Название статьи | Социологический портрет старшеклассника университетской (элитной) гимназии в региональном интерьере[1] | ||||
Авторы | Шафранов-Куцев Геннадий Филиппович, Ефимова Галина Зиновьевна | ||||
В рубрике | СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №10 | Страницы | 76 |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 316.477 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Цель. В статье освещаются состояние и аспекты работы с одаренными детьми и подростками, направленной на сохранение генофонда страны и являющейся важнейшим условием формирования будущей высокопрофессиональной элиты. Выделены наиболее эффективные формы организации и показаны основные психолого-педагогические методы этой деятельности. Обозначены наиболее важные качества детей школьного возраста, отличающихся неординарными интеллектуальными способностями. Методика и методы. Эмпирическое социологическое исследование, описанное в статье, проводилось методом сплошного анкетного опроса учащихся 10‑х и 11‑х классов академической гимназии Тюменского государственного университета и выборочного опроса старшеклассников пяти субъектов Уральского федерального округа. Для анализа данных использовалась компьютерная программа статистической обработки SPSS. Научная новизна. Авторами публикации рассмотрены современная федеральная и региональная инфраструктура работы с одаренными детьми и способы оценки эффективности подобной работы. Скорректировано понятие «элитная школа». Представлен социологический портрет старшеклассника, обучающегося в специально созданном учреждении элитного общего образования. Результаты. Проанализирована целенаправленная деятельность по выявлению и поддержке талантливых детей в тюменском регионе. В качестве примера описан опыт академической гимназии при Тюменском государственном университете, вошедшей в топ-25 лучших школ России. В ходе социологического исследования выявлены и сопоставлены духовно-нравственные ценности и социально-профессиональные ориентации старшеклассников элитной гимназии и обычных общеобразовательных школ. На основе результатов опросов выяснено, что по сравнению со своими сверстниками гимназисты отличаются большим социальным оптимизмом, более прагматичным подходом к профессиональному самоопределению и демонстрируют активную жизненную позицию. При выборе будущей профессии самыми значимыми для них критериями являются интерес к конкретной специальности и ее соответствие их индивидуальным способностям. Обнаружены и некоторые негативные моменты, требующие особых учебно-воспитательных и организационных мер. Необходимо, в частности, добиваться как можно более адекватной, реалистичной самооценки учащимися своего потенциала и возможностей; предпринять шаги для снижения числа «потенциальных мигрантов» среди наиболее талантливой части молодежи. Практическая значимость. Результаты исследования расширяют знания о личностных характеристиках выпускников элитных учебных заведений общего образования и могут служить базой для принятия мер, способствующих закреплению одаренных молодых людей в родном городе и регионе. Методика изложенного исследования может быть полезна социологам, психологам и педагогам для проведения плановых и оперативных мониторинговых исследований. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | одаренность детей и подростков, элитная школа, духовно-нравственные ценности и профессиональные ориентации старшеклассников. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. В Тюмени появится элитная суперсовременная школа [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.vsluh.ru/news/society/225561.html. 2. Дюркгейм Э. Педагогика и социология. Москва: Канон, 1995. 3. Ивойлова И. Хочу в высший класс. Какие школы вошли в топ-500 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/09/17/shkoli-site.html. 4. Игнатова О. При МГУ построят школу для одаренных детей [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/05/29/shkola-site.html. 5. Положение о гимназии Тюменского государственного университета (новая редакция от 22.12.2005) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.agymn.utmn.ru/resources/docs/1.pdf. 6. Рабочая концепция одаренности: выдержки [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/593595/. 7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 г. № 79‑р, г. Москва. Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2007–2010 годы [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2007/02/02/deti-rossii-dok.html. 8. Федеральная программа «Дети России» на 2007–2010 годы [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.programs-gov.ru/13_1.php. 9. Фельдштейн Д. И. Нужна новая концепция образования // Профессиональное образование. Столица. 2013. № 12. С. 7–12. 10. Шафранов-Куцев Г. Ф. Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми и подростками в структуре современного университетского комплекса // Образование и наука. 2013. № 6. С. 3–16. 11. Элитная школа [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// magadan.tulp.ru/attribute/jelitnaja-shkola. 12. Эткинд А. Русская болезнь [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/opinion/news/27948381/russkaya-bolezn. 13. Юффа А. Я., Алексеев Н. А. Талант на вес золота // Учительская газета. 2014. 28 января. 14. Heller K. A., Mönks F. J., Subotnik R., Sternberg R. J. International Handbook of Giftedness and Talent. Pergamon. 2000. 950 p. 15. Southern W. T. & Jones E. D. The academic acceleration of gifted children. New York: Teachers College Press. 1991. 242 p. [1] Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках проекта «Формирование практикоориентированной исследовательской деятельности педагога в многоуровневом университетском образовании» (№ 14–18–02520) |