Название статьи | Проектирование индивидуальной траектории профессионального развития как условие успешной профессиональной подготовки | ||||
Авторы | Лысуенко Светлана Анатольевна | ||||
В рубрике | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №10 | Страницы | 47 |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 159.9.072.432 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Целями представленного в статье исследования стали: 1) изучение умений студентов прогнозировать и выстраивать собственное (индивидуальное) профессиональное будущее: ставить профессиональные задачи, определять пути их реализации, адекватно оценивать собственные возможности; 2) установление взаимосвязи между обозначенными умениями и образовательной успешностью в период профессиональной подготовки. Методы. Теоретические методы исследования – обзорный анализ и синтез подходов к изучению вопросов жизненных перспектив личности в зарубежной и отечественной науке; практические методы – эмпирический анализ продуктов, результатов и качества деятельности студентов: контент-анализ содержания эссе на заданную тему, мониторинг учебных достижений и выявление способностей совмещать учебную и трудовую деятельность. Исследование носило констатирующий характер. Обработка полученных данных проводилась с помощью компьютерной программы «Пакет SPSS‑17»; для независимых выборок использовались параметрический метод сравнения и критерий t‑Стьюдента; для анализа номинативных данных – критерий x2‑Пирсона и таблицы сопряженности. Результаты и научная новизна. Данные исследования подтвердили, что учащиеся, демонстрирующие в период профессиональной подготовки способность и готовность к проектированию индивидуального профессионального будущего, обладающие навыками четко формулировать профессиональные цели, верно и рационально определять реальные пути их достижения, а также осознающие важность собственной активности в процессе профессионального становления, демонстрируют более высокие учебно-профессиональные достижения и становятся более квалифицированными специалистами. Практическая значимость. Полученные в ходе исследования результаты указывают на актуальность для современных молодых людей умений проектировать собственную траекторию профессионального развития. Потребность в таких умениях усиливается в условиях неопределенности и стремительно меняющейся реальности, поэтому необходима разработка специальной учебной программы по формированию у студентов знаний и навыков проектирования профессионального будущего. Обучение самостоятельному планированию продвижения в профессии позволит повысить качество образования в вузах и колледжах. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | жизненные перспективы личности, профессиональное развитие личности, индивидуальная траектория профессионального развития, образовательная успешность в период профессиональной подготовки. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. Москва: Мысль, 1991. 298 с. 2. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. 60 с. 3. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология: учебное пособие. С.‑Петербург: Питер, 2003. 256 с. 4. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Академия, 2006. 240 с. 5. Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия. 2‑е изд. С.‑Петербург: Питер, 2009. 464 с. 6. Маркова А. К. Психология профессионализма. Москва: Знание, 1996. 308 с. 7. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д. А. Леонтьева. Москва: Смысл, 2004. 608 с. 8. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. Москва: Наука, 1982. 312 с. 9. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Академия, 2008. 320 с. 10. Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии. С.‑Петербург: Питер, 2002. 720 с. 11. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. С.‑Петербург: Питер, 2003. 864 с. 12. Фрейджер Р., Фэйдимен Дж. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. С.‑Петербург: 2008. 704 с. 13. Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavior change // Psychological Revier. 1977. Vol. 84. Р. 191–215. 14. Super D. E., et al. Vocational Development: A Framework of Research. N. Y., 1957. 391 p. |