Осмоловская И.М.

Название статьи О научном статусе дидактики
Авторы Осмоловская Ирина Михайловна
В рубрике ВОПРОСЫ ДИДАКТИКИ
Год 2014 Номер журнала №9 Страницы 85
Тип статьи   Индекс УДК УДК 37.02 Индекс ББК  
Аннотация

Цель публикации – обоснование научного статуса дидактики, которая относится к со­ци­аль­но-гу­ма­ни­тар­ной отрасли знания. Применительно к ди­дак­ти­ке рассматриваются критерии научности (истинность, интерсубъективность, системность и обос­но­ван­ность), при этом учитываются различные типы научной рациональности (классический и нек­лас­си­чес­кий) и кон­ста­ти­ру­ет­ся влияние постмодернизма на дидактику.

Задачи и ре­зуль­та­ты исследования. Автором предпринята попытка систематизировать дидактические знания, выявить их состав и струк­ту­ру. Дидактические концепции классифицируются в со­от­вет­ствии с их объектами: процессом обучения в це­лом, его отдельными компонентами или же аспектами процесса обучения, позволяющими сформировать определенные взгляды на обучение и изу­чить его с кон­крет­ных позиций. Разграничиваются целостно-ди­дак­ти­чес­кие, компонентные и ас­пек­тные концепции. Дано определение дидактических систем и мо­де­лей, показана их иерархия.

Освещается вопрос приращения дидактического знания. Кроме традиционных эмпирических и те­оре­ти­чес­ких исследований, обозначен такой тип научных изысканий, как научный проект, обусловленный спецификой объекта дидактики – процессом обучения, полностью конструируемым и ре­али­зу­емым человеком и не существующим вне деятельности человека. Показано, что положенные в ос­но­ву научного проекта теоретические идеи детализируются, конкретизируются, дополняются в хо­де сопутствующей образовательной практики, т. е. во время исследования происходит слияние теории и прак­ти­ки.

Подчеркивается многомерность развития дидактики, в ко­то­рой особо выделяются два направления: 1) рас­ши­ре­ние ее содержательного поля в кон­тек­сте современных социокультурных условий; 2) по­вы­ше­ние научного статуса, связанное с со­вер­шен­ство­ва­ни­ем понятийного аппарата, систематизацией эмпирически накопленного материала, разработкой новых гипотез, концепций, теорий.

Научная новизна исследования заключается в ар­гу­мен­ти­ро­ван­ном утверждении научного статуса дидактики, фиксации ее состава и струк­ту­ры с по­зи­ций методологии.

Практическая значимость предпринятой работы состоит в том, что «ревизия», структурирование и сис­те­ма­ти­за­ция дидактического знания помогут задать векторы дальнейших исследований, которые восполнят дефицит знаний об организации современных процессов обучения.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова дидактика, социально-гу­ма­ни­тар­ная наука, критерии научности, систематизация и раз­ви­тие дидактического знания, дидактические концепции, системы, модели, эмпирическое и те­оре­ти­чес­кое исследование, научный проект.
Список цитируемой литературы

1. Ах­ро­ме­ева Т. С., Малинецкий Г. Г., Посашков С. А. Кон­цеп­ции постнеклассики и раз­ви­тие научного знания в XXI ве­ке // Философские науки. 2014. № 3. С. 30–46.

2. Бе­реж­но­ва Е. В. Проб­ле­мы выявления специфики педагогических исследований // Отечественная и за­ру­беж­ная педагогика. 2014. № 4. С. 16–24.

3. Ди­дак­ти­ка средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / под ред. М. Н. Скат­ки­на. Москва: Просвещение, 1982.

4. Заг­вя­зин­ский В. И. Те­ория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва, 2001.

5. Ива­но­ва С. В. Проб­ле­мы развития дидактических систем: философско-ме­то­до­ло­ги­чес­кий контекст: моногр. Москва: ФГНУ ИТИП РАО; Издат. центр ИЭТ, 2012.

6. Ко­ва­ле­ва Т. М. Ан­тро­по­ло­ги­чес­кий взгляд на современную дидактику: принцип индивидуализации и проб­ле­ма субъективности // Педагогика. 2013. № 5. С. 51–56.

7. Крас­но­ва Л. А. Со­дер­жа­ние образования: традиции и пер­спек­ти­вы развития // Отечественная и за­ру­беж­ная педагогика. 2014. № 4. С. 35–44.

8. Лог­ви­нов И. И. Ак­ту­аль­ные проблемы современной дидактики (полемические рассуждения). Москва; Воронеж: НОУ ВПО «МПСУ»; МОДЭК, 2013.

9. Лу­кац­кий М. А. Опи­са­тель­ная, объяснительная и пред­ска­за­тель­ная функции современной педагогической науки: моногр. Москва: ФГНУ ИТИП РАО, 2013.

10. Лызь Н. А. Ви­ды и фор­мы педагогического знания // Педагогика. 2013. № 9. С. 12–20.

11. Пе­да­го­ги­ка: учебник / под ред. Л. П. Крив­шен­ко. Москва: Проспект, 2012.

12. Пер­ми­но­ва Л. М. Ди­дак­ти­ка: статус, детерминанты развития, теории // Школьные технологии, 2014. № 1. С. 42–47.

13. Garvin D. A Learning In Action: A Guide To Putting The Learning Organizanion To Work, Boston, 2003. 256 p.

14. Orenstein A. C., Hunkins F. P. Curriculum – foundation, principles and issues. Needham Heights, MA, 2003. 188 p.

15. Paivio A. Images in mind: The evolution of a theory. New York, 1991. 400 p.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.