Название статьи | Особенности стратегии развития высшего образования в США в современных условиях | ||||
Авторы | Фомина Ольга Ивановна, | ||||
В рубрике | ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №10 | Страницы | 118 |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 378 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Цель работы – исследовать современное состояние высшего образования в США и показать препятствия на пути его инновационного совершенствования; выявить специфику государственной политики в Соединенных Штатах относительно высшей школы; обозначить факторы, которые влияют на успешность деятельности американских исследовательских университетов в последние десятилетия. Методика и методы. При рассмотрении социально-экономических условий и особенностей функционирования американских высших учебных заведений во второй половине XX – начале XXI в. использовались методы ретроспективного и логического анализа. Выводы о состоянии и перспективах развития высшего образования в США сделаны на основе обзора и авторской интерпретации содержания оригинальных документальных источников и официальных статистических данных. Результаты. Обозначены группы факторов, которые обеспечивают эффективность функционирования ведущих исследовательских университетов США. Снизить зависимость от экономической нестабильности, обеспечить динамичность развития и адекватно реагировать на вызовы современности американским вузам позволяют диверсификация источников финансирования, концентрация талантов в профессорско-преподавательской, научной, студенческой средах, обеспечение академической мобильности, благоприятная структура управления. Дана характеристика сложившейся в настоящий период системы высшего образования Соединенных Штатах; определены направления ее инновационного развития в современных условиях. Научная новизна. Констатируя неоспоримый факт того, что особенности системы высшего образования в США обусловлены стремлением этого государства удерживать лидирующие позиции в мировом сообществе, автор формулирует и обосновывает проблемы американской высшей школы, вызванные экономическим кризисом начала XXI в. и существенно повлиявшие на государственную стратегию в сфере управления образованием и корпоративную политику вузов. Вскрыты противоречия инновационного развития высшего образования США. Стремление стабилизировать свое финансовое положение заставляет университеты повышать плату за обучение и ориентироваться на обеспеченных студентов, что негативно сказывается на формировании интеллектуального потенциала страны. Массификация высшего образования, получаемого посредством дистанционных технологий, с одной стороны, приносит международную популярность американским вузам, с другой стороны, снижает качество образования. Практическая значимость. Изучение положительного зарубежного опыта и просчетов американских коллег в выборе стратегии управления и организации высшей школы поможет отечественным специалистам найти собственный путь рациональной и эффективной модернизации профессионального образования. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | высшее образование в США, исследовательские университеты, инновационное развитие, конкурентоспособность вузов, массификация высшего образования, финансирование, управление, дистанционное обучение. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Будущее высшего образования и академической профессии: страны БРИК и США / под ред. Ф. Альтбаха и др. Москва: Высшая школа экономики, 2013. С. 12. 2. Беспалова О. И. Проблемы развития университетского образования в России и за рубежом // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 4 (8). С. 6–9. 3. Гейджер Р. Последствия финансового кризиса для высшего образования США [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.ihe.nkaoko.kz/archive/ (дата обращения 15.04.2014). 4. Емельянов С. В. Приоритеты финансирования НИОКР в период администрации Барака Обамы [Электрон. ресурс] // Россия и Америка в XXI веке. 2012. № 1. Режим доступа: http://www.rusus.ru/?act=read&id=316 (дата обращения 25.04.2014). 5. Как платят профессорам? Глобальное сравнение систем вознаграждения и контрактов / под ред. Ф. Альтбаха, Л. Райсберг, М. Юдкевич, Г. Андрущака, И. Пачеко. Москва: Высшая школа экономики, 2012. 439 с. 6. Партнерство университетов и бизнеса: опыт США: информационно-аналитические материалы // Программа «Эврика» /сост. И. Г. Куфтырев, М. И. Рыхтик. Нижний Новгород, 2011. 7. США в поисках ответов на вызовы XXI в. (социально-экономический аспект) / под ред. Э. В. Кириченко. Москва: ИМЭМОРАН, 2010. С. 50. 8. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [Электрон. ресурс]. Режим длступа: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1610850 (дата обращения 10.03.2014). 9. Altbach P. G., Reisberg L., Rumbley L. E. Trends in Global Higher Education: Tracking an Academic Revolution. Rotterdam, Netherlands: Sense, 2010. 10. FACT SHEET on the President’s Plan to Make College More Affordable: A Better Bargain for the Middle Class [Электрон. ресурс]. URL: http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2013/08/22/fact-sheet-president-s-plan-make-college-more-affordable-better-bargain (Дата обращения: 10.03.2014). 11. Can the Current Model of Higher Education Survive MOOCs and Online Learning? [Электрон. ресурс]. URL: http://www.educause.edu/ero/article/can-current-model-higher-education-survive-moocs-and-online-learning (Дата обращения: 21.03.2014). 12. The Most Important Education Technology in 200 Years [Электрон. ресурс]. URL: http://www.technologyreview.com/news/506351/the-most-important-education-technology-in-200-years/. (Дата обращения: 17.04. 2014). |