Стариченко Б.Е., Семенова И.Н., Слепухин А.В.

Название статьи О соотношении понятий электронного обучения в высшей школе[1]
Авторы Стариченко Борис Евгеньевич, Семенова Ирина Николаевна, Слепухин Александр Владимирович
В рубрике ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Год 2014 Номер журнала №9 Страницы 51
Тип статьи   Индекс УДК УДК 378.147 Индекс ББК  
Аннотация

Цель публикации – систематизация и вы­яв­ле­ние сути понятий «электронное обучение», «дистанционное обучение» и «смешанное обучение», установление их взаимосвязей и со­от­но­ше­ний в сов­ре­мен­ном учебном процессе. Отсутствие в пе­да­го­ги­чес­кой литературе общепринятых трактовок данных, активно осваиваемых и раз­ви­ва­ющих­ся в пос­лед­ние годы в выс­шей школе видов обучения существенно затрудняет конструирование и на­пол­не­ние дидактической системы профессионального образования.

Методы и ре­зуль­та­ты. На основе сравнительного анализа различных позиций и суж­де­ний как исследователей, так и спе­ци­алис­тов-прак­ти­ков сформулирован ключевой признак видового отличия традиционного и элек­трон­но­го обучения – использование (или неиспользование, как в пер­вом случае) в об­ра­зо­ва­тель­ном процессе информационных ресурсов (т. е. устройств и средств обработки, хранения, передачи информации), где учебный материал представлен в циф­ро­вом (электронном) формате. Если при традиционных методах и тех­но­ло­ги­ях для решения отдельных образовательных задач применяются элементы электронного обучения, то, с точ­ки зрения авторов, следует говорить о сме­шан­ном обучении. Дистанционным обучением предлагается считать электронное обучение в чис­том виде (предельный вариант электронного обучения).

Научная новизна и прак­ти­чес­кая значимость. Избранный подход, при котором главным ориентиром является степень применения в об­ра­зо­ва­тель­ном процессе цифровых (электронных) ресурсов, позволяет унифицировано и кор­рек­тно определить все существующие в сов­ре­мен­ной высшей школе виды обучения (традиционное, дистанционное, электронное и сме­шан­ное), установить связь и по­ка­зать разницу между ними. Это, с точ­ки зрения авторов, обеспечит разумный компромисс при моделировании в выс­шей школе вариантов подготовки специалистов, которая понимается как совместный труд преподавателя и сту­ден­та (тов), направленный на приобретение обучаемым знаний, способов деятельности и осо­бен­нос­тей коммуникации, соответствующих требованиям будущей профессии, осуществляемый с при­ме­не­ни­ем учебных материалов информационного характера и не­об­хо­ди­мо­го оборудования.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова электронное обучение, дистанционное обучение, смешанное обучение.
Список цитируемой литературы

1. Ан­дре­ев А. А., Солдаткин В. И. Дис­тан­ци­он­ное обучение: сущность, технология, организация. Москва: МЭСИ, 1999. 196 с.

2. Ан­дре­ева О. Сме­шан­ное обучение как одно из конкурентных преимуществ вузов [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://megaport-nn.ru/content/articles/19161.

3. Ар­тык­ба­ева Е. В. Те­ория и тех­но­ло­гия электронного обучения в об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ной школе: автореф. дис… д-ра пед. наук. Алмата, 2010. 47 с.

4. Ду­бо­ва Н. E-Learning – обучение с прис­тав­кой «е» // Открытые системы. 2004. № 11. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.cpk.mesi.ru/materials/articles/other08/.

5. E-didactics как теоретический базис электронного обучения [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://method-lip.livejournal.com/363.html.

6. Иль­ина Т. А. Пе­да­го­ги­ка: курс лекций: учебное пособие для студентов педагогических институтов. Москва: Просвещение, 1984. 496 с.

7. Ка­пус­тин Ю. И. Пе­да­го­ги­чес­кие и ор­га­ни­за­ци­он­ные условия эффективного сочетания очного обучения и при­ме­не­ния технологий дистанционного образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Москва: 2007. 40 с.

8. Код­жас­пи­ро­ва Г. М., Коджаспиров А. Ю. Пе­да­го­ги­чес­кий словарь. Москва: Академия, 2000. 176 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://slovo.yaxy.ru/87.html

9. Львов­ский М. Б. О дис­тан­ци­он­ном обучении [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://onmcso.narod.ru/inf/do.htm.

10. Саейд Бакер А. О со­дер­жа­нии понятия «E-Learning – электронное обучение» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2007/1178.htm.

11. Со­ло­вов А. В. Ди­дак­ти­чес­кий анализ проблематики электронного обучения // IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies: сб. трудов международной конференции. Казань: КГТУ, 2002. С. 212–216.

12. Со­ло­вов А. В. Элек­трон­ное обучение: проблематика, дидактика, технология. Самара: Новая техника, 2006. 464 с.

13. Фан­дей В. А. Те­оре­ти­ко-праг­ма­ти­чес­кие основы использования формы смешанного обучения иностранному (английскому) языку в язы­ко­вом вузе: дис… канд. пед. наук. Москва: МГУ, 2012. 175 с.

14. Ху­тор­ской А. В. Сов­ре­мен­ная дидактика: учебник для вузов. С.-Пе­тер­бург: Питер, 2001. 544 с.

15. Bersin J. The Blended Learning Book: Best Practices, Proven Methodologies and Lessons Learned / John Wiley & Sons, 2004. 352 p.

16. Clark D. Blended learning / CEO Epic Group plc, 52 Old Steine, Brighton BN1 1NH, 2003. 44 р.

17. Edelson P. J., Pitman V. V. E-Learning in the United States: New Directions and Opportunities for University Continuning Education // Global E-Journal of Oped, Flexible & Dictance Education. № 1. 2001. P. 71–83. Available at: http://www.ignou.ac.in/e-jurnal/contents/edelson.htm.

18. Garrison D. R. Three generations of technological innovations in distance education // Distance Education. Vol. 6. № 2. 1985. P. 235–241.

19. Keegan D. The impact of new technologies on distance learning students // E-learning & education. Available at: http://eleed.campussource.de/archive/4/1422/.

20. Khan Badrul. A framework for E-learning, 2003. Available at: http://www.bookstoread.com/framework/.

21. Morrison D. E-Learning Strategies. How to get implementation and delivery right first time. Chichester: John Wiley & Sons Inc., 2003. 409 p.

22. Picciano A., Dziuban C. Blended Learning: Research Perspectives. Needham, MA: Sloan Center for Online Education, 2007. 312 p.

23. Rosemberg M. J. E-Learning: Strategies for Delivering Knowledge in the Digital Age. Available at: http://marcrosenberg.com/.

24. Starichenko B. E. Conceptual basics of computer education. Yelm WA USA: Science Publishing Book House, 2013. 184 p.

25. Watwood B. Building from content to community: Rethinking the transition to online teaching and learning: A CTE White Paper / B. Watwood, J. Nugent, William «Bud» Deihl. Virginia Commonwealth University: Center for teaching excellence, 2009. 22 p.



[1] Статья под­го­тов­ле­на в рам­ках го­су­дар­ствен­но­го за­да­ния Ми­нис­тер­ства об­ра­зо­ва­ния и на­уки РФ 2014/392, про­ек­тов № № 1942, 2039.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.