Название статьи | Формирование инновационного потенциала руководителей в системе образования | ||||
Авторы | Огородников Александр Юрьевич | ||||
В рубрике | УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №9 | Страницы | 34 |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 37.032.5 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Цель работы – раскрыть образовательные механизмы формирования личности управленца, способного оперировать интеллектуальным капиталом на всех уровнях деятельности, использовать инновационные компетентности при регулировании социальных, организационных процессов и при решении нестандартных проблем. Такой специалист должен обладать знаниями о современных методах и факторах эффективного управления, о человеческих потребностях и профессиональных установках. В статье рассматривается инструментарий социального управления организацией в инновационной среде, ядром которого является конструирование системы ценностей, интегрирующей интеллектуальную деятельность сотрудников в единое смысловое информационное пространство, способствующее социокультурному развитию различных социальных групп и институтов. Методы. В качестве эмпирической базы исследования использованы социологические методы экспертного опроса в форме глубинного интервью. В процессе интерпретации и анализа данных применялись методы когнитивного моделирования. Выводы сделаны с опорой на диалектический метод единства противоположностей. Результаты. Выделены характеристики управленцев, способных мобилизовать интеллектуальные кадровые ресурсы организаций, стимулируя при этом потенциал саморазвития и самореализации сотрудников. Предложены интегральные показатели деятельности субъектов управления по созданию условий и системы взаимодействий, способствующих актуализации инновационных ценностей в организации для повышения эффективности ее деятельности в соответствии с поставленными целями. Научная новизна. Предпринята попытка сформулировать теоретические основы современных способов и методов управления социальными институтами, к которым относится и институт образования. Универсальные управленческие механизмы актуализации инновационного потенциала кадров представлены в иерархическом единстве. Показано, что встраивание в инновационные процессы организации ее интеллектуального капитала, который в настоящее время выступает в качестве главного объекта управления, должно происходить через создание интеграционной системы общечеловеческих, национальных и организационных ценностей. Синтезируя теории управления интеллектуальными ресурсами и процессом их трансформации, автор настаивает на соблюдении принципа преемственности научных знаний. Сочетание инновационных и классических моделей управления позволяет в условиях неопределенности минимизировать риски и обеспечить адаптацию и поступательное устойчивое развитие организации не только в стабильной, но и в динамичной среде. Практическая значимость. Материалы статьи могут быть использованы при разработке методик подготовки управленческих кадров, задействованных в инновационных процессах, а также собственно управляющими работниками для совершенствования процесса актуализации интеллектуального капитала в различных, в том числе образовательных учреждениях. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | социальное управление, интеллектуальные ресурсы, методы управления, развитие персонала, ценности, инновационное развития российского общества, интериоризация ценностей. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Бабосов Е. М. Социология управления: учебное пособие для студентов вузов. Минск: Тетра системс, 2000. 2. Гидденс Э. Устроение общества: очерк теории структурации. Москва: Академический проект, 2003. 3. Луман Н. Социальные системы: очерк общей теории / пер. с нем. И. Д. Газиева; под ред. Н. А. Головина. С.‑Петербург: Наука, 2007. 4. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер, с англ. Москва: Дело, 1992. 5. Франкл В. Человек в поисках смысла. Москва: Прогресс, 1990. 6. Щепкин А. В. Внутрифирменное управление (модели и методы). Москва: ИПУ РАН, 2001. |