Название статьи | Воспитывать – значит созидать жизнь в лучших ее проявлениях | ||||
Авторы | Лурье Леонид Израилевич | ||||
В рубрике | ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №10 | Страницы | 131 |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 37 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Цель публикации – акцентировать давно назревшую необходимость обновления содержания воспитательной работы в российских школах и вузах в соответствии с изменившимися экономическими, социальными и идеологическими условиями развития общества. Методика и методы. В работе использован социально-педагогический анализ проблем, существующих в системе отечественного воспитания и образования. Результаты. Дана авторская трактовка воспитания как контекстного, комплексного, системно-направленного социокультурного воздействия на человека, сообразного целям развития личности, общества и государства. Утверждается, что в идеале воспитание должно перерасти в самовоспитание и выработку стратегии осознанных самоограничений, обусловленных общепризнанными ценностями и нормами морали и нравственности. Рассмотрены причины настоящего кризиса воспитательной деятельности и предлагаемые пути выхода из него. Научная новизна работы заключается в детальной рефлексии состояния современной системы воспитания, подверженной давлению «нормативной педагогики», и выявлении причин слабой социокультурной инициативности педагогической общественности. Выдвигается новое понимание воспитательной деятельности, основанной на либерально-демократических представлениях об обустройстве общества и позволяющей индивидуализировать процесс формирования миропонимания и жизненной позиции «взращиваемого» человека. Практическая значимость состоит в рекомендациях по организации действенной воспитательной деятельности, которая должна объединить всех субъектов образовательного процесса. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | воспитание, культура, контекст, самоограничения, инновационная деятельность. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Ахиезер А. С., Шуровский М. А. От диалога к диалогизации (в свете концепции В. Библера) // Вопросы философии. 2005. № 3. С. 61. 2. Горохова А. В. Основные теории медиа-индустрии и коммуникаций в современном массовом обществе // Вопросы философии. 2009. № 12. С. 51. 3. Дидро Д. Культура чувств. Москва: Искусство, 1968. 185 с. 4. Киселев Г. С. «Вторая Вселенная»: драма свободы // Вопросы философии. 2010. № 3. С. 9. 5. Толстых В. Воспитание чувств // Культура чувств. Москва: Искусство, 1968. 16 с. 6. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273‑ФЗ. 7. Федотова В. Г. Апатия на Западе и в России // Вопросы философии. 2005. № 3. С. 4. 8. Штеренберг М. И. Кризисы и проблемы воспитания // Вопросы философии. 2010. № 4. С. 159–162. 9. Lane R. E. // The Loss of Happiness in Market Democracies. New Haven, L., 2000. P. 3–4. |