Название статьи | Глобализация и высшее образование: путь к мировому гражданству или утрата национальной идентичности? | ||||
Авторы | Т. Л. Осколова | ||||
В рубрике | Общие вопросы образования | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №1 | Страницы | 28 |
Тип статьи | Индекс УДК | 378 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
В статье рассматривается как положительное, так и отрицательное влияние глобализации на государственные системы высшего образования, в том числе в США и России. Анализируется потенциал вузов относительно формирования у студентов способности жить в глобальном мире, т. е. формирования глобальных компетенций и сохранения традиционных национально-культурных ценностей. При помощи сравнительно-исторического метода автор публикации показывает преимущества и недостатки коммерциализированного образования, возможные негативные последствия распространения прагматического подхода, заключающиеся прежде всего в усреднении и упрощении профессионального обучения и утрате культурно-национальной идентичности личности. В качестве альтернативы широко распространившемуся в последнее время прагматическому подходу к подготовке специалистов предлагается осваивать опыт мультикультурного образования, представляющего собой культуросообразную ценностно-ориентированную систему, приоритетами которой являются нравственное и гражданственно-патриотическое воспитание, сохранение национально-культурной специфики населения, ориентация на общечеловеческие ценности. Обосновывается необходимость дополнительного изучения сложившихся зарубежных теории и практики мультикультурного образования для выяснения их применения в российских условиях. Результаты предпринятого исследования могут быть использованы при составлении рекомендаций для стратегии развития высшей школы, а также при разработке программ учебных курсов по глобалистике, поликультурному образованию и межкультурной коммуникации. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | высшее образование, культурно-национальная идентичность, глобальные компетенции, мультикультурное образование, глобальное общество, гуманно-ориентированное образование, модернизация российского образования. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Балицкая И. В. Мультикультурное образование в США, Канаде и Австралии. М., 2008. 425 с. 2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы. 708 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/. 3. Лихачев Д. С. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре. М.: Российский фонд культуры, 2006. 336 с. 4. Панарин А. С. Русская культура перед вызовом постмодернизма. М.: ИФ РАН, 2005. 188 с. 5. Плужник И. Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов в процессе профессиональной подготовки. М.: ИНИОН РАН, 2003. 215 с. 6. Сенько Ю. В. Гуманитарное основание глобализации образования // Философия образования. № 1 (46). 2013. С. 48–51. 7. Ритцер Дж. Макдональдизация общества. М.: ВЦИОМ, 2011. 529 с. 8. Эмих Н. А. Культурная парадигма современного образования: философско-антропологические обоснования. М.: Логос, 2012. 173 с. 9. Banks J. A. Educating citizens in multicultural society. New York: Publishers, 2010. 317 c. 10. Barber M., Donelly K., Rizvi S. An avalanche is coming / Сход Лавины. IPPR, 2013. 77 с. 11. Hunter W. D. Global competencies // Journal of Studies in International education. 2006. Vol. 10, № 3. Р. 267–285. 12. Lambert R. Parsing the Concept of Global Competence, Educational Exchange and Global Competence. New York: Council on International Educational Exchange, 1996. 119 р. 13. Patterson L. M., Carrillo P. B., Salinas R. S. Lessons from a global learning virtual classroom // Journal of International Studies. 2012. № 16 (2). Р. 182–197. URL: http//: jsi.sagepub.com/content/ 16/2/182.full.pdf. |