Лысуенко С.А.

Название статьи Проектирование индивидуальной траектории профессионального развития как условие успешной профессиональной подготовки
Авторы Лысуенко Светлана Анатольевна
В рубрике ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Год 2014 Номер журнала №10 Страницы 47
Тип статьи   Индекс УДК УДК 159.9.072.432 Индекс ББК  
Аннотация

Це­ля­ми пред­став­лен­но­го в статье ис­сле­до­ва­ния ста­ли: 1) изу­че­ние уме­ний сту­ден­тов прог­но­зи­ро­вать и выс­тра­ивать соб­ствен­ное (ин­ди­ви­ду­аль­ное) про­фес­си­ональ­ное бу­ду­щее: ста­вить про­фес­си­ональ­ные за­да­чи, оп­ре­де­лять пу­ти их ре­али­за­ции, адек­ват­но оце­ни­вать соб­ствен­ные воз­мож­нос­ти; 2) ус­та­нов­ле­ние вза­имос­вя­зи меж­ду обоз­на­чен­ны­ми уме­ни­ями и об­ра­зо­ва­тель­ной ус­пеш­ностью в пе­ри­од про­фес­си­ональ­ной под­го­тов­ки.

Ме­то­ды. Те­оре­ти­чес­кие ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния – об­зор­ный ана­лиз и син­тез под­хо­дов к изу­че­нию воп­ро­сов жиз­нен­ных пер­спек­тив лич­нос­ти в за­ру­беж­ной и оте­че­ствен­ной на­уке; прак­ти­чес­кие ме­то­ды – эм­пи­ри­чес­кий ана­лиз про­дук­тов, ре­зуль­та­тов и ка­че­ства де­ятель­нос­ти сту­ден­тов: кон­тент-ана­лиз со­дер­жа­ния эс­се на за­дан­ную те­му, мо­ни­то­ринг учеб­ных дос­ти­же­ний и вы­яв­ле­ние спо­соб­нос­тей сов­ме­щать учеб­ную и тру­до­вую де­ятель­ность. Ис­сле­до­ва­ние но­си­ло кон­ста­ти­ру­ющий ха­рак­тер. Об­ра­бот­ка по­лу­чен­ных дан­ных про­во­ди­лась с по­мощью компь­ютер­ной прог­рам­мы «Па­кет SPSS‑17»; для не­за­ви­си­мых вы­бо­рок ис­поль­зо­ва­лись па­ра­мет­ри­чес­кий ме­тод срав­не­ния и кри­те­рий t‑Сть­юден­та; для ана­ли­за но­ми­на­тив­ных дан­ных – кри­те­рий x2‑Пир­со­на и таб­ли­цы соп­ря­жен­нос­ти.

Ре­зуль­та­ты и на­уч­ная но­виз­на. Дан­ные ис­сле­до­ва­ния под­твер­ди­ли, что уча­щи­еся, де­монстри­ру­ющие в пе­ри­од про­фес­си­ональ­ной под­го­тов­ки спо­­соб­ность и го­тов­ность к про­ек­ти­ро­ва­нию ин­ди­ви­ду­аль­но­го про­фес­сио­наль­но­го бу­ду­ще­го, об­ла­да­ющие на­вы­ка­ми чет­ко фор­му­ли­ро­вать про­фес­си­ональ­ные це­ли, вер­но и ра­ци­ональ­но оп­ре­де­лять ре­аль­ные пу­ти их дос­ти­же­ния, а так­же осоз­на­ющие важ­ность соб­ствен­ной ак­тив­нос­ти в про­цес­се про­фес­си­ональ­но­го ста­нов­ле­ния, де­монстри­ру­ют бо­лее вы­со­кие учеб­но-про­фес­си­ональ­ные дос­ти­же­ния и ста­но­вят­ся бо­лее ква­ли­фи­ци­ро­ван­ны­ми спе­ци­алис­та­ми.

