Ю. В. Ларин

Название статьи Образование в поисках принципа сообразности
Авторы Ю. В. Ларин
В рубрике Проб­ле­мы ме­то­до­ло­гии
Год 2014 Номер журнала №1 Страницы 3-16
Тип стать   Индекс УДК 378.674 Индекс ББК  
Аннотация

Статья посвящена острой дискуссионной методологической проблеме педагогики: что является и что должно быть основополагающим принципом современного образования? Опираясь на ретроспективный анализ, автор пытается найти ответы на вопросы, каковы суть и срав­ни­тель­но-ис­то­ри­чес­кая специфика этого ключевого принципа; является ли действительно соответствующим запросам общества и вре­ме­ни то, что декларируется сегодня в ка­че­стве генеральной линии отечественными политиками и чи­нов­ни­ка­ми от образования.

Рассмотрены три основных, исторически сложившихся типа образования, каждый из которых имеет особые мировоззренческо-ме­то­до­ло­ги­чес­кие предпосылки. Первый тип (XVII – середина XIX в.), базирующийся на онтологической системе «Человек – Природа», в ка­че­стве ведущего принципа выдвинул природосообразность. В сло­жив­шем­ся к кон­цу XIX в. втором типе образования, основой которого стала онтологическая система «Человек – Общество», главным принципом является социосообразность. С се­ре­ди­ны XX в. в на­уч­ных работах оформляется многомерная онтологическая система «Человек – Природа – Общество – Культура», в ко­то­рой человек рассматривается как биосоциокультурное существо и ко­то­рая должна послужить концептуальным фундаментом нового типа образования, где основополагающий принцип – культуросообразность.

По мнению автора статьи, принцип природосообразности соответствует классическому периоду развития педагогики; ориентация на социосообразность позиционирует ее неклассическую стадию; прин­цип культуросообразности знаменует постнеклассический этап. Поэтому апелляция в сов­ре­мен­ных условиях к прин­ци­пу природосообразности как главенствующему в об­ра­зо­ва­нии и ор­га­ни­зо­ван­ном процессе становления человека свидетельствует о дви­же­нии вспять.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова образование, индивидуальность, культура.
Список цитируемой литературы

1. Бул­кин А. П. Со­ци­окуль­тур­ная динамика образования. Исторический опыт России. Дубна: Феникс +, 2009. 208 с.

2. Гоббс Т. Со­чи­не­ния: в 2 т. М.: Мысль, 1989. Т. 1. С. 507–573.

3. Голь­бах П. А. Из­бран­ные произведения в двух томах. М.: Из­да­тель­ство социально-эко­но­ми­чес­кой литературы, 1963. Т. 1. 718 с.

4. Дис­тер­вег А. О при­ро­до­со­об­раз­нос­ти и куль­ту­ро­со­об­раз­нос­ти в обу­че­нии // Народное образование. 1998. № 7. 193–197.

5. Дьюи Дж. Мое педагогическое кредо [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.altruism.ru.

6. Заг­вя­зин­ский В. И. Стра­те­гия опережающего проектирования развития российского образования // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 9. С. 6–11.

7. За­пе­соц­кий А. С. Об­ра­зо­ва­ние: Философия, культурология, политика. М.: Наука, 2003. 455 с.

8. Ка­ган М. С. Че­ло­ве­чес­кий фактор развития общества и об­ще­ствен­ный фактор развития человека // Вопросы философии. 1987. № 10. С. 15–26.

9. Ко­мен­ский Я. А. Ве­ли­кая дидактика. М.: Государственное учебно-пе­да­го­ги­чес­кое издательство Наркомпроса РСФСР, 1939. 320 с.

10. Ко­ро­ле­ва Н. Е. Прин­цип культуросообразности как составная часть современной гуманитарно-куль­тур­ной парадигмы вузовского образования // Вестник университета РАО. 2008. № 1. С. 59–63.

11. Ку­ку­ев Е. А. Пос­тнек­лас­си­чес­кий этап психологической науки // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ер­шо­ва. Серия «Педагогика и пси­хо­ло­гия». 2012. № 1 (5). С. 13–18.

12. Ку­ма­рин В. В. Пе­да­го­ги­ка природосообразности и ре­фор­ма школы. М.: Народное образование, 2004. 624 с.

13. Маркс К. Те­зи­сы о Фейер­ба­хе // К. Маркс и Ф. Эн­гельс. Соч. Т. 3. С. 1–4.

14. По­ли­щук В. И. Тра­ди­ция воспитания «нового человека» в ис­то­рии российского образования // Образование и на­ука. 2013. № 6 (105). С. 106–117.

15. Рез­ник Ю. М. Куль­ту­ра как предмет изучения // Личность. Культура. Общество. 2001. Вып. 2 (8). Т. 3. С. 198–217.

16. Сла­вой Жижек. Год невозможного. Искусство мечтать опасно. М.: Европа, 2012. 272 с.

17. Сте­пин В. С. Са­мо­раз­ви­ва­ющи­еся системы и пос­тнек­лас­си­чес­кая рациональность // Вопросы философии. 2003. № 8. С. 5–17.

18. Уайт Л. А. На­ука о куль­ту­ре // Антология исследований культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. Т. 1: Интерпретации культуры. С. 141–156.

19. Фе­до­ров Ю. М. Сум­ма антропологии. Кн. 1. Расширяющаяся вселенная Абсолюта. Новосибирск: Наука; Сибирская издательская фирма, 1994. 402 с.

20. Чер­ня­ко­ва С. Н. Про­ек­ти­ро­ва­ние и эк­спер­ти­за физкультурно-спор­тив­ной среды образовательного учреждения // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ер­шо­ва. Серия «Педагогика и пси­хо­ло­гия». 2012. № 1 (5). С. 106–109.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.