Шатунова О.В., Сергеева А.Б.

Название статьи Конкурсы и олимпиады по технологии среди школьников как средство диагностики и развития их одаренности
Авторы Шатунова Ольга Васильевна, Сергеева Альбина Борисовна
В рубрике КОНСУЛЬТАЦИИ
Год 2014 Номер журнала №9 Страницы 143
Тип статьи   Индекс УДК УДК 372.862 Индекс ББК  
Аннотация

Цель статьи – показать важность проведения конкурсов и олим­пи­ад по технологии среди учащихся общеобразовательных учреждений и эф­фек­тив­ность данных мероприятий как средства диагностики и раз­ви­тия одаренности детей и под­рос­тков.

Методика и ме­то­ды. Использован критериальный подход к оп­ре­де­ле­нию видов одаренности. Методами исследования проблемы развития одаренности школьников в ра­бо­те стали обобщение передовой педагогической теории и прак­ти­ки, наблюдение, анкетирование учителей и бе­се­ды с ни­ми.

Результаты. Описан опыт проведения конкурсов и олим­пи­ад по технологии среди школьников, накопленный в Ела­буж­ском институте Казанского федерального университета. Продемонстрировано, что участие учащихся в по­доб­ных мероприятиях не только способствует раскрытию их творческого потенциала, но и фор­ми­ру­ет устойчивый интерес к ин­же­нер­но-тех­ни­чес­ким и ди­зайнер­ским видам деятельности, что впоследствии влияет на выбор выпускниками школ востребованных на современном рынке труда специальностей и про­фес­сий. Сделан вывод об объективной необходимости специальной подготовки учителей и фор­ми­ро­ва­нию у них профессиональных компетентностей для успешной работы с ода­рен­ны­ми школьниками.

Научная новизна. Авторами предложен ряд критериев для диагностики видов одаренности детей. В слож­ной структуре данного феномена особо выделена склонность к тру­ду как важнейший фактор неординарности и та­лан­та.

Практическая значимость. Представленный опыт проведения конкурсов и олим­пи­ад среди школьников Республики Татарстан можно использовать в выс­ших профессиональных образовательных учреждениях, осуществляющих подготовку студентов по педагогическим направлениям, а так­же в уч­реж­де­ни­ях дополнительного образования детей и под­рос­тков.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова одаренность, способности, развитие одаренности детей и под­рос­тков, диагностика одаренности, конкурсы и олим­пи­ады по технологии.
Список цитируемой литературы

1. Ба­ба­ева Ю. Д. Ди­на­ми­чес­кая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и ода­рен­нос­ти. Москва: Молодая гвардия, 1997. С. 275–294.

2. Гиль­бух Ю. З. Вни­ма­ние: одаренные дети. Москва: Знание, 1991. 79 с.

3. Лейтес Н. С. Воз­рас­тная одаренность и ин­ди­ви­ду­аль­ные различия: избранные труды. Москва; Воронеж: Изд-во психолого-со­ци­аль­но­го института; МОДЭК, 2003. 464 с.

4. Па­нов В. И. Не­ко­то­рые теоретические и прак­ти­чес­кие аспекты одаренности // Прикладная психология. 1998. № 3. С. 33–48.

5. Ра­бо­чая концепция одаренности. Москва: Магистр, 1998. 68 с.

6. Ры­жень­ко­ва С. Г. Ода­рен­ность школьника: педагогические и пси­хо­ло­ги­чес­кие аспекты проблемы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2012. № 4. С. 12–17.

7. Са­вен­ков А. И. Ода­рен­ные дети в дет­ском саду и шко­ле. Москва: Академия, 2000. 232 с.

8. Хел­лер К. А. Ди­аг­нос­ти­ка и раз­ви­тие одаренных детей и под­рос­тков // Основные современные концепции творчества и ода­рен­нос­ти; под ред. Д. Б. Бо­го­яв­лен­ской. Москва: Молодая гвардия, 1997. С. 243–264.

9. Юдин В. В., Скворцова Ю. В. Пе­да­го­ги­чес­кие подходы к раз­ви­тию одаренности // Ярославский педагогический вестник. 2008. № 3 (51). С. 48–54.

10. Heller K. A. Perspectives on the diagnosis of giftedness // German Journal of Psychology. 1989. № 13. P. 140–159.

11. Merzon E. E., Panfilov A. N., Panfilova V. M., Shterts O. M. The Multifactor Pedagogical Model of the Development of Giftedness in Children and Youth // Middle-East Journal of Scientific Research. 2013. № 16 (12). P. 1694–1699.

12. Merzon E. E., Shterts O. M., Panfilov A. N. Comparative Analysis of Development of Technical Giftedness of a Person Depending on its Engagement into Specialized Educational Environment // Middle-East Journal of Scientific Research. 2013. № 16 (12). P. 1686–1689.

13. Merzon E. E., Shterts O. M., Shatunova O. V., Panfilov A. N. Sex-age dynamics of development of technical giftedness signs // Life Science Journal. 2014. № 11 (6). P. 539–542.

14. Renzulli J. S. Guiding the gifted in the pursuit of real problems: The transformed role of the teacher // The Journal of Creative Behavior. 1983. № 17 (1). P. 49–59.

15. Torrence E. P. Growing up creatively gifted: a 22-year longitudinal study // Creative child and adul quatery. 1980. № 5. P. 148–170.

16. Treffinger D. J., Isaksen S. G. Creative Problem Solving: The history, development and implications for gifted education and talent development // Gifted Child Quarterly. 2005. № 49. P. 342–353.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.