Фомина О.И.

Название статьи Особенности стратегии развития высшего образования в США в современных условиях
Авторы Фомина Ольга Ивановна,
В рубрике ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
Год 2014 Номер журнала №10 Страницы 118
Тип статьи   Индекс УДК УДК 378 Индекс ББК  
Аннотация

Цель ра­бо­ты – ис­сле­до­вать сов­ре­мен­ное сос­то­яние выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния в США и по­ка­зать пре­пят­ствия на пу­ти его ин­но­ва­ци­он­но­го со­вер­шен­ство­ва­ния; вы­явить спе­ци­фи­ку го­су­дар­ствен­ной по­ли­ти­ки в Со­еди­нен­ных Шта­тах от­но­си­тель­но выс­шей шко­лы; обоз­на­чить фак­то­ры, ко­то­рые влияют на ус­пеш­ность де­ятель­нос­ти аме­ри­кан­ских ис­сле­до­ва­тельских уни­вер­си­те­тов в пос­лед­ние де­ся­ти­ле­тия.

Ме­то­ди­ка и ме­то­ды. При рас­смот­ре­нии со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ких ус­ло­вий и осо­бен­нос­тей фун­кци­они­ро­ва­ния аме­ри­кан­ских выс­ших учеб­ных за­ве­де­ний во вто­рой по­ло­ви­не XX – на­ча­ле XXI в. ис­поль­зо­ва­лись ме­то­ды рет­рос­пек­тив­но­го и ло­ги­чес­ко­го ана­ли­за. Вы­во­ды о сос­то­янии и пер­спек­ти­вах раз­ви­тия выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния в США сде­ла­ны на ос­но­ве об­зо­ра и ав­тор­ской ин­тер­пре­та­ции со­дер­жа­ния ори­ги­наль­ных до­ку­мен­таль­ных ис­точ­ни­ков и офи­ци­аль­ных ста­тис­ти­чес­ких дан­ных.

Ре­зуль­та­ты. Обоз­на­че­ны груп­пы фак­то­ров, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют эф­фек­тив­ность фун­кци­они­ро­ва­ния ве­ду­щих ис­сле­до­ва­тельских уни­вер­си­те­тов США. Сни­зить за­ви­си­мость от эко­но­ми­чес­кой нес­та­биль­нос­ти, обес­пе­чить ди­на­мич­ность раз­ви­тия и адек­ват­но ре­аги­ро­вать на вы­зо­вы сов­ре­мен­нос­ти аме­ри­кан­ским ву­зам поз­во­ля­ют ди­вер­си­фи­ка­ция ис­точ­ни­ков фи­нан­си­ро­ва­ния, кон­цен­тра­ция та­лан­тов в про­фес­сор­ско-пре­по­да­ва­тельской, на­уч­ной, сту­ден­чес­кой сре­дах, обес­пе­че­ние ака­де­ми­чес­кой мо­биль­нос­ти, бла­гоп­ри­ят­ная струк­ту­ра уп­рав­ле­ния. Да­на ха­рак­те­рис­ти­ка сло­жив­шейся в нас­то­ящий пе­ри­од сис­те­мы выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния Со­еди­нен­ных Шта­тах; оп­ре­де­ле­ны нап­рав­ле­ния ее ин­но­ва­ци­он­но­го раз­ви­тия в сов­ре­мен­ных ус­ло­ви­ях.

На­уч­ная но­виз­на. Кон­ста­ти­руя не­ос­по­ри­мый факт то­го, что осо­бен­нос­ти сис­те­мы выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния в США обус­лов­ле­ны стрем­ле­ни­ем это­го го­су­дар­ства удер­жи­вать ли­ди­ру­ющие по­зи­ции в ми­ро­вом со­об­ще­стве, ав­тор фор­му­ли­ру­ет и обос­но­вы­ва­ет проб­ле­мы аме­ри­кан­ской выс­шей шко­лы, выз­ван­ные эко­но­ми­чес­ким кри­зи­сом на­ча­ла XXI в. и су­ще­ствен­но пов­ли­яв­шие на го­су­дар­ствен­ную стра­те­гию в сфе­ре уп­рав­ле­ния об­ра­зо­ва­ни­ем и кор­по­ра­тив­ную по­ли­ти­ку ву­зов. Вскры­ты про­ти­во­ре­чия ин­но­ва­ци­он­но­го раз­ви­тия выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния США. Стрем­ле­ние ста­би­ли­зи­ро­вать свое фи­нан­со­вое по­ло­же­ние зас­тав­ля­ет уни­вер­си­те­ты по­вы­шать пла­ту за обу­че­ние и ори­ен­ти­ро­вать­ся на обес­пе­чен­ных сту­ден­тов, что не­га­тив­но ска­зы­ва­ет­ся на фор­ми­ро­ва­нии ин­тел­лек­ту­аль­но­го по­тен­ци­ала стра­ны. Мас­си­фи­ка­ция выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния, по­лу­ча­емо­го пос­ред­ством дис­тан­ци­он­ных тех­но­ло­гий, с од­ной сто­ро­ны, при­но­сит меж­ду­на­род­ную по­пу­ляр­ность аме­ри­кан­ским ву­зам, с дру­гой сто­ро­ны, сни­жа­ет ка­че­ство об­ра­зо­ва­ния.

