Название статьи | Образование в поисках принципа сообразности | ||||
Авторы | Ю. В. Ларин | ||||
В рубрике | Проблемы методологии | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №1 | Страницы | 3-16 |
Тип стать | Индекс УДК | 378.674 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Статья посвящена острой дискуссионной методологической проблеме педагогики: что является и что должно быть основополагающим принципом современного образования? Опираясь на ретроспективный анализ, автор пытается найти ответы на вопросы, каковы суть и сравнительно-историческая специфика этого ключевого принципа; является ли действительно соответствующим запросам общества и времени то, что декларируется сегодня в качестве генеральной линии отечественными политиками и чиновниками от образования. Рассмотрены три основных, исторически сложившихся типа образования, каждый из которых имеет особые мировоззренческо-методологические предпосылки. Первый тип (XVII – середина XIX в.), базирующийся на онтологической системе «Человек – Природа», в качестве ведущего принципа выдвинул природосообразность. В сложившемся к концу XIX в. втором типе образования, основой которого стала онтологическая система «Человек – Общество», главным принципом является социосообразность. С середины XX в. в научных работах оформляется многомерная онтологическая система «Человек – Природа – Общество – Культура», в которой человек рассматривается как биосоциокультурное существо и которая должна послужить концептуальным фундаментом нового типа образования, где основополагающий принцип – культуросообразность. По мнению автора статьи, принцип природосообразности соответствует классическому периоду развития педагогики; ориентация на социосообразность позиционирует ее неклассическую стадию; принцип культуросообразности знаменует постнеклассический этап. Поэтому апелляция в современных условиях к принципу природосообразности как главенствующему в образовании и организованном процессе становления человека свидетельствует о движении вспять. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | образование, индивидуальность, культура. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Булкин А. П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России. Дубна: Феникс +, 2009. 208 с. 2. Гоббс Т. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1989. Т. 1. С. 507–573. 3. Гольбах П. А. Избранные произведения в двух томах. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1963. Т. 1. 718 с. 4. Дистервег А. О природосообразности и культуросообразности в обучении // Народное образование. 1998. № 7. 193–197. 5. Дьюи Дж. Мое педагогическое кредо [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.altruism.ru. 6. Загвязинский В. И. Стратегия опережающего проектирования развития российского образования // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 9. С. 6–11. 7. Запесоцкий А. С. Образование: Философия, культурология, политика. М.: Наука, 2003. 455 с. 8. Каган М. С. Человеческий фактор развития общества и общественный фактор развития человека // Вопросы философии. 1987. № 10. С. 15–26. 9. Коменский Я. А. Великая дидактика. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1939. 320 с. 10. Королева Н. Е. Принцип культуросообразности как составная часть современной гуманитарно-культурной парадигмы вузовского образования // Вестник университета РАО. 2008. № 1. С. 59–63. 11. Кукуев Е. А. Постнеклассический этап психологической науки // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова. Серия «Педагогика и психология». 2012. № 1 (5). С. 13–18. 12. Кумарин В. В. Педагогика природосообразности и реформа школы. М.: Народное образование, 2004. 624 с. 13. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 3. С. 1–4. 14. Полищук В. И. Традиция воспитания «нового человека» в истории российского образования // Образование и наука. 2013. № 6 (105). С. 106–117. 15. Резник Ю. М. Культура как предмет изучения // Личность. Культура. Общество. 2001. Вып. 2 (8). Т. 3. С. 198–217. 16. Славой Жижек. Год невозможного. Искусство мечтать опасно. М.: Европа, 2012. 272 с. 17. Степин В. С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // Вопросы философии. 2003. № 8. С. 5–17. 18. Уайт Л. А. Наука о культуре // Антология исследований культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. Т. 1: Интерпретации культуры. С. 141–156. 19. Федоров Ю. М. Сумма антропологии. Кн. 1. Расширяющаяся вселенная Абсолюта. Новосибирск: Наука; Сибирская издательская фирма, 1994. 402 с. 20. Чернякова С. Н. Проектирование и экспертиза физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова. Серия «Педагогика и психология». 2012. № 1 (5). С. 106–109. |