Про­из­вод­ство присутствия. Чего не может передать значение. Москва: Новое литературное обозрение, 2006.

4. Джем­трад M., Мурамото К., Кумар С., Вили Д. Но­вые технологии в сов­мес­тной проектной студии университета Карлтон и уни­вер­си­те­та штата Пенсильвания // Международный электронный научно-об­ра­зо­ва­тель­ный журнал по научно-тех­ни­чес­ким и учеб­но-ме­то­ди­чес­ким аспектам современного архитектурного образования и про­ек­ти­ро­ва­ния с ис­поль­зо­ва­ни­ем видео и компь­ютер­ных технологий. [Электрон. ресурс]. 2008. № 1 (2). Режим доступа: http://www.marhi.ru/amit/2008/1kvart08/Dzemtru/article.php.

5. Ко­нан­чук Д., Волков А. Эпо­ха гринфилда в об­ра­зо­ва­нии. Центр образовательных разработок Московской школы управления Сколково. Сколково, 2013.

6. Ро­зи­на И. Н. Те­ория и прак­ти­ка обучения педагогической коммуникации в об­ра­зо­ва­тель­ной информационно-ком­му­ни­ка­ци­он­ной среде: автореф. дис. … д‑ра пед. наук. Москва, 2005. 49 с.

7. Сер­ге­ев С. Ф. Обу­ча­ющие и про­фес­си­ональ­ные иммерсивные среды. Москва: Народное образование, 2009. 432 с.

8. Сло­бод­чи­ков В. И. Ан­тро­по­ло­ги­чес­кий смысл исследовательской работы школьников // Исследовательская работа школьников [Электрон. ресурс]. 2005. № 4.

9. Сло­бод­чи­ков В. И. Ан­тро­по­ло­ги­чес­кая перспектива отечественного образования. Москва; Екатеринбург, 2009.

10. Фи­ло­нен­ко А. «Производство присутствия» и но­вая культурная чувствительность: «нескромное предложение» Ханса Ульриха Гумбрехта и его академические расширения [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://clement.kiev.ua/ru/node/371.

11. Фрум­кин К. Г. Ут­ра­та человеческого облика, или феноменологическая социология в эпо­ху Интернета [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://nounivers.narod.ru/ofirs/kf_him.htm. (дата обращения 17.02.2014)

12. IJsselsteijn Wijnand Elements of a multi-level theory of presence: Phenomenology, mental processing and neural correlates // Proceedings of Presence. 2002, Oct. 9–11. Р. 245–259. Universidade Fernando Pessoa, Porto, Portugal, 2002.

13. Lichtman Howard S. What is Telehresence? // Telehresence Options, Spring, 2011. Access mode: http://telepresenceoptions.com/magazine/subscribe.php. (дата обращения 08.07.2013)

14. Lessiter J., Freeman J., Keogh E. & Davidof J. Development of a new cross-media presence questionnaire: The ITC-sense of presence inventory. In: IJsselsteijn W. A., Freeman J. & de Ridder H. (ed.) // Proceedings of PRESENCE 2000 – 3-rd International Workshop on Presence (CDROM), Delft, The Netherlands, 27–28 March 2000. Access mode: http://homepages.gold.ac.uk.

15. Lombard M. & and Ditton T. (1997). At the heart of it all: The concept of presence // Journal of Computer-Mediated Communication. 2003. № 3 (2), October 20. Access mode: http://www.ascusc.org/jcmc/vol3/issue2/.

16. Schubert T., Friedman F. & Regenbrecht, H. Decomposing the sense of presence: Factor analytic insights Paper presented at the 2-nd International Workshop on Presence, University of Essex, UK, 6–7 April 1999.

17. Sheridan T. B. (1992). Musings on telepresence and virtual presence // Presence: Teleoperators and Virtual Environments 1. Р. 120–126.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.