Волов В.Т., Волов В.В.

Название статьи Концепция воспитания и социализации осужденных в исправительных учреждениях России
Авторы Волов Вячеслав Теодорович, Волов Всеволод Вячеславович
В рубрике СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Год 2014 Номер журнала №10 Страницы 60
Тип статьи   Индекс УДК УДК 343.2 Индекс ББК  
Аннотация

Цель статьи – пред­ста­вить ав­тор­скую кон­цеп­цию ис­прав­ле­ния и раз­ви­тия лич­нос­ти осуж­ден­ных. Пе­ни­тен­ци­ар­ная сис­те­ма в том ви­де, в ка­ком она пре­бы­ва­ет сейчас, вмес­то ре­со­ци­али­за­ции ини­ци­иру­ет де­со­ци­али­за­цию лич­нос­ти, т. е. изо­ля­ция лю­дей, прес­ту­пив­ших за­кон, не спо­соб­ству­ет их ис­прав­ле­нию и пе­ре­вос­пи­та­нию. При внеш­ней мак­ро­изо­ля­ции от со­ци­ума осуж­ден­ный при всем же­ла­нии не мо­жет изо­ли­ро­вать­ся от кри­ми­но­ген­но­го мик­ро­со­ци­ума зак­ры­то­го уч­реж­де­ния, где он от­бы­ва­ет на­ка­за­ние. Дли­тель­ное пре­бы­ва­ние в та­ком по­ло­же­нии час­то при­во­дит к раз­ру­ше­нию нор­ма­тив­но-цен­нос­тной сфе­ры лич­нос­ти и ре­ци­ди­ву асо­ци­аль­но­го по­ве­де­ния. Ав­то­ра­ми пуб­ли­ка­ции пред­ла­га­ет­ся один из воз­мож­ных ва­ри­ан­тов по­ло­жи­тель­ной со­ци­али­за­ции в экстре­маль­ных ус­ло­ви­ях зак­лю­че­ния – пред­ос­тав­ле­ние осуж­ден­ным воз­мож­нос­ти дис­тан­ци­он­но­го про­фес­си­ональ­но­го обу­че­ния в выс­шем учеб­ном за­ве­де­нии.

Ме­то­ды. В хо­де про­дол­жи­тель­но­го эк­спе­ри­мен­та по со­ци­али­за­ции осуж­ден­ных пос­ред­ством по­лу­че­ния ими выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния ис­поль­зо­вал­ся лон­ги­тюд­ный ме­тод ис­сле­до­ва­ния. Ко­ли­че­ствен­ные из­ме­ре­ния про­во­ди­лись на ос­но­ве мо­ни­то­рин­га и ста­ти­чес­ких дан­ных ком­па­ра­тив­но­го ана­ли­за нор­ма­тив­но-цен­нос­тных ха­рак­те­рис­тик у обу­ча­ющих­ся и не­обу­ча­ющих­ся осуж­ден­ных. Ис­поль­зо­ва­лись эк­спер­тные оцен­ки сот­руд­ни­ков ис­пра­ви­тель­ных уч­реж­де­ний и пре­по­да­ва­те­лей выс­шей шко­лы (Сов­ре­мен­ной гу­ма­ни­тар­ной ака­де­мии), а так­же глу­бин­ные ин­тервью с быв­ши­ми осуж­ден­ны­ми, окон­чив­ши­ми вуз.

