Б. И. Шемет, О. В. Шемет

Название статьи Внутренние проблемы реализации ФГОС СПО
Авторы Б. И. Шемет, О. В. Шемет
В рубрике Ре­али­за­ция об­ра­зо­ва­тель­ных стан­дар­тов
Год 2014 Номер журнала №1 Страницы 17
Тип статьи   Индекс УДК 377.5 Индекс ББК  
Аннотация

В статье рассмотрены внутренние проблемы системы среднего профессионального образования, возникающие в свя­зи с ре­али­за­цией новых компетентностно-ориентированных образовательных стандартов. К этим проблемам относятся прежде всего трудности осознания и ос­во­ения непосредственными участниками учебного процесса – студентами и пре­по­да­ва­те­ля­ми – такого многомерного конструкта, как профессиональная компетенция; а также проблема выявления специфики профессиональных компетенций специалиста среднего звена. Показан ряд существующих заблуждений, демонстрирующих, что для устранения препятствий понимания практикующими преподавателями сути компетентностного подхода к обу­че­нию и соз­на­тель­но­го выстраивания соответствующего типа учебного процесса совершенно недостаточно только научного обсуждения и пос­тро­ения моделей формирования компетенций. Преподаватель должен твердо знать методы, содержательное наполнение и цель своей деятельности, а сту­дент – понимать, чему и для чего он учится.

Авторы статьи считают, что задача формирования компетенций в прин­ци­пе не может быть решена на основе репродуктивных методов. Становление компетентного специалиста среднего звена должно происходить через активизацию его сознания. Создание условий для максимального развертывания разноплановых отношений студента с дру­ги­ми социальными субъектами актуализирует обращение к те­ории развивающего обучения, которую необходимо адаптировать к ус­ло­ви­ям среднего профессионального образования.

Внутренние аспекты реализации ФГОС СПО далеко не исчерпываются указанными в статье проблемами. Однако именно они являются наиболее острыми. Варианты оптимального решения каждой из описанных проблем могут и дол­жны стать предметом отдельного изучения. В про­тив­ном случае вряд ли можно надеяться, что ФГОС станет реальным рычагом повышения качества современного СПО.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова профессиональные компетенции, ФГОС, профессиональное образование, развивающее обучение.
Список цитируемой литературы

1. Вер­биц­кая Н. О. Ком­пе­тен­ции: педагогические проблемы восприятия // Профессиональное образование. 2012. № 5. С. 19–22.

2. Куз­не­цов А. А. Еще раз о кон­цеп­ции образовательных стандартов // Профессиональное образование. 2012. № 8. С. 32–36.

3. Ха­сан Б. И. Гра­ни­цы компетенций: педагогическое вменение и воз­рас­тные притязания // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: сборник статей. Красноярск, 2003.

4. Шад­ри­ков В. Д. Но­вая модель специалиста: инновационная подготовка и ком­пе­тен­тнос­тный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 26–31.

5. Ше­мет О. В. Ди­дак­ти­чес­кие основы компетентностного подхода в ВПО // Педагогика. 2009. № 10. С. 16–22.

6. Шер­шне­ва В., Перегожева Е. Пе­да­го­ги­чес­кая модель развития компетентности выпускника вуза // Высшее образование в Рос­сии. 2008. № 1. С. 152–154.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.