Прак­ти­чес­кая зна­чи­мость. Изу­че­ние по­ло­жи­тель­но­го за­ру­беж­но­го опы­та и прос­че­тов аме­ри­кан­ских кол­лег в вы­бо­ре стра­те­гии уп­рав­ле­ния и ор­га­ни­за­ции выс­шей шко­лы по­мо­жет оте­че­ствен­ным спе­ци­алис­там найти соб­ствен­ный путь ра­ци­ональ­ной и эф­фек­тив­ной мо­дер­ни­за­ции про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зо­ва­ния.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова выс­шее об­ра­зо­ва­ние в США, ис­сле­до­ва­тельские уни­вер­си­те­ты, ин­но­ва­ци­он­ное раз­ви­тие, кон­ку­рен­тос­по­соб­ность ву­зов, мас­си­фи­ка­ция выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния, фи­нан­си­ро­ва­ние, уп­рав­ле­ние, дис­тан­ци­он­ное обу­че­ние.
Список цитируемой литературы

1. Бу­ду­щее выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния и ака­де­ми­чес­кой про­фес­сии: стра­ны БРИК и США / под ред. Ф. Альтба­ха и др. Мос­ква: Выс­шая шко­ла эко­но­ми­ки, 2013. С. 12.

2. Бес­па­ло­ва О. И. Проб­ле­мы раз­ви­тия уни­вер­си­тет­ско­го об­ра­зо­ва­ния в Рос­сии и за ру­бе­жом // Про­фес­си­ональ­ное об­ра­зо­ва­ние в Рос­сии и за ру­бе­жом. 2012. № 4 (8). С. 6–9.

3. Гейджер Р. Пос­лед­ствия фи­нан­со­во­го кри­зи­са для выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния США [Элек­трон. ре­сурс]. Ре­жим дос­ту­па: http://www.ihe.nka­oko.kz/archi­ve/ (да­та об­ра­ще­ния 15.04.2014).

4. Емель­янов С. В. При­ори­те­ты фи­нан­си­ро­ва­ния НИ­ОКР в пе­ри­од ад­ми­нис­тра­ции Ба­ра­ка Оба­мы [Элек­трон. ре­сурс] // Рос­сия и Аме­ри­ка в XXI ве­ке. 2012. № 1. Ре­жим дос­ту­па: http://www.ru­sus.ru/?act=re­ad&id=316 (да­та об­ра­ще­ния 25.04.2014).

5. Как пла­тят про­фес­со­рам? Гло­баль­ное срав­не­ние сис­тем воз­наг­раж­де­ния и кон­трак­тов / под ред. Ф. Альтба­ха, Л. Райсберг, М. Юд­ке­вич, Г. Ан­дру­ща­ка, И. Па­че­ко. Мос­ква: Выс­шая шко­ла эко­но­ми­ки, 2012. 439 с.

6. Пар­тнер­ство уни­вер­си­те­тов и биз­не­са: опыт США: ин­фор­ма­ци­он­но-ана­ли­ти­чес­кие ма­те­ри­алы // Прог­рам­ма «Эв­ри­ка» /сост. И. Г. Куф­ты­рев, М. И. Рых­тик. Ниж­ний Нов­го­род, 2011.

7. США в по­ис­ках от­ве­тов на вы­зо­вы XXI в. (со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­кий ас­пект) / под ред. Э. В. Ки­ри­чен­ко. Мос­ква: ИМЭ­МО­РАН, 2010. С. 50.

8. Указ Пре­зи­ден­та РФ от 07.05.2012 N 599 «О ме­рах по ре­али­за­ции го­су­дар­ствен­ной по­ли­ти­ки в об­лас­ти об­ра­зо­ва­ния и на­уки» [Элек­трон. ре­сурс]. Ре­жим длсту­па: http://graph.do­cu­ment.krem­lin.ru/pa­ge.aspx?1610850 (да­та об­ра­ще­ния 10.03.2014).

9. Altbach P. G., Re­is­berg L., Rumbley L. E. Trends in Glo­bal Hig­her Edu­ca­ti­on: Trac­king an Aca­de­mic Re­vo­lu­ti­on. Rot­ter­dam, Net­her­lands: Sen­se, 2010.

10. FACT SHE­ET on the Pre­si­dent’s Plan to Ma­ke Col­le­ge Mo­re Af­for­dab­le: A Bet­ter Bar­ga­in for the Middle Class [Элек­трон. ре­сурс]. URL: http://www.whi­te­hou­se.gov/the-press-of­fi­ce/2013/08/22/fact-she­et-pre­si­dent-s-plan-ma­ke-col­le­ge-mo­re-af­for­dab­le-bet­ter-bar­ga­in (Да­та об­ра­ще­ния: 10.03.2014).

11. Can the Cur­rent Mo­del of Hig­her Edu­ca­ti­on Sur­vi­ve MO­OCs and On­li­ne Le­ar­ning? [Элек­трон. ре­сурс]. URL: http://www.edu­cau­se.edu/ero/ar­tic­le/can-cur­rent-mo­del-hig­her-edu­ca­ti­on-sur­vi­ve-mo­ocs-and-on­li­ne-le­ar­ning (Да­та об­ра­ще­ния: 21.03.2014).

12. The Most Im­por­tant Edu­ca­ti­on Techno­logy in 200 Ye­ars [Элек­трон. ре­сурс]. URL: http://www.techno­logyre­vi­ew.com/news/506351/the-most-im­por­tant-edu­ca­ti­on-techno­logy-in-200-ye­ars/. (Да­та об­ра­ще­ния: 17.04. 2014).

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.