С. В. Струценко

Название статьи Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой о духовности
Авторы С. В. Струценко
В рубрике ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Год 2014 Номер журнала №1 Страницы 103
Тип статьи   Индекс УДК 37.015 Индекс ББК  
Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме формирования духовной личности в сов­ре­мен­ной системе образования. Общественность и спе­ци­алис­ты, занимающиеся вопросами воспитания, единодушно выражают озабоченность тем, что в нас­то­ящий период процесс духовно-нрав­ствен­но­го становления подрастающего поколения осуществляется неудовлетворительно, что во многом обусловлено сложной социокультурной ситуацией в но­вейшей России. С точ­ки зрения автора, решить проблему возрождения духовности может обращение к бо­га­тейшей истории отечественной педагогики, в час­тнос­ти к фи­ло­соф­ско-пуб­ли­цис­ти­чес­ко­му наследию Ф. М. Дос­то­ев­ско­го и Л. Н. Тол­сто­го.

Дано определение духовности: в сов­ре­мен­ном понимании это интеллектуальная сущность человека, результат глубинного освоения им знаний о при­ро­де, обществе и че­ло­ве­ке, проявление в нем подлинно человеческого, возвышающего его над эгоистическими потребностями. Автор публикации считает, что духовность основывается прежде всего на гуманистических ценностях, в том числе принадлежащих религиозной культуре.

Показано, что педагогические концепции Толстого и Дос­то­ев­ско­го привлекательны сегодня тем, что они направлены на свободное формирование личности на основе общечеловеческих идеалов и уси­ли­ва­ют гуманистическое движение «развития разумного человека». Положения работ и идеи двух выдающихся писателей-мыс­ли­те­лей XIX в. созвучны декларируемому, но пока не реализованному содержанию образования, в ко­то­ром, во-пер­вых, человек провозглашается высшей ценностью; во-вто­рых, все принципы и ме­то­ды воспитания духовно-нрав­ствен­ной личности нацелены на активизацию ее творческой деятельности, саморазвитие, самосовершенствование; в-треть­их, признается право ребенка на индивидуальность.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова педагогика, духовность, формирование личности, социально-цен­нос­тное образование.
Список цитируемой литературы

1. Дос­то­ев­ский Ф. М. О рус­ской литературе. М., 1980. С. 80.

2. Дос­то­ев­ский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1978. Т. 18. С. 63–64.

3. Дос­то­ев­ский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1980. Т. 21. С. 299.

4. Дос­то­ев­ский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1982. Т. 24. С. 124.

5. Дос­то­ев­ский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1982. Т. 24. С. 49.

6. Дос­то­ев­ский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1984. Т. 27. С. 57.

7. Дос­то­ев­ский Ф. М. Эс­те­ти­ка / под ред. А. А. Бе­ля­ева. М., 1989. С. 83–84.

8. Пе­да­го­ги­чес­кий словарь. М.: Академия, 2000. С. 31.

9. Пе­да­го­ги­чес­кий энциклопедический словарь. М.: БСЭ, 2002. С. 81.

10. Проб­ле­ма духовности в нас­ле­дии светских и пра­вос­лав­ных педагогов и сов­ре­мен­ная школа: тезисы докладов научно-прак­ти­чес­кой конференции / под ред. В. А. Фа­де­ева. Рязань: РГПУ, 1996. С. 20.

11. Тол­стой Л. Н. Круг чтения. СПб.: Прогресс и куль­ту­ра, 1912. 768 с.

12. Тол­стой Л. Н. Пе­да­го­ги­чес­кие сочинения. М., 1989. С. 456–457.

13. Тол­стой Л. Н. Пе­да­го­ги­чес­кие сочинения. М.: Учпедгиз, 1953. С. 398.

14. Тол­стой Л. Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. М.: Гослитиздат, 1938. Т. 8. С. 306.

15. Тол­стой, Л. Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. М.: Гослитиздат, 1958. Т. 45. С. 367.

16. Тол­стой Л. Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. М.: Гослитиздат, 1950. Т. 41. С. 533.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.