Прак­ти­чес­кая зна­чи­мость. По­лу­чен­ные в хо­де ис­сле­до­ва­ния ре­зуль­та­ты ука­зы­ва­ют на ак­ту­аль­ность для сов­ре­мен­ных мо­ло­дых лю­дей уме­ний про­ек­ти­ро­вать соб­ствен­ную тра­ек­то­рию про­фес­си­ональ­но­го раз­ви­тия. По­треб­ность в та­ких уме­ни­ях уси­ли­ва­ет­ся в ус­ло­ви­ях не­оп­ре­де­лен­нос­ти и стре­ми­тель­но ме­ня­ющейся ре­аль­нос­ти, по­это­му не­об­хо­ди­ма раз­ра­бот­ка спе­ци­аль­ной учеб­ной прог­рам­мы по фор­ми­ро­ва­нию у сту­ден­тов зна­ний и на­вы­ков про­ек­ти­ро­ва­ния про­фес­си­ональ­но­го бу­ду­ще­го. Обу­че­ние са­мос­то­ятель­но­му пла­ни­ро­ва­нию прод­ви­же­ния в про­фес­сии поз­во­лит по­вы­сить ка­че­ство об­ра­зо­ва­ния в ву­зах и кол­лед­жах.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова жиз­нен­ные пер­спек­ти­вы лич­нос­ти, про­фес­сио­наль­ное раз­ви­тие лич­нос­ти, ин­ди­ви­ду­аль­ная тра­ек­то­рия про­фес­си­ональ­но­го раз­ви­тия, об­ра­зо­ва­тель­ная ус­пеш­ность в пе­ри­од про­фес­си­ональ­ной под­го­тов­ки.
Список цитируемой литературы

1. Абуль­ха­но­ва-Слав­ская К. А. Стра­те­гия жиз­ни. Мос­ква: Мысль, 1991. 298 с.

2. Го­ло­ва­ха Е. И. Жиз­нен­ная пер­спек­ти­ва и про­фес­си­ональ­ное са­мо­оп­ре­де­ле­ние мо­ло­де­жи. Ки­ев: На­уко­ва дум­ка, 1988. 60 с.

3. Дер­кач А. А., За­зы­кин В. Г. Ак­ме­оло­гия: учеб­ное по­со­бие. С.‑Пе­тер­бург: Пи­тер, 2003. 256 с.

4. Зе­ер Э. Ф. Пси­хо­ло­гия про­фес­си­ональ­но­го раз­ви­тия: учеб­ное по­со­бие для сту­ден­тов выс­ших учеб­ных за­ве­де­ний. Мос­ква: Ака­де­мия, 2006. 240 с.

5. Ку­ли­ков Л. В. Пси­хо­ло­гия лич­нос­ти в тру­дах оте­че­ствен­ных пси­хо­ло­гов: хрес­то­ма­тия. 2‑е изд. С.‑Пе­тер­бург: Пи­тер, 2009. 464 с.

6. Мар­ко­ва А. К. Пси­хо­ло­гия про­фес­си­она­лиз­ма. Мос­ква: Зна­ние, 1996. 308 с.

7. Нют­тен Ж. Мо­ти­ва­ция, дей­ствие и пер­спек­ти­ва бу­ду­ще­го / под ред. Д. А. Ле­онть­ева. Мос­ква: Смысл, 2004. 608 с.

8. Пла­то­нов К. К. Сис­те­ма пси­хо­ло­гии и те­ория от­ра­же­ния. Мос­ква: На­ука, 1982. 312 с.

9. Пряж­ни­ков Н. С. Про­фес­си­ональ­ное са­мо­оп­ре­де­ле­ние: те­ория и прак­­ти­ка: учеб­ное по­со­бие для сту­ден­тов выс­ших учеб­ных за­ве­де­ний. Мос­ква: Ака­де­мия, 2008. 320 с.

10. Ру­бин­штейн С. Л., Ос­но­вы об­щей пси­хо­ло­гии. С.‑Пе­тер­бург: Пи­тер, 2002. 720 с.

11. Хек­ха­узен Х. Мо­ти­ва­ция и де­ятель­ность. С.‑Пе­тер­бург: Пи­тер, 2003. 864 с.

12. Фрейджер Р., Фэйди­мен Дж. Лич­ность. Те­ории, уп­раж­не­ния, эк­спе­ри­мен­ты. С.‑Пе­тер­бург: 2008. 704 с.

13. Ban­du­ra A. Self-ef­fi­cacy: To­ward a unif­ying the­ory of be­ha­vi­or chan­ge // Psycho­lo­gi­cal Re­vi­er. 1977. Vol. 84. Р. 191–215.

14. Su­per D. E., et al. Vo­ca­ti­onal De­ve­lop­ment: A Fra­me­work of Re­se­arch. N. Y., 1957. 391 p.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.