Шафранов-Куцев Г.Ф., Ефимова Г.З.

Название статьи Социологический портрет старшеклассника университетской (элитной) гимназии в региональном интерьере[1]
Авторы Шафранов-Куцев Геннадий Филиппович, Ефимова Галина Зиновьевна
В рубрике СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Год 2014 Номер журнала №10 Страницы 76
Тип статьи   Индекс УДК УДК 316.477 Индекс ББК  
Аннотация

Цель. В статье ос­ве­ща­ют­ся сос­то­яние и ас­пек­ты ра­бо­ты с ода­рен­ны­ми деть­ми и под­рос­тка­ми, нап­рав­лен­ной на сох­ра­не­ние ге­но­фон­да стра­ны и яв­ля­ющей­ся важ­нейшим ус­ло­ви­ем фор­ми­ро­ва­ния бу­ду­щей вы­со­коп­ро­фес­си­ональ­ной эли­ты. Вы­де­ле­ны на­ибо­лее эф­фек­тив­ные фор­мы ор­га­ни­за­ции и по­ка­за­ны ос­нов­ные пси­хо­ло­го-пе­да­го­ги­чес­кие ме­то­ды этой де­ятель­нос­ти. Обоз­на­че­ны на­ибо­лее важ­ные ка­че­ства де­тей школь­но­го воз­рас­та, от­ли­ча­ющих­ся не­ор­ди­нар­ны­ми ин­тел­лек­ту­аль­ны­ми спо­соб­нос­тя­ми.

Ме­то­ди­ка и ме­то­ды. Эм­пи­ри­чес­кое со­ци­оло­ги­чес­кое ис­сле­до­ва­ние, опи­­сан­ное в статье, про­во­ди­лось ме­то­дом сплош­но­го ан­кет­но­го оп­ро­са уча­щих­ся 10‑х и 11‑х клас­сов ака­де­ми­чес­кой гим­на­зии Тю­мен­ско­го го­су­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та и вы­бо­роч­но­го оп­ро­са стар­шек­лас­сни­ков пя­ти субъ­ек­тов Уральско­го фе­де­раль­но­го ок­ру­га. Для ана­ли­за дан­ных ис­поль­зо­ва­лась компь­ютер­ная прог­рам­ма ста­тис­ти­чес­кой об­ра­бот­ки SPSS.

На­уч­ная но­виз­на. Ав­то­ра­ми пуб­ли­ка­ции рас­смот­ре­ны сов­ре­мен­ная фе­де­раль­ная и ре­ги­ональ­ная ин­фрас­трук­ту­ра ра­бо­ты с ода­рен­ны­ми деть­ми и спо­со­бы оцен­ки эф­фек­тив­нос­ти по­доб­ной ра­бо­ты. Скор­рек­ти­ро­ва­но по­ня­тие «элит­ная шко­ла». Пред­став­лен со­ци­оло­ги­чес­кий пор­трет стар­шек­лас­сни­ка, обу­ча­юще­го­ся в спе­ци­аль­но соз­дан­ном уч­реж­де­нии элит­но­го об­ще­го об­ра­зо­ва­ния.

Ре­зуль­та­ты. Про­ана­ли­зи­ро­ва­на це­ле­нап­рав­лен­ная де­ятель­ность по вы­яв­ле­нию и под­дер­жке та­лан­тли­вых де­тей в тю­мен­ском ре­ги­оне. В ка­че­стве при­ме­ра опи­сан опыт ака­де­ми­чес­кой гим­на­зии при Тю­мен­ском го­су­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те, во­шед­шей в топ-25 луч­ших школ Рос­сии. В хо­де со­ци­оло­ги­чес­ко­го ис­сле­до­ва­ния вы­яв­ле­ны и со­пос­тав­ле­ны ду­хов­но-нрав­ствен­ные цен­нос­ти и со­ци­аль­но-про­фес­си­ональ­ные ори­ен­та­ции стар­шек­лас­сни­ков элит­ной гим­на­зии и обыч­ных об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных школ. На ос­но­ве ре­зуль­та­тов оп­ро­сов вы­яс­не­но, что по срав­не­нию со сво­ими сверстни­ка­ми гим­на­зис­ты от­ли­ча­ют­ся боль­шим со­ци­аль­ным оп­ти­миз­мом, бо­лее праг­ма­тич­ным под­хо­дом к про­фес­си­ональ­но­му са­мо­оп­ре­де­ле­нию и де­монстри­ру­ют ак­тив­ную жиз­нен­ную по­зи­цию. При вы­бо­ре бу­ду­щей про­фес­сии са­мы­ми зна­чи­мы­ми для них кри­те­ри­ями яв­ля­ют­ся ин­те­рес к кон­крет­ной спе­ци­аль­нос­ти и ее со­от­вет­ствие их ин­ди­ви­ду­аль­ным спо­соб­нос­тям. Об­на­ру­же­ны и не­ко­то­рые не­га­тив­ные мо­мен­ты, тре­бу­ющие осо­бых учеб­но-вос­пи­та­тель­ных и ор­га­ни­за­ци­он­ных мер. Не­об­хо­ди­мо, в час­тнос­ти, до­би­вать­ся как мож­но бо­лее адек­ват­ной, ре­алис­тич­ной са­мо­оцен­ки уча­щи­ми­ся сво­его по­тен­ци­ала и воз­мож­нос­тей; пред­при­нять ша­ги для сни­же­ния чис­ла «по­тен­ци­аль­ных миг­ран­тов» сре­ди на­ибо­лее та­лан­тли­вой час­ти мо­ло­де­жи.