Ос­нов­ные ре­зуль­та­ты и на­уч­ная но­виз­на. Вскры­та суть фе­но­ме­на пе­ни­тен­ци­ар­ной изо­ля­ции. Обоз­на­че­ны внеш­ние и внут­рен­ние фак­то­ры, оп­ре­де­ля­ющие про­цесс со­ци­али­за­ции / де­со­ци­али­за­ции осуж­ден­но­го в ис­пра­ви­тель­ном уч­реж­де­нии. Сре­ди них как на­ибо­лее дей­ствен­ные и по­зи­тив­ные вы­де­ле­ны ре­ли­гия и пе­ни­тен­ци­ар­ное об­ра­зо­ва­ние. Сфор­му­ли­ро­ва­ны прин­ци­пы кор­рек­ции лич­нос­ти на ос­но­ве по­лу­че­ния зак­лю­чен­ным выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния: прин­цип экстре­маль­нос­ти, прин­цип кон­гру­эн­тнос­ти, прин­цип ба­лан­са пер­со­наль­ной изо­ля­ции и со­ци­аль­ной ком­му­ни­ка­ции. Опи­са­ны ме­ха­низм ком­пен­са­ции со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­чес­ко­го от­чуж­де­ния осуж­ден­но­го и ин­но­ва­ци­он­ный ме­ха­низм уп­рав­ле­ния про­цес­сом его по­зи­тив­ной со­циа­ли­за­ции. Пред­став­ле­ны ре­зуль­та­ты ре­али­за­ции раз­ра­бо­тан­ной на ос­но­ве ав­тор­ской кон­цеп­ции прог­рам­мы со­ци­али­за­ции зак­лю­чен­ных, ко­то­рая прош­ла ус­пеш­ную ап­ро­ба­цию в 33 ис­пра­ви­тель­ных уч­реж­де­ни­ях Са­мар­ской об­лас­ти.

Прак­ти­чес­кая зна­чи­мость. Ав­то­ры статьи на­де­ют­ся, что их опыт пре­одо­ле­ния со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­чес­ких барь­еров со­ци­али­за­ции осуж­ден­ных, кор­рек­ции их по­ве­де­ния, про­фи­лак­ти­ки ре­ци­ди­вов кри­ми­наль­ных про­яв­ле­ний по­лу­чит бо­лее ши­ро­кое рас­прос­тра­не­ние и поз­во­лит ли­цам, от­бы­ва­ющим на­ка­за­ние, об­рес­ти пер­спек­ти­ву дос­тойной жиз­ни в об­ще­стве.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова со­ци­али­за­ция осуж­ден­но­го, прин­цип экстре­маль­нос­ти, прин­цип кон­гру­эн­тнос­ти, прин­цип ба­лан­са пер­со­наль­ной изо­ля­ции и со­ци­аль­ной ком­му­ни­ка­ции.
Список цитируемой литературы

1. Ал­фе­ров Ю. А. Пе­ни­тен­ци­ар­ная со­ци­оло­гия. Осо­бен­ная часть 1 (пред­мет­но-ме­то­ди­чес­кий ас­пект): учеб­ник для выс­ших учеб­ных за­ве­де­ний МВД Рос­сии в 2 ч. До­мо­де­до­во: РИПК МВД Рос­сии, 1995. 182 с.

2. Ан­дре­ев В. И. Пе­да­го­ги­ка. Ка­зань: Центр ин­но­ва­ци­он­ных тех­но­ло­гий, 2000.

3. Бел­кин С. Г. Об осо­бен­нос­тях по­лу­че­ния выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния в мес­тах ли­ше­ния сво­бо­ды // Ин­фор­ма­ци­он­ные и ком­му­ни­ка­ци­он­ные тех­но­ло­гии в об­ра­зо­ва­нии: ма­те­ри­алы Меж­ду­на­род­ной кон­фе­рен­ции «ИК­ТО‑2004», 28 мая 2004 г., Мос­ква / под общ. ред. В. Д. Шад­ри­ко­ва. Мос­ква: СГУ, 2004. 192 с.

4. Во­лов В. В. Суб­ли­ми­ру­ющий пси­хо­ло­ги­чес­кий эф­фект выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния и его вли­яние на пси­хи­ку зак­лю­чен­ных // Сбор­ник ма­те­ри­алов Все­рос­сийской кон­фе­рен­ции «Обу­че­ние осуж­ден­ных». С.‑Пе­тер­бург, 2001. С. 82–86.

