Загвязинский В.И., Закирова А.Ф.

Название статьи

Творческое ядро в структуре научного исследования проблем образования[1]

Авторы Загвязинский Владимир Ильич, Закирова Альфия Фагаловна
В рубрике ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ
Год 2014 Номер журнала №10 Страницы 4
Тип статьи   Индекс УДК УДК 37.012(075.8) Индекс ББК  
Аннотация

Цель. Статья является продолжением серии публикаций по практической методологии поисковых работ[2]. Авторы раскрывают теоре­ти­чес­кие и прак­ти­чес­кие аспекты опытно-по­ис­ко­вой деятельности на этапах концептуального осмысления проблемы педагогического исследования, выдви­жения идей, разработки замысла их практического воплощения и фор­ми­ро­ва­ния научно обоснованных конструктивных гипотез.

Методика и ме­то­ды. В ра­бо­те использованы методы теоретического ана­лиза, синтеза, абстрагирования, идеализации, обобщения, конкретизации, сравнения, классификации, экстраполяции, моделирования и гер­ме­нев­ти­чес­кой интерпретации.

Результаты. Представлено научно обоснованное описание процесса творческого исследования проблем образования. Раскрыто содержание по­нятий «концепция», «творческое ядро», «идея», «замысел», «гипотеза исследования». Творческое ядро научного исследования рассмотрено в тес­ной вза­имо­связи с клю­че­вы­ми направлениями научного поиска: определением проблематики, выбором темы и пред­ме­та исследования, уточнением исходных фактов и те­оре­ти­чес­ких положений, оформлением концептуальной базы, установлением принципиальной новизны. Выявлены механизмы исследовательского поиска в про­цес­се продвижения от анализа образовательной ситуации и со­от­вет­ству­ющих исходных фактов – к фор­ми­ро­ва­нию концептуальной плат­фор­мы исследования и даль­нейшей разработке ее инструментальной составляющей. Творческое ядро исследования охарактеризовано как самый сложный его элемент, включающий рождение идеи преобразования, претворение ее в за­мы­сел и раз­вер­ты­ва­ние в про­дук­тив­ную гипотезу. Описаны типы гипотез: рабочие и на­уч­ные (зрелые), функциональные и объ­яс­ни­тель­ные. Показана логико-гно­се­оло­ги­чес­кая структура научной гипотезы. Обоснованы методоло­ги­ческие требования к фор­му­ли­ро­ва­нию научных гипотез. Показаны веро­ят­ные логические ошибки гипотезирования. Даны образцы принципиально новых (прорывных) научно-пе­да­го­ги­чес­ких гипотез, выдвинутых известными российскими учеными в пос­лед­ние десятилетия и под­твер­див­ших свои кон­структивно-пре­об­ра­зу­ющие возможности. Приводятся конкретные примеры неудачных попыток гипотезирования начинающих исследователей.

Научная новизна. Вскрыты механизмы сложного и по­ка еще недостаточно изученного процесса гипотезирования – формирования гипотезы в соз­на­нии исследователя. Акцентируется взаимодополнение алгоритмического и твор­чес­ко­го начал научно-ис­сле­до­ва­тельской деятельности, соединение проективной и реф­лек­сив­ной составляющих научно-пе­да­го­ги­чес­ко­го поиска. Систематизированы типичные методологические ошибки, допускаемые исследователями в про­цес­се выдвижения идей и фор­ми­ро­ва­ния рабочих гипотез.

Практическая значимость. Изложенные в статье материалы помогут педагогам-ис­сле­до­ва­те­лям, студентам, магистрантам, аспирантам и док­то­ран­­там, осваивающим практическую методологию научно-пе­да­го­ги­чес­ко­го поиска, овладеть конкретными методами выдвижения научных гипотез, их обоснования и про­вер­ки, а их научным руководителям – усилить кон­струк­тивность и со­дер­жа­тель­ность наставнической деятельности.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова научно-пе­да­го­ги­чес­кое исследование, творческое ядро исследования, концепция, идея, замысел, гипотеза, гипотезирование.
Список цитируемой литературы

1. Заг­вя­зин­ский В. И. Ис­сле­до­ва­тельская деятельность педагога: учеб­ное пособие. Москва: Академия, 2010. 176 с.

2. Заг­вя­зин­ский В. И., Закирова А. Ф., Атаханов Р. и др. Качественные и ко­ли­че­ствен­ные методы психологических и пе­да­го­ги­чес­ких исследований: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. В. И. Заг­вя­зин­ско­го. Москва: Академия, 2013, 240 с.

3. За­ки­ро­ва А. Ф. Эв­рис­ти­чес­кая природа научно-пе­да­го­ги­чес­ко­го гипо­тезирования // Образование и на­ука: Изв. УрО РАО. 2010. № 10 (78). С. 12–29.

4. Кра­ев­ский В. В., Бережнова Е. В. Ме­то­до­ло­гия педагогики: новый этап: учебное пособие. Москва: Академия, 2006. 400 с.

5. Ор­лов А. Ме­то­до­ло­ги­чес­кие характеристики диссертационного ис­следования – основа его качества // Педагог-со­ис­ка­тель. 2008. № 3. С. 35–40.

6. Пе­да­го­ги­чес­кий словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. И. Заг­вя­зин­ско­го, А. Ф. За­ки­ро­вой. Москва: Академия, 2008. 352 с.

 



[1] Ис­сле­до­ва­ние вы­пол­не­но при фи­нан­со­вой под­дер­жке Рос­сийско­го на­уч­но­го фон­да в рам­ках про­ек­та «Фор­ми­ро­ва­ние прак­ти­ко-ори­ен­ти­ро­ван­ной ис­сле­до­ва­тельской де­ятель­нос­ти пе­да­го­га в мно­го­уров­не­вом уни­вер­си­тет­ском об­ра­зо­ва­нии» (№ 14–18–02520).

[2] См. «Об­ра­зо­ва­ние и на­ука». 2014. № 8.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.