Прак­ти­чес­кая зна­чи­мость. Ре­зуль­та­ты ис­сле­до­ва­ния рас­ши­ря­ют зна­ния о лич­нос­тных ха­рак­те­рис­ти­ках вы­пус­кни­ков элит­ных учеб­ных за­ве­де­ний об­ще­го об­ра­зо­ва­ния и мо­гут слу­жить ба­зой для при­ня­тия мер, спо­соб­ству­ющих зак­реп­ле­нию ода­рен­ных мо­ло­дых лю­дей в род­ном го­ро­де и ре­ги­оне. Ме­то­ди­ка из­ло­жен­но­го ис­сле­до­ва­ния мо­жет быть по­лез­на со­ци­оло­гам, пси­хо­ло­гам и пе­да­го­гам для про­ве­де­ния пла­но­вых и опе­ра­тив­ных мо­ни­то­рин­го­вых ис­сле­до­ва­ний.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова ода­рен­ность де­тей и под­рос­тков, элит­ная шко­ла, ду­хов­но-нрав­ствен­ные цен­нос­ти и про­фес­си­ональ­ные ори­ен­та­ции стар­шек­лас­сни­ков.
Список цитируемой литературы

1. В Тю­ме­ни появится элитная суперсовременная школа [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.vsluh.ru/news/society/225561.html.

2. Дюр­кгейм Э. Пе­да­го­ги­ка и со­ци­оло­гия. Москва: Канон, 1995.

3. Ивойло­ва И. Хо­чу в выс­ший класс. Какие школы вошли в топ-500 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/09/17/shkoli-site.html.

4. Иг­на­то­ва О. При МГУ построят школу для одаренных детей [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/05/29/shkola-site.html.

5. По­ло­же­ние о гим­на­зии Тюменского государственного университета (новая редакция от 22.12.2005) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.agymn.utmn.ru/resources/docs/1.pdf.

6. Ра­бо­чая концепция одаренности: выдержки [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/593595/.

7. Рас­по­ря­же­ние Правительства Российской Федерации от 26 ян­ва­ря 2007 г. № 79‑р, г. Москва. Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2007–2010 го­ды [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2007/02/02/deti-rossii-dok.html.

8. Фе­де­раль­ная программа «Дети России» на 2007–2010 го­ды [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.programs-gov.ru/13_1.php.

9. Фельдштейн Д. И. Нуж­на новая концепция образования // Профессиональное образование. Столица. 2013. № 12. С. 7–12.

10. Шаф­ра­нов-Ку­цев Г. Ф. Под­го­тов­ка педагогов для работы с ода­рен­ны­ми детьми и под­рос­тка­ми в струк­ту­ре современного университетского комплекса // Образование и на­ука. 2013. № 6. С. 3–16.

11. Элит­ная школа [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// magadan.tulp.ru/attribute/jelitnaja-shkola.

12. Эт­кинд А. Рус­ская болезнь [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/opinion/news/27948381/russkaya-bolezn.

13. Юф­фа А. Я., Алексеев Н. А. Та­лант на вес золота // Учительская газета. 2014. 28 ян­ва­ря.

14. Heller K. A., Mönks F. J., Subotnik R., Sternberg R. J. International Handbook of Giftedness and Talent. Pergamon. 2000. 950 p.

15. Southern W. T. & Jones E. D. The academic acceleration of gifted children. New York: Teachers College Press. 1991. 242 p.



[1] Ис­сле­до­ва­ние вы­пол­не­но при фи­нан­со­вой под­дер­жке Рос­сийско­го на­уч­но­го фон­да в рам­ках про­ек­та «Фор­ми­ро­ва­ние прак­ти­ко­ори­ен­ти­ро­ван­ной ис­сле­до­ва­тельской де­ятель­нос­ти пе­да­го­га в мно­го­уров­не­вом уни­вер­си­тет­ском об­ра­зо­ва­нии» (№ 14–18–02520)

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.