Название статьи | Конкурсы и олимпиады по технологии среди школьников как средство диагностики и развития их одаренности | ||||
Авторы | Шатунова Ольга Васильевна, Сергеева Альбина Борисовна | ||||
В рубрике | КОНСУЛЬТАЦИИ | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №9 | Страницы | 143 |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 372.862 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Цель статьи – показать важность проведения конкурсов и олимпиад по технологии среди учащихся общеобразовательных учреждений и эффективность данных мероприятий как средства диагностики и развития одаренности детей и подростков. Методика и методы. Использован критериальный подход к определению видов одаренности. Методами исследования проблемы развития одаренности школьников в работе стали обобщение передовой педагогической теории и практики, наблюдение, анкетирование учителей и беседы с ними. Результаты. Описан опыт проведения конкурсов и олимпиад по технологии среди школьников, накопленный в Елабужском институте Казанского федерального университета. Продемонстрировано, что участие учащихся в подобных мероприятиях не только способствует раскрытию их творческого потенциала, но и формирует устойчивый интерес к инженерно-техническим и дизайнерским видам деятельности, что впоследствии влияет на выбор выпускниками школ востребованных на современном рынке труда специальностей и профессий. Сделан вывод об объективной необходимости специальной подготовки учителей и формированию у них профессиональных компетентностей для успешной работы с одаренными школьниками. Научная новизна. Авторами предложен ряд критериев для диагностики видов одаренности детей. В сложной структуре данного феномена особо выделена склонность к труду как важнейший фактор неординарности и таланта. Практическая значимость. Представленный опыт проведения конкурсов и олимпиад среди школьников Республики Татарстан можно использовать в высших профессиональных образовательных учреждениях, осуществляющих подготовку студентов по педагогическим направлениям, а также в учреждениях дополнительного образования детей и подростков. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | одаренность, способности, развитие одаренности детей и подростков, диагностика одаренности, конкурсы и олимпиады по технологии. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Бабаева Ю. Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности. Москва: Молодая гвардия, 1997. С. 275–294. 2. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. Москва: Знание, 1991. 79 с. 3. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. Москва; Воронеж: Изд-во психолого-социального института; МОДЭК, 2003. 464 с. 4. Панов В. И. Некоторые теоретические и практические аспекты одаренности // Прикладная психология. 1998. № 3. С. 33–48. 5. Рабочая концепция одаренности. Москва: Магистр, 1998. 68 с. 6. Рыженькова С. Г. Одаренность школьника: педагогические и психологические аспекты проблемы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2012. № 4. С. 12–17. 7. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. Москва: Академия, 2000. 232 с. 8. Хеллер К. А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности; под ред. Д. Б. Богоявленской. Москва: Молодая гвардия, 1997. С. 243–264. 9. Юдин В. В., Скворцова Ю. В. Педагогические подходы к развитию одаренности // Ярославский педагогический вестник. 2008. № 3 (51). С. 48–54. 10. Heller K. A. Perspectives on the diagnosis of giftedness // German Journal of Psychology. 1989. № 13. P. 140–159. 11. Merzon E. E., Panfilov A. N., Panfilova V. M., Shterts O. M. The Multifactor Pedagogical Model of the Development of Giftedness in Children and Youth // Middle-East Journal of Scientific Research. 2013. № 16 (12). P. 1694–1699. 12. Merzon E. E., Shterts O. M., Panfilov A. N. Comparative Analysis of Development of Technical Giftedness of a Person Depending on its Engagement into Specialized Educational Environment // Middle-East Journal of Scientific Research. 2013. № 16 (12). P. 1686–1689. 13. Merzon E. E., Shterts O. M., Shatunova O. V., Panfilov A. N. Sex-age dynamics of development of technical giftedness signs // Life Science Journal. 2014. № 11 (6). P. 539–542. 14. Renzulli J. S. Guiding the gifted in the pursuit of real problems: The transformed role of the teacher // The Journal of Creative Behavior. 1983. № 17 (1). P. 49–59. 15. Torrence E. P. Growing up creatively gifted: a 22-year longitudinal study // Creative child and adul quatery. 1980. № 5. P. 148–170. 16. Treffinger D. J., Isaksen S. G. Creative Problem Solving: The history, development and implications for gifted education and talent development // Gifted Child Quarterly. 2005. № 49. P. 342–353. |