Название статьи | Внутренние проблемы реализации ФГОС СПО | ||||
Авторы | Б. И. Шемет, О. В. Шемет | ||||
В рубрике | Реализация образовательных стандартов | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №1 | Страницы | 17 |
Тип статьи | Индекс УДК | 377.5 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
В статье рассмотрены внутренние проблемы системы среднего профессионального образования, возникающие в связи с реализацией новых компетентностно-ориентированных образовательных стандартов. К этим проблемам относятся прежде всего трудности осознания и освоения непосредственными участниками учебного процесса – студентами и преподавателями – такого многомерного конструкта, как профессиональная компетенция; а также проблема выявления специфики профессиональных компетенций специалиста среднего звена. Показан ряд существующих заблуждений, демонстрирующих, что для устранения препятствий понимания практикующими преподавателями сути компетентностного подхода к обучению и сознательного выстраивания соответствующего типа учебного процесса совершенно недостаточно только научного обсуждения и построения моделей формирования компетенций. Преподаватель должен твердо знать методы, содержательное наполнение и цель своей деятельности, а студент – понимать, чему и для чего он учится. Авторы статьи считают, что задача формирования компетенций в принципе не может быть решена на основе репродуктивных методов. Становление компетентного специалиста среднего звена должно происходить через активизацию его сознания. Создание условий для максимального развертывания разноплановых отношений студента с другими социальными субъектами актуализирует обращение к теории развивающего обучения, которую необходимо адаптировать к условиям среднего профессионального образования. Внутренние аспекты реализации ФГОС СПО далеко не исчерпываются указанными в статье проблемами. Однако именно они являются наиболее острыми. Варианты оптимального решения каждой из описанных проблем могут и должны стать предметом отдельного изучения. В противном случае вряд ли можно надеяться, что ФГОС станет реальным рычагом повышения качества современного СПО. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | профессиональные компетенции, ФГОС, профессиональное образование, развивающее обучение. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Вербицкая Н. О. Компетенции: педагогические проблемы восприятия // Профессиональное образование. 2012. № 5. С. 19–22. 2. Кузнецов А. А. Еще раз о концепции образовательных стандартов // Профессиональное образование. 2012. № 8. С. 32–36. 3. Хасан Б. И. Границы компетенций: педагогическое вменение и возрастные притязания // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: сборник статей. Красноярск, 2003. 4. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 26–31. 5. Шемет О. В. Дидактические основы компетентностного подхода в ВПО // Педагогика. 2009. № 10. С. 16–22. 6. Шершнева В., Перегожева Е. Педагогическая модель развития компетентности выпускника вуза // Высшее образование в России. 2008. № 1. С. 152–154. |