Борисова Е.А.

Название статьи Формирование плавности речи как качественной характеристики устного высказывания детей дошкольного возраста с заиканием
Авторы Борисова Елена Альбертовна
В рубрике СПЕЦИАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
Год 2014 Номер журнала №9 Страницы 130
Тип статьи   Индекс УДК УДК 376.37 Индекс ББК  
Аннотация

Цель данной статьи – раскрыть содержание логопедической работы по формированию плавной речи детей, страдающих заиканием. Заикание – это сложное расстройство речевого аппарата, при котором нарушается темпо-рит­ми­чес­кая организация высказываний, что приводит к де­фек­там и сбо­ям системы общения, отрицательно влияет на развитие личности ребенка: порождает психические наслоения, специфические особенности эмоционально-во­ле­вой сферы и обус­лов­ли­ва­ет появление нежелательных качеств характера – застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма. Поэтому проблема ранней коррекции заикания у де­тей младшего дошкольного возраста является крайне актуальной.

Методика и ре­зуль­та­ты работы. С кли­ни­чес­ких, физиологических, психологических и пси­хо­ло­го-пе­да­го­ги­чес­ких позиций дается теоретическое обоснование и опи­сы­ва­ет­ся экспериментально-прак­ти­чес­кая апробация авторской методики развития плавного говорения и ус­тра­не­ния заикания у дош­коль­ни­ков. Показан поэтапный процесс формирования правильной, сво­бодной, бессудорожной речи: 1) вве­де­ние режима ее ограничения с целью сокращения неверной вербальной продукции; 2) обу­че­ние навыку длительных фонационных и ре­че­вых выдохов; 3) раз­ви­тие координации и рит­ми­за­ции движений, помогающих произнесению слов и фраз; 4) ста­нов­ле­ние ситуативной речи на материале сначала коротких, а за­тем развернутых предложений; 5) обу­че­ние связным текстовым высказываниям. Приводятся данные пост­экспериментального диагностического обследования заикающихся дошкольников, подтверждающие эффективность разработанной автором методики.

Научная новизна предлагаемого подхода к кор­рек­ции и ус­тра­не­нию заикания у де­тей младшего возраста заключается в том, что в ав­тор­ской технологии сочетаются взаимодополняющие друг друга направления логопедической работы: формирование соответствующей возрастным нормам связной речи; помощь детям в ос­во­ении лексико-грам­ма­ти­чес­ких средств языка; развитие коммуникативных навыков.

Практическая значимость. Применение в кор­рек­ци­он­но-пе­да­го­ги­чес­ком процессе изложенных в статье методических рекомендаций будет способствовать формированию коммуникативной готовности детей к школь­но­му обучению, приобретению ими опыта положительного взаимодействия с ок­ру­жа­ющи­ми. Своевременные меры по полноценному овладению речью заикающимися детьми помогут предупредить возможные отклонения в их психическом развитии, избежать многих трудностей при их социальной адаптации.

Особо подчеркивается, что залогом успешной логопедической работы по коррекции заикания является активное взаимодействие специалистов с вос­пи­та­те­ля­ми дошкольных образовательных учреждений и ро­ди­те­ля­ми.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова заикание, дошкольный возраст, плавность речевого высказывания, логопедическая работа.
Список цитируемой литературы

1. Бе­ля­ко­ва Л. И. Па­то­фи­зи­оло­ги­чес­кие механизмы // Заикание. Москва: Медицина, 1978. С. 59–81.

2. Бо­ри­со­ва Е. А. Но­вый подход к ус­тра­не­нию заикания у дош­коль­ни­ков, имеющих общее недоразвитие речи // Образование и на­ука. Изв. УрО РАО. 2011. № 4 (83). С. 108–118.

3. Бо­ри­со­ва Е. А. Паль­чи­ко­вые игры для детей 4–5 лет // Логопед. 2006. № 1. С. 65–74.

4. Ле­ви­на Р. Е. За­ика­ние у де­тей // Преодоление заикания у дош­коль­ни­ков. Москва: Педагогика, 1975. С. 3–22.

5. Се­ли­вер­стов В. И. За­ика­ние у де­тей: Психокоррекционные и ди­дак­ти­чес­кие основы логопедического воздействия. Москва: Владос, 2000. 208 с.

6. Johnson W., Knott J. A systematic approach to the psychology of stuttering in children and adults. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1955.

7. Seeman M. Sprachstörungen bie Kindern. Stuttgart. 1973.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.