Огородников А.Ю.

Название статьи Формирование инновационного потенциала руководителей в системе образования
Авторы Огородников Александр Юрьевич
В рубрике УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
Год 2014 Номер журнала №9 Страницы 34
Тип статьи   Индекс УДК УДК 37.032.5 Индекс ББК  
Аннотация

Цель работы – раскрыть образовательные механизмы формирования личности управленца, способного оперировать интеллектуальным капиталом на всех уровнях деятельности, использовать инновационные компетентности при регулировании социальных, организационных процессов и при решении нестандартных проблем. Такой специалист должен обладать знаниями о сов­ре­мен­ных методах и фак­то­рах эффективного управления, о че­ло­ве­чес­ких потребностях и про­фес­си­ональ­ных установках.

В статье рассматривается инструментарий социального управления организацией в ин­но­ва­ци­он­ной среде, ядром которого является конструирование системы ценностей, интегрирующей интеллектуальную деятельность сотрудников в еди­ное смысловое информационное пространство, способствующее социокультурному развитию различных социальных групп и ин­сти­ту­тов.

Методы. В ка­че­стве эмпирической базы исследования использованы социологические методы экспертного опроса в фор­ме глубинного интервью. В про­цес­се интерпретации и ана­ли­за данных применялись методы когнитивного моделирования. Выводы сделаны с опо­рой на диалектический метод единства противоположностей.

Результаты. Выделены характеристики управленцев, способных мобилизовать интеллектуальные кадровые ресурсы организаций, стимулируя при этом потенциал саморазвития и са­мо­ре­али­за­ции сотрудников. Предложены интегральные показатели деятельности субъектов управления по созданию условий и сис­те­мы взаимодействий, способствующих актуализации инновационных ценностей в ор­га­ни­за­ции для повышения эффективности ее деятельности в со­от­вет­ствии с пос­тав­лен­ны­ми целями.

Научная новизна. Предпринята попытка сформулировать теоретические основы современных способов и ме­то­дов управления социальными институтами, к ко­то­рым относится и ин­сти­тут образования. Универсальные управленческие механизмы актуализации инновационного потенциала кадров представлены в иерар­хи­чес­ком единстве. Показано, что встраивание в ин­но­ва­ци­он­ные процессы организации ее интеллектуального капитала, который в нас­то­ящее время выступает в ка­че­стве главного объекта управления, должно происходить через создание интеграционной системы общечеловеческих, национальных и ор­га­ни­за­ци­он­ных ценностей. Синтезируя теории управления интеллектуальными ресурсами и про­цес­сом их трансформации, автор настаивает на соблюдении принципа преемственности научных знаний. Сочетание инновационных и клас­си­чес­ких моделей управления позволяет в ус­ло­ви­ях неопределенности минимизировать риски и обес­пе­чить адаптацию и пос­ту­па­тель­ное устойчивое развитие организации не только в ста­биль­ной, но и в ди­на­мич­ной среде.

Практическая значимость. Материалы статьи могут быть использованы при разработке методик подготовки управленческих кадров, задействованных в ин­но­ва­ци­он­ных процессах, а так­же собственно управляющими работниками для совершенствования процесса актуализации интеллектуального капитала в раз­лич­ных, в том числе образовательных учреждениях.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова социальное управление, интеллектуальные ресурсы, методы управления, развитие персонала, ценности, инновационное развития российского общества, интериоризация ценностей.
Список цитируемой литературы

1. Ба­бо­сов Е. М. Со­ци­оло­гия управления: учебное пособие для студентов вузов. Минск: Тетра системс, 2000.

2. Гид­денс Э. Ус­тро­ение общества: очерк теории структурации. Москва: Академический проект, 2003.

3. Лу­ман Н. Со­ци­аль­ные системы: очерк общей теории / пер. с нем. И. Д. Га­зи­ева; под ред. Н. А. Го­ло­ви­на. С.‑Пе­тер­бург: Наука, 2007.

4. Мес­кон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Ос­но­вы менеджмента: пер, с англ. Москва: Дело, 1992.

5. Франкл В. Че­ло­век в по­ис­ках смысла. Москва: Прогресс, 1990.

6. Щеп­кин А. В. Внут­ри­фир­мен­ное управление (модели и ме­то­ды). Мос­ква: ИПУ РАН, 2001.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.