Название статьи | Формирование органической солидарности в молодежной среде[1] | ||||
Авторы | Ромашкина Гульнара Фатыховна | ||||
В рубрике | СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №9 | Страницы | 69 |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 316.4.051.62 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Цель. В статье рассматриваются процессы социальной организации и проблемы формирования органической солидарности в молодежной среде. Методика и методы. Автором предпринято массовое формализованное и качественное социологическое исследование, на материалах которого показаны типы и мотивы социальной активности представителей различных групп молодежи. Эмпирические изыскания под общим названием «Молодежная политика и социальная активность молодежи» проводились в городах юга Тюменской области в январе-феврале 2014 г. Выборка количественного опроса, состоящая из 859 человек, была многоступенчатой, квотной, репрезентирующей молодых людей от 18 до 30 лет по половозрастному признаку и месту поселения. В ходе работы использовались метод качественного обследования фокус-групп и метод нарративных интервью. Анализ данных производился с опорой на теоретическую концепцию социальной солидарности Э. Дюркгейма, дополненную в современной трактовке понятием «социальный капитал». Результаты. Показано несоответствие декларируемого и реального портрета социально активной и социально пассивной молодежи. В контексте концепции социальной солидарности даны поведенческие характеристики представителей молодого поколения. Обвинения молодежи в общей, глобальной «социальной пассивности» не подтведились эмпирической проверкой. В молодежной среде наиболее привлекательными направлениями для приложения сил являются спорт, творческие проекты, туризм. Наименьший интерес вызывают политические мероприятия и установление контактов, организация встреч с представителями разных культур и национальностей. В иерархии мотивов социальной активности на первом месте находится общение, далее следуют социальные связи, социальные лифты и альтруистические мотивы (общественная польза). Научная новизна. Дана классификация социальных установок поведения современной молодежи. Исходя из конкретных эмпирических данных уточнены термины «органическая/неорганическая солидарность», «социальные связи» и «социальный капитал». Продемонстрированы возможности анализа самопрезентаций социальных групп молодежи. Практическая значимость. Обозначены недостатки современной системы воспитания, спрогнозированы социальные последствия несовпадения вербально формулируемого и мифологически распространяемого образа «социально активной» и «социально пассивной» молодежи. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | солидарность, социальная организация, молодежь, общественная активность, образование, институты, мотивация, нарративные интервью. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Веселов Ю. В., Капусткина Е. В., Минина В. Н. и др. Экономика и социология доверия / под. ред. Ю. В. Веселова. С.‑Петербург: Социол. об-во им. М. М. Ковалевского, 2004. 2. Голуб Г. Б., Фишман И. С., Фишман Л. И. Стандарты третьего поколения: чему учить и что проверять на выходе // Вопросы образования. 2010. № 3. 3. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. Москва: Канон, 1995. 4. Крупец Я. Н. Студенческая молодежь в СМИ, особенности репрезентации // Социологические исследования. 2013. № 10. С. 61–69. 5. Ромашкина Г. Ф., Печеркина И. Ф. Гражданская активность молодежи Тюменского региона // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 8. С. 144–151. 6. Савинков В. И. Национальный проект «Образование»: фактор содействия модернизации системы высшего образования // Университетское управление. 2011. № 1. 7. Федотов Л. П. Внеэкономический капитал и его роль в понимании общества // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 2. С. 230–235. 8. Шигаева В. Неблагонадежных сосчитать! // Независимая газета. 15.03.2011. 9. Putnam R. Making Democracy Work. Civic Tradition in Modern Italy. Princeton: Princeton University Press, 1993. Р. 45. |