Название статьи | Концепция воспитания и социализации осужденных в исправительных учреждениях России | ||||
Авторы | Волов Вячеслав Теодорович, Волов Всеволод Вячеславович | ||||
В рубрике | СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №10 | Страницы | 60 |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 343.2 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Цель статьи – представить авторскую концепцию исправления и развития личности осужденных. Пенитенциарная система в том виде, в каком она пребывает сейчас, вместо ресоциализации инициирует десоциализацию личности, т. е. изоляция людей, преступивших закон, не способствует их исправлению и перевоспитанию. При внешней макроизоляции от социума осужденный при всем желании не может изолироваться от криминогенного микросоциума закрытого учреждения, где он отбывает наказание. Длительное пребывание в таком положении часто приводит к разрушению нормативно-ценностной сферы личности и рецидиву асоциального поведения. Авторами публикации предлагается один из возможных вариантов положительной социализации в экстремальных условиях заключения – предоставление осужденным возможности дистанционного профессионального обучения в высшем учебном заведении. Методы. В ходе продолжительного эксперимента по социализации осужденных посредством получения ими высшего образования использовался лонгитюдный метод исследования. Количественные измерения проводились на основе мониторинга и статических данных компаративного анализа нормативно-ценностных характеристик у обучающихся и необучающихся осужденных. Использовались экспертные оценки сотрудников исправительных учреждений и преподавателей высшей школы (Современной гуманитарной академии), а также глубинные интервью с бывшими осужденными, окончившими вуз. Основные результаты и научная новизна. Вскрыта суть феномена пенитенциарной изоляции. Обозначены внешние и внутренние факторы, определяющие процесс социализации / десоциализации осужденного в исправительном учреждении. Среди них как наиболее действенные и позитивные выделены религия и пенитенциарное образование. Сформулированы принципы коррекции личности на основе получения заключенным высшего образования: принцип экстремальности, принцип конгруэнтности, принцип баланса персональной изоляции и социальной коммуникации. Описаны механизм компенсации социально-психологического отчуждения осужденного и инновационный механизм управления процессом его позитивной социализации. Представлены результаты реализации разработанной на основе авторской концепции программы социализации заключенных, которая прошла успешную апробацию в 33 исправительных учреждениях Самарской области. Практическая значимость. Авторы статьи надеются, что их опыт преодоления социально-психологических барьеров социализации осужденных, коррекции их поведения, профилактики рецидивов криминальных проявлений получит более широкое распространение и позволит лицам, отбывающим наказание, обрести перспективу достойной жизни в обществе. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | социализация осужденного, принцип экстремальности, принцип конгруэнтности, принцип баланса персональной изоляции и социальной коммуникации. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Алферов Ю. А. Пенитенциарная социология. Особенная часть 1 (предметно-методический аспект): учебник для высших учебных заведений МВД России в 2 ч. Домодедово: РИПК МВД России, 1995. 182 с. 2. Андреев В. И. Педагогика. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 3. Белкин С. Г. Об особенностях получения высшего образования в местах лишения свободы // Информационные и коммуникационные технологии в образовании: материалы Международной конференции «ИКТО‑2004», 28 мая 2004 г., Москва / под общ. ред. В. Д. Шадрикова. Москва: СГУ, 2004. 192 с. 4. Волов В. В. Сублимирующий психологический эффект высшего образования и его влияние на психику заключенных // Сборник материалов Всероссийской конференции «Обучение осужденных». С.‑Петербург, 2001. С. 82–86. 5. Волов В. Т. Высшее образование как фактор управления социализацией осужденных в исправительном учреждении. Москва: СГА, 2009. 393 с. 6. Волов В. Т. Высшее образование осужденных как фактор социальной безопасности общества. Самара: СНЦ РАН, 2013. С. 393. 7. Волов В. Т. Высшее профессиональное образование и воспитание в экстремальных условиях на базе информационно-коммуникационных технологий обучения // Вестник Тюменского государственного университета. 2008. № 2. С. 22–28. 8. Волов В. Т. Инновационная система воспитания в экстремальных условиях // Вестник Волгоградского университета. 2008. № 4 (28). С. 49–54. 9. Волов В. Т. Исследование мотивационно-ценностных характеристик среды осужденных при обучении в вузе в условиях пенитенциарного учреждения // Вестник Университета РАО. 2009. № 3. С. 141–147. 10. Волов В. Т. Социально-педагогические проблемы обучения в условиях пенитенциарной системы России. Самара: Бахрах‑М, 2008. 294 с. 11. Волов В. Т. Теоретико-методологические основы исследования проблемы управления социализацией личности осужденного: монография / В. Т. Волов, Н. Ю. Волова, В. В. Волов. Москва: Институт социальной педагогики РАО, 2011. 175 с. 12. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва: Смысл, 2001. 365 с. 13. DevEd. News and notes / UNICEF. Development education centre. Geneva, 1982. 40 p. 14. Hartmann Heinz. Ego-Psychology and the Problem of Adaptation. NY.: International University Press, 1950. 15. Fuchs I. H. The promise and challenge of new technologies in Higher education // Proceedings of the American Philosophy society Philadelphia. 1998. Vol. 142. № 2. P. 197–206. 16. Freed J. E., Klugman M. R. Quality principles and practices in Higher education: different questions for different times // SPA journal. Chicago. 1997/98. Vol. 29, № 3–4. 17. Klix F Parameters of cognitive efficiency: A new approach to measuring human intelligence. Wien, Munchen, 1985. 95 p. |