Название статьи | Ретардация визуального восприятия как критерий раннего выявления дислексии | ||||
Авторы | Мошкова Ольга Михайловна, | ||||
В рубрике | СПЕЦИАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №10 | Страницы | 105 |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 376.1 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Цель исследования – выявить возможности диагностики несформированности последовательного визуального сканирования печатного текста и холистической стратегии опознания зрительных стимулов, влияющих на успешное формирование у детей навыка чтения. Методология и методы. При разработке диагностической методики выявления нарушения чтения автор опирался на принципы онтогенетичности (от простого к сложному), комплексности, на системный подход и основные положения о закономерностях речевого развития, изложенные в трудах Б. Г. Ананьева, Л. И. Беляковой, Н. И. Жинкина, А. А. Леонтьева, Т. Н. Ушаковой. Помимо принципов, используемых в специальной педагогике, учитывались общие педагогические принципы: наглядности, доступности, сознательности, конкретности, индивидуального подхода, поэтапного формирования навыков и др. В исследовании применялись метод прямого воздействия на нарушенную функцию и метод организации дидактического материала, предполагающий его подбор и систематизацию. Результаты. Для обнаружения у детей предпосылок к нарушениям чтения и дифференцированного коррекционного воздействия на них выделены параметры визуального восприятия, влияющие на успешность овладения чтением школьниками в период начального обучения. Описаны виды визуального поиска: последовательное слежение взором, направленным слева направо, и хаотический поиск, проявляющийся в «скачкообразных» возвратных движениях глаз; определены стратегии визуального опознания: холистическая (целостное опознание иерархически организованных зрительных стимулов) и аналитическая (поэлементное опознание). Доказано, что в процессе обучения чтению у детей осуществляется постепенный переход от хаотического к последовательному поиску, необходимому для правостороннего зрительного сканирования текста, и от аналитической стратегии к холистической. Выявлена ретардация развития визуального восприятия, проявляющаяся в отсутствии данного перехода, которая и обусловливает возникновение нарушения чтения. Научная новизна. Впервые разработана и апробирована диагностическая методика, позволяющая на ранних этапах обнаруживать предрасположенность к возникновению нарушения чтения, связанного с хаотическим визуальным поиском и аналитической стратегией опознания печатных знаков. Традиционная методика преодоления нарушений чтения у детей младших классов дополнена новыми методами и приемами коррекционной работы, направленными на развитие визуального восприятия. Практическая значимость. Диагностическая методика раннего выявления и предупреждения нарушений чтения (дислексии) может использоваться логопедами общеобразовательных учреждений. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | дислексия; нарушение чтения вслух; ретардация визуального восприятия. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Ахутина Т. В., Иншакова О. Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Москва, 2008. 2. Иншакова О. Б. Нарушения письма и чтения учащихся правшей и неправшей: дис. … канд. пед. наук. Москва, 1995. 3. Иншакова О. Б. Развитие графо-моторных навыков у детей 5–7 лет. Москва: Владос, 2005. 4. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. С.‑Петербург: КАРО, 2006. 5. Левашов О. В., Мошкова О. М. Особенность зрительного восприятия текста у детей с различным уровнем навыка чтения // Современное общество и специальное образование / под ред. В. Н. Скворцова. С.‑Петербург, 2007. 6. Мошкова О. М. Взаимосвязь между скоростью чтения вслух и скоростью зрительного поиска вербальных стимулов у младших школьников // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. Сер. «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». 2011. Т. 17. № 1. 7. Мошкова О. М. Диагностическая методика раннего выявления нарушения чтения у детей // Современное образование: Опыт и тенденции развития: материалы V Международной научно-практической конференции: 9–10 апреля, МПГУ. 2013 г. Москва: Прометей, 2013. Ч. 1. 8. Русецкая М. Н. Взаимосвязь нарушений устной речи, зрительных функций и дислексии у учащихся младших классов общеобразовательной школы // Практическая психология и логопедия. 2003. № 1–2. 9. Русецкая М. Н. Взаимосвязь дислексии с нарушениями устной речи и зрительных функций у младших школьников: дис. … канд. пед. наук. Москва, 2003. 10. Чиркина Г. В., Русецкая М. Н. Визуальный тренажер. Москва: Аркти, 2007. 11. Lowenstein L. Dyslexia – a review of literature // Education today. 1996. Vol. 43. № 3. Р. 25–32. 12. Martin M. Hemispheric specialization for local and global processing. Neuropsychologia. 1979. Vol. 17. Р. 33–40. 13. Novan D. Forest Before Trees: The Precedence of Global Features in Visual Perception // Cognitive psychology 1977. № 9. Р. 353–383. 14. Pavlidis G. Th. Detecting Dyslexia through Ophthalmo-kinesis: A Promise for Early Diagnosis // Perspectives on Dyslexia: New York: John Wile & Sons Ltd. 1990. Vol. 2. Р. 199–220. 15. Schmuller J. Hemispheric asymmetry for alphabetic indentification: scaling analysis // Brain and Language. 1979. Vol. 8. Р. 263–274. 16. Snowling M. J. Phonological processing and developmental dyslexia // Journal of research in reading. 1995. Vol. 18 (2). Р. 132–138. |