Название статьи | О соотношении понятий электронного обучения в высшей школе[1] | ||||
Авторы | Стариченко Борис Евгеньевич, Семенова Ирина Николаевна, Слепухин Александр Владимирович | ||||
В рубрике | ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №9 | Страницы | 51 |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 378.147 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Цель публикации – систематизация и выявление сути понятий «электронное обучение», «дистанционное обучение» и «смешанное обучение», установление их взаимосвязей и соотношений в современном учебном процессе. Отсутствие в педагогической литературе общепринятых трактовок данных, активно осваиваемых и развивающихся в последние годы в высшей школе видов обучения существенно затрудняет конструирование и наполнение дидактической системы профессионального образования. Методы и результаты. На основе сравнительного анализа различных позиций и суждений как исследователей, так и специалистов-практиков сформулирован ключевой признак видового отличия традиционного и электронного обучения – использование (или неиспользование, как в первом случае) в образовательном процессе информационных ресурсов (т. е. устройств и средств обработки, хранения, передачи информации), где учебный материал представлен в цифровом (электронном) формате. Если при традиционных методах и технологиях для решения отдельных образовательных задач применяются элементы электронного обучения, то, с точки зрения авторов, следует говорить о смешанном обучении. Дистанционным обучением предлагается считать электронное обучение в чистом виде (предельный вариант электронного обучения). Научная новизна и практическая значимость. Избранный подход, при котором главным ориентиром является степень применения в образовательном процессе цифровых (электронных) ресурсов, позволяет унифицировано и корректно определить все существующие в современной высшей школе виды обучения (традиционное, дистанционное, электронное и смешанное), установить связь и показать разницу между ними. Это, с точки зрения авторов, обеспечит разумный компромисс при моделировании в высшей школе вариантов подготовки специалистов, которая понимается как совместный труд преподавателя и студента (тов), направленный на приобретение обучаемым знаний, способов деятельности и особенностей коммуникации, соответствующих требованиям будущей профессии, осуществляемый с применением учебных материалов информационного характера и необходимого оборудования. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | электронное обучение, дистанционное обучение, смешанное обучение. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. Москва: МЭСИ, 1999. 196 с. 2. Андреева О. Смешанное обучение как одно из конкурентных преимуществ вузов [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://megaport-nn.ru/content/articles/19161. 3. Артыкбаева Е. В. Теория и технология электронного обучения в общеобразовательной школе: автореф. дис… д-ра пед. наук. Алмата, 2010. 47 с. 4. Дубова Н. E-Learning – обучение с приставкой «е» // Открытые системы. 2004. № 11. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.cpk.mesi.ru/materials/articles/other08/. 5. E-didactics как теоретический базис электронного обучения [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://method-lip.livejournal.com/363.html. 6. Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов педагогических институтов. Москва: Просвещение, 1984. 496 с. 7. Капустин Ю. И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Москва: 2007. 40 с. 8. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. Москва: Академия, 2000. 176 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://slovo.yaxy.ru/87.html 9. Львовский М. Б. О дистанционном обучении [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://onmcso.narod.ru/inf/do.htm. 10. Саейд Бакер А. О содержании понятия «E-Learning – электронное обучение» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2007/1178.htm. 11. Соловов А. В. Дидактический анализ проблематики электронного обучения // IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies: сб. трудов международной конференции. Казань: КГТУ, 2002. С. 212–216. 12. Соловов А. В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. Самара: Новая техника, 2006. 464 с. 13. Фандей В. А. Теоретико-прагматические основы использования формы смешанного обучения иностранному (английскому) языку в языковом вузе: дис… канд. пед. наук. Москва: МГУ, 2012. 175 с. 14. Хуторской А. В. Современная дидактика: учебник для вузов. С.-Петербург: Питер, 2001. 544 с. 15. Bersin J. The Blended Learning Book: Best Practices, Proven Methodologies and Lessons Learned / John Wiley & Sons, 2004. 352 p. 16. Clark D. Blended learning / CEO Epic Group plc, 52 Old Steine, Brighton BN1 1NH, 2003. 44 р. 17. Edelson P. J., Pitman V. V. E-Learning in the United States: New Directions and Opportunities for University Continuning Education // Global E-Journal of Oped, Flexible & Dictance Education. № 1. 2001. P. 71–83. Available at: http://www.ignou.ac.in/e-jurnal/contents/edelson.htm. 18. Garrison D. R. Three generations of technological innovations in distance education // Distance Education. Vol. 6. № 2. 1985. P. 235–241. 19. Keegan D. The impact of new technologies on distance learning students // E-learning & education. Available at: http://eleed.campussource.de/archive/4/1422/. 20. Khan Badrul. A framework for E-learning, 2003. Available at: http://www.bookstoread.com/framework/. 21. Morrison D. E-Learning Strategies. How to get implementation and delivery right first time. Chichester: John Wiley & Sons Inc., 2003. 409 p. 22. Picciano A., Dziuban C. Blended Learning: Research Perspectives. Needham, MA: Sloan Center for Online Education, 2007. 312 p. 23. Rosemberg M. J. E-Learning: Strategies for Delivering Knowledge in the Digital Age. Available at: http://marcrosenberg.com/. 24. Starichenko B. E. Conceptual basics of computer education. Yelm WA USA: Science Publishing Book House, 2013. 184 p. 25. Watwood B. Building from content to community: Rethinking the transition to online teaching and learning: A CTE White Paper / B. Watwood, J. Nugent, William «Bud» Deihl. Virginia Commonwealth University: Center for teaching excellence, 2009. 22 p. [1] Статья подготовлена в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ 2014/392, проектов № № 1942, 2039. |