Исаева Т.А., Шихова О.Ф.

Название статьи Тренинг как форма организации педагогической практики студентов
Авторы Исаева Таисия Алексеевна, Шихова Ольга Федоровна
В рубрике ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Год 2014 Номер журнала №9 Страницы 98
Тип статьи   Индекс УДК УДК 378.147 Индекс ББК  
Аннотация

Цель статьи – продемонстрировать преимущества использования в под­го­тов­ке будущих преподавателей такой интерактивной формы обучения, как педагогические тренинги. Во время тренинговых занятий студенты погружаются в ква­зип­ро­фес­си­ональ­ную учебную деятельность, способствующую активному развитию их личностных качеств и су­ще­ствен­но повышающую степень их готовности к пред­сто­ящей трудовой деятельности. Представлена типология педагогических тренингов, позволяющая более аргументированно и пос­ле­до­ва­тель­но выстраивать этапы подготовки к пе­да­го­ги­чес­ким практикам и осу­ществлять их организацию. Каждому виду практики соответствует конкретный тип педагогического тренинга – учебно-про­фес­си­ональ­ный, научно-ис­сле­до­ва­тельский, образовательно-про­ек­ти­ро­воч­ный, интегративный.

Методика и ме­то­ды. В хо­де тренингов предлагается задействовать метод SWOT-ана­ли­за, помогающий студентам обрести начальный опыт разбора и по­ис­ка решения реальных педагогических ситуаций, актуальных как для конкретной образовательной организации, так и для сферы образования в це­лом. Для обоснованного проектирования тренинговых заданий, а так­же для диагностики уровня сформированности компетенций студентов-прак­ти­кан­тов авторами на основе метода групповых экспертных оценок и клас­си­фи­ка­ции педагогических целей B. Bloom разработана специальная таксономическая модель.

Результаты. Раскрыты новые подходы к ор­га­ни­за­ции практики будущих преподавателей профессионального обучения. Показано, что использование тренингов в учеб­ном процессе обеспечивает постоянную обратную связь учащихся с ру­ко­во­ди­те­лем, давая возможность оперативной коррекции практической деятельности, и зна­чи­тель­но повышает эффективность прохождения студентами бакалавриата практик в раз­лич­ных образовательных учреждениях.

Научная новизна. Дополнено содержание понятия «педагогический тренинг», определены цели и за­да­чи таких тренингов. Обосновано применение в хо­де педагогического тренинга SWOT-ана­ли­за – метода стратегического планирования, заключающегося в вы­яв­ле­нии внутренних и внеш­них факторов, влияющих на деятельность организации.

Практическая значимость. Внедрение в учеб­ный процесс вуза описанной в пуб­ли­ка­ции авторской методики проведения педагогической практики на основе тренинговых занятий позволяет не только более качественно формировать, но и ди­аг­нос­ти­ро­вать общекультурные и про­фес­си­ональ­ные компетенции будущих специалистов.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова педагогическая практика студентов, педагогический тренинг, типология педагогических тренингов, SWOT-ана­лиз.
Список цитируемой литературы

1. Вач­ков И. В., Дерябо С. Д. Ок­на в мир тренинга: методологические основы субъектного подхода к груп­по­вой работе. С.‑Пе­тер­бург: Речь, 2004. 272 с.

2. Вер­биц­кий А. А. Кон­текстно-ком­пе­тен­тнос­тный подход к мо­дер­ни­за­ции образования // Высшее образование в Рос­сии. 2010. № 5. С. 32–35.

3. Гла­ды­шев С. A. Как вести себя на тренинге? // Обучение и карь­ера. 2005. № 35. С. 70.

4. Заг­вя­зин­ский В. И. Сов­ре­мен­ная образовательная ситуация и пер­спек­ти­вы развития российского образования // Вестник Тюменского государственного университета. 2011. № 9. С. 14–20.

5. Иб­ра­ги­мо­ва Е. В. Тре­нинг как педагогическая поддержка личностного самоопределения студентов вуза: дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2007. 185 с.

6. Иса­ева Т. А., Шихов Ю. А. Пе­да­го­ги­чес­кая практика студентов бакалавриата // Сборник научных трудов SWorld: материалы Международной научно-прак­ти­чес­кой конференции «Современные проблемы и пу­ти их решения в на­уке, транспорте, производстве и об­ра­зо­ва­нии – 2013». Вып. 2, т. 15. Одесса: Куприенко. С. 90–94.

7. Иса­ева Т. А., Шихов Ю. А. Ор­га­ни­за­ция педагогической практики студентов бакалавриата по напралению 050500.62 (Технологическое образование) // Вестник Ижевского государственного технического университета им. М. Т. Ка­лаш­ни­ко­ва. 2013. № 4 (60). С. 162–165.

8. Майсак О. С. SWOT-ана­лиз: объект, факторы, стратегии. Проблема поиска связей между факторами // Прикаспийский журнал: управление и вы­со­кие технологии. 2013. № 1 (21). C. 151–157.

9. Пет­ров­ская Л. А. Об­ще­ние – компетентность – тренинг. Москва: Смысл, 2007. 688 с.

10. Си­до­рен­ко Е. В. Тех­но­ло­гии создания тренинга: от замысла к ре­зуль­та­ту. С.‑Пе­тер­бург: Речь, 2007. 336 с.

11. Ши­хо­ва О. Ф., Шихов Ю. А. Ква­ли­мет­ри­чес­кий подход к ди­аг­нос­ти­ке компетенций выпускников высшей школы // Образование и на­ука. 2013. № 4. С. 40–57.

12. Ши­хо­ва О. Ф., Габдуллина Л. А. Кри­те­рии для оценки объективизированности педагогических контрольных материалов // Образование и на­ука. 2000. № 3. С. 82–85.

13. Щер­ба­ков А. В. Пе­да­го­ги­чес­кий тренинг в ин­ди­ви­ду­али­за­ции подготовки студентов к вос­пи­та­тель­ной работе в шко­ле: дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2000. 181 с.

14. Gibbs G., Coffey M. The impact of training of university teachers on their teaching skills, their approach to teaching and the approach to learning of their students // Learning in higher education, 2004. № 5 (1). Р. 87–100.

15. Leblanc R. Good teaching: the top ten requirements // The Teaching Professor. 1998. Vol. 12. № 6. Available at: http://www.biz.colostate.edu/mti/ tips/pages/GoodTeaching.aspx. (Дата обращения 07.03.2014)

16. Smith M. K. What is pedagogy? The encyclopaedia of informal education. Available at: http://infed.org/mobi/what-is-pedagogy/. (Дата обращения 25.02.2014)

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.