Название статьи | Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой о духовности | ||||
Авторы | С. В. Струценко | ||||
В рубрике | ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №1 | Страницы | 103 |
Тип статьи | Индекс УДК | 37.015 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Статья посвящена актуальной проблеме формирования духовной личности в современной системе образования. Общественность и специалисты, занимающиеся вопросами воспитания, единодушно выражают озабоченность тем, что в настоящий период процесс духовно-нравственного становления подрастающего поколения осуществляется неудовлетворительно, что во многом обусловлено сложной социокультурной ситуацией в новейшей России. С точки зрения автора, решить проблему возрождения духовности может обращение к богатейшей истории отечественной педагогики, в частности к философско-публицистическому наследию Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Дано определение духовности: в современном понимании это интеллектуальная сущность человека, результат глубинного освоения им знаний о природе, обществе и человеке, проявление в нем подлинно человеческого, возвышающего его над эгоистическими потребностями. Автор публикации считает, что духовность основывается прежде всего на гуманистических ценностях, в том числе принадлежащих религиозной культуре. Показано, что педагогические концепции Толстого и Достоевского привлекательны сегодня тем, что они направлены на свободное формирование личности на основе общечеловеческих идеалов и усиливают гуманистическое движение «развития разумного человека». Положения работ и идеи двух выдающихся писателей-мыслителей XIX в. созвучны декларируемому, но пока не реализованному содержанию образования, в котором, во-первых, человек провозглашается высшей ценностью; во-вторых, все принципы и методы воспитания духовно-нравственной личности нацелены на активизацию ее творческой деятельности, саморазвитие, самосовершенствование; в-третьих, признается право ребенка на индивидуальность. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | педагогика, духовность, формирование личности, социально-ценностное образование. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Достоевский Ф. М. О русской литературе. М., 1980. С. 80. 2. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1978. Т. 18. С. 63–64. 3. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1980. Т. 21. С. 299. 4. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1982. Т. 24. С. 124. 5. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1982. Т. 24. С. 49. 6. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1984. Т. 27. С. 57. 7. Достоевский Ф. М. Эстетика / под ред. А. А. Беляева. М., 1989. С. 83–84. 8. Педагогический словарь. М.: Академия, 2000. С. 31. 9. Педагогический энциклопедический словарь. М.: БСЭ, 2002. С. 81. 10. Проблема духовности в наследии светских и православных педагогов и современная школа: тезисы докладов научно-практической конференции / под ред. В. А. Фадеева. Рязань: РГПУ, 1996. С. 20. 11. Толстой Л. Н. Круг чтения. СПб.: Прогресс и культура, 1912. 768 с. 12. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. М., 1989. С. 456–457. 13. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1953. С. 398. 14. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. М.: Гослитиздат, 1938. Т. 8. С. 306. 15. Толстой, Л. Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. М.: Гослитиздат, 1958. Т. 45. С. 367. 16. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. М.: Гослитиздат, 1950. Т. 41. С. 533. |