Название статьи |
Методология профессионально-педагогического образования: теория и практика[1] (теоретико-методологические основания профессионально-педагогического образования) |
||||
Авторы | Дорожкин Евгений Михайлович, Зеер Эвальд Фридрихович | ||||
В рубрике | ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №9 | Страницы | 4 |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК [377.112:371.13]37.01 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Смыслообразующая цель статьи – обоснование нового подхода к организации и развитию профессионально-педагогического образования сквозь призму взаимообусловленности методологии исследовательской и практической деятельности. Такая концептуальная установка позволяет задать основные векторы модернизации профессиональной школы. Современная социально-экономическая ситуация в стране актуализировала задачу подготовки рабочих кадров. В выступлениях политиков, экономистов, ученых звучит тревога по поводу дефицита квалифицированных рабочих. Основную причину этой острой проблемы они видят в катастрофическом состоянии системы начального и среднего профессионального образования. В меньшей мере выражается озабоченность по поводу сложившейся практики подготовки педагогических работников профессионального образования, которые и должны заниматься возрождением системы профобучения. В стране имеется огромный положительный опыт подготовки преподавателей профессионального обучения. Научно-методическим центром, занимающимся данным направлением, многие годы является Российский государственный профессионально-педагогический университет, осуществляющий свою деятельность под научным руководством академика Российской академии образования Г. М. Романцева. Рефлексия этой деятельности побудила авторов к анализу существующей и проектированию (построению) новой методологии профессионально-педагогического образования. Методы и методология исследования. Теоретической платформой работы стало фундаментальное положение А. М. Новикова об общности методологии научной (исследовательской) и практической деятельности. В качестве интегрирующего фактора выступили понятийное поле, концептуальные положения и модели профессиональной подготовки специалистов. Теоретическое ядро анализа обусловило логику исследования и его результаты. Дифференциация научной и образовательной методологии в зависимости от предмета познания позволила выделить основные научно-прикладные дисциплины профессионально-педагогического образования. Тематическим ядром, определившим творческий замысел статьи, стал инструментальный анализ методологии: целевые ориентации, принципы, подходы к организации и методы реализации научной и учебной деятельности. Как важные условия реорганизации профессионально-педагогического образования авторами обозначены формирование квалификационной структуры педагогов профессиональной подготовки и обеспечение опережающего характера образования. Научная новизна работы заключается в создании проекта дальнейшего развития профессионально-педагогического образования в постиндустриальном обществе. В качестве инструментального средства интеграции методологии рассматриваются педагогические инновации, преобразующие результаты научных исследований в образовательную практику. Практическая значимость предлагаемых преобразований состоит в возможности кардинальной перестройки системы подготовки педагогов профессиональной школы, нуждающейся в конструктивных переменах. В заключительной части статьи перечислены отдельные дискуссионные проблемы, которые могли бы стать предметом обсуждения на методологическом семинаре. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | профессионально-педагогическое образование, методология образования, модели подготовки, предикторы методологии, опережающее образование, интеграция научной и образовательной деятельности. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Деркач А. А., Сайко Э. В. Самореализация – основание акмеологического развития: монография. Москва; Воронеж: МПСИ; Модек, 2010. 224 с. 2. Дорожкин Е. М., Щербина Е. Ю. Тенденции развития профессионального образования в условиях социально-экономических преобразований // Образование и наука. 2013. № 6. С. 64–73. 3. Загвязинский В. И. Практическая методология педагогического поиска. Тюмень: Легион-Групп, 2005. 72 с. 4. Зеер Э. Ф. Дискуссионные аспекты инновационного развития профессионально-педагогического образования // Образование и наука. 2013. № 5 (104). С. 67–83. 5. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: учебное пособие. Москва: Академия, 2009. 240 с. 6. Малинецкий Г. Доклад о перспективах РФ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.nanonewsnet.ru/articles/2009/georgii-malinetskii-doklad-o-perspektivakh-rf. 7. Минюрова С. А. Психология саморазвития человека в профессии. Москва: Компания «Спутник+», 2008. 298 с. 8. Новиков А. М. Методология образования. Москва: Эгвес, 2002. 320 с. 9. Новиков П. Н. Теоретические основания опережающего профессионального образования: дис. … д‑ра пед. наук. Москва, 1997. 347 с. 10. Романцев Г. М. Проблемы развития профессионально-педагогического образования // Теория и практика профессионально-педагогического образования: колл. моногр. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун‑т, 2007. Т. 1. 305 с. 11. Смирнов И. П. Подготовка «рабочей аристократии»: задача президента // Казанский педагогический журнал. Т. 103. Вып. 2. 2014. С. 22–31. 12. Ткаченко Е. В. Проблемы подготовки рабочих кадров в РФ // Педагогика. № 6. 2014. С. 21–31. 13. Эрганова Н. Е. Педагогические технологии в профессиональном обучении. Москва: Академия, 2014. 160 с. 14. Bandura A. Hunan agency in social cognitive theory. American psychologist. 1989. Vol. 44. 15. Bordin E. Psychodynamic model of career choice and satisfaction. D. Brown, L. Brooks Career Choice and Development. Applying Contemporan Theories to Practice. San-Francisco, 1984. P. 94–137. 16. Schellen A. Einfurung in die Berufspadagogik. Stutgart, 1991. 17. Super D. E. A life-span, life-space approach to careers development. Careers development: Theory and practice. Springfild IL. 1992. P. 35–64. 18. Наll D. T., Mirvis P. H. The new career contract developing the whole person at midlife and beyond. Journal of Vocational Behavior. 1995. [1] Работа выполнена в рамках государственного задания Минобрнауки России НИР № 1134 «Научно-прикладные основы формирования индивидуальных траекторий развития личности в системе непрерывного образования». |