Т. Л. Осколова

Название статьи Глобализация и высшее образование: путь к мировому гражданству или утрата национальной идентичности?
Авторы Т. Л. Осколова
В рубрике Об­щие воп­ро­сы об­ра­зо­ва­ния
Год 2014 Номер журнала №1 Страницы 28
Тип статьи   Индекс УДК 378 Индекс ББК  
Аннотация

В статье рассматривается как положительное, так и от­ри­ца­тель­ное влияние глобализации на государственные системы высшего образования, в том числе в  США и  Рос­сии. Анализируется потенциал вузов относительно фор­ми­ро­ва­ния у  сту­ден­тов способности жить в  гло­баль­ном мире, т. е. формирования глобальных компетенций и сох­ра­не­ния традиционных национально-куль­тур­ных ценностей.

При помощи сравнительно-ис­то­ри­чес­ко­го метода автор публикации показывает преимущества и не­дос­тат­ки коммерциализированного образования, возможные негативные последствия распространения прагматического подхода, заключающиеся прежде всего в  усреднении и  уп­ро­ще­нии профессионального обучения  и утрате культурно-на­ци­ональ­ной идентичности личности.

В ка­че­стве альтернативы широко распространившемуся в последнее время прагматическому подходу к подготовке специалистов предлагается осваивать опыт мультикультурного образования, представляющего собой культуросообразную ценностно-ори­ен­ти­ро­ван­ную систему, приоритетами которой  являются нравственное и граж­дан­ствен­но-пат­ри­оти­чес­кое воспитание, сохранение национально-куль­тур­ной специфики населения, ориентация на общечеловеческие ценности. Обосновывается необходимость дополнительного изучения сложившихся зарубежных теории и практики мультикультурного образования для выяснения их применения в рос­сийских условиях.

Результаты предпринятого исследования могут быть использованы при составлении рекомендаций для стратегии развития высшей школы, а  так­же при разработке программ учебных курсов по глобалистике, поликультурному образованию и меж­куль­тур­ной коммуникации.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова высшее образование, культурно-на­ци­ональ­ная идентичность, глобальные компетенции, мультикультурное образование, глобальное общество, гуманно-ори­ен­ти­ро­ван­ное образование, модернизация российского образования.
Список цитируемой литературы

1. Ба­лиц­кая И. В. Муль­ти­куль­тур­ное образование в США, Канаде и Австра­лии. М., 2008. 425 с.

2. Го­су­дар­ствен­ная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 го­ды. 708 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/.

3. Ли­ха­чев Д. С. Из­бран­ное: мысли о жиз­ни, истории, культуре. М.: Российский фонд культуры, 2006. 336 с.

4. Па­на­рин А. С. Рус­ская культура перед вызовом постмодернизма. М.: ИФ РАН, 2005. 188 с.

5. Плуж­ник И. Л. Фор­ми­ро­ва­ние межкультурной коммуникативной компетенции студентов в про­цес­се профессиональной подготовки. М.: ИНИОН РАН, 2003. 215 с.

6. Сень­ко Ю. В. Гу­ма­ни­тар­ное основание глобализации образования // Философия образования. № 1 (46). 2013. С. 48–51.

7. Рит­цер Дж. Макдональдизация общества. М.: ВЦИОМ, 2011. 529 с.

8. Эмих Н. А. Куль­тур­ная парадигма современного образования: философско-ан­тро­по­ло­ги­чес­кие обоснования. М.: Логос, 2012. 173 с.

9. Banks J. A. Educating citizens in multicultural society. New York: Publishers, 2010. 317 c.

10. Barber M., Donelly K., Rizvi S. An avalanche is coming / Сход Лавины. IPPR, 2013. 77 с.

11. Hunter W. D. Global competencies // Journal of Studies in International education. 2006. Vol. 10, № 3. Р. 267–285.

12. Lambert R. Parsing the Concept of Global Competence, Educational Exchange and Global Competence. New York: Council on International Educational Exchange, 1996. 119 р.

13. Patterson L. M., Carrillo P. B., Salinas R. S. Lessons from a global learning virtual classroom // Journal of International Studies. 2012. № 16 (2). Р. 182–197. URL: http//: jsi.sagepub.com/content/ 16/2/182.full.pdf.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.