5. Во­лов В. Т. Выс­шее об­ра­зо­ва­ние как фак­тор уп­рав­ле­ния со­ци­али­за­цией осуж­ден­ных в ис­пра­ви­тель­ном уч­реж­де­нии. Мос­ква: СГА, 2009. 393 с.

6. Во­лов В. Т. Выс­шее об­ра­зо­ва­ние осуж­ден­ных как фак­тор со­ци­аль­ной бе­зо­пас­нос­ти об­ще­ства. Са­ма­ра: СНЦ РАН, 2013. С. 393.

7. Во­лов В. Т. Выс­шее про­фес­си­ональ­ное об­ра­зо­ва­ние и вос­пи­та­ние в экстре­маль­ных ус­ло­ви­ях на ба­зе ин­фор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­ка­ци­он­ных тех­но­ло­гий обу­че­ния // Вес­тник Тю­мен­ско­го го­су­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. 2008. № 2. С. 22–28.

8. Во­лов В. Т. Ин­но­ва­ци­он­ная сис­те­ма вос­пи­та­ния в экстре­маль­ных ус­ло­ви­ях // Вес­тник Вол­гог­рад­ско­го уни­вер­си­те­та. 2008. № 4 (28). С. 49–54.

9. Во­лов В. Т. Ис­сле­до­ва­ние мо­ти­ва­ци­он­но-цен­нос­тных ха­рак­те­рис­тик сре­ды осуж­ден­ных при обу­че­нии в ву­зе в ус­ло­ви­ях пе­ни­тен­ци­ар­но­го уч­реж­де­ния // Вес­тник Уни­вер­си­те­та РАО. 2009. № 3. С. 141–147.

10. Во­лов В. Т. Со­ци­аль­но-пе­да­го­ги­чес­кие проб­ле­мы обу­че­ния в ус­ло­ви­ях пе­ни­тен­ци­ар­ной сис­те­мы Рос­сии. Са­ма­ра: Бах­рах‑М, 2008. 294 с.

11. Во­лов В. Т. Те­оре­ти­ко-ме­то­до­ло­ги­чес­кие ос­но­вы ис­сле­до­ва­ния проб­ле­мы уп­рав­ле­ния со­ци­али­за­цией лич­нос­ти осуж­ден­но­го: мо­ног­ра­фия / В. Т. Во­лов, Н. Ю. Во­ло­ва, В. В. Во­лов. Мос­ква: Ин­сти­тут со­ци­аль­ной пе­да­го­ги­ки РАО, 2011. 175 с.

12. Яс­вин В. А. Об­ра­зо­ва­тель­ная сре­да: от мо­де­ли­ро­ва­ния к про­ек­ти­ро­ва­нию. Мос­ква: Смысл, 2001. 365 с.

13. De­vEd. News and no­tes / UNI­CEF. De­ve­lop­ment edu­ca­ti­on centre. Ge­ne­va, 1982. 40 p.

14. Hartmann He­inz. Ego-Psycho­logy and the Prob­lem of Adap­ta­ti­on. NY.: In­ter­na­ti­onal Uni­ver­sity Press, 1950.

15. Fuchs I. H. The pro­mi­se and chal­len­ge of new techno­lo­gi­es in Hig­her edu­ca­ti­on // Pro­ce­edings of the Ame­ri­can Phi­lo­sophy so­ci­ety Phi­la­delphia. 1998. Vol. 142. № 2. P. 197–206.

16. Fre­ed J. E., Klug­man M. R. Qua­lity prin­cip­les and prac­ti­ces in Hig­her edu­ca­ti­on: dif­fe­rent qu­es­ti­ons for dif­fe­rent ti­mes // SPA jo­ur­nal. Chi­ca­go. 1997/98. Vol. 29, № 3–4.

17. Klix F Pa­ra­me­ters of cog­ni­ti­ve ef­fi­ci­ency: A new appro­ach to me­asu­ring hu­man in­tel­li­gen­ce. Wi­en, Munchen, 1985. 95 p.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.