М. А. Федорова, А. М. Завьялов

Название статьи Диагностика готовности студентов технического вуза к научно-исследовательской деятельности
Авторы М. А. Федорова, А. М. Завьялов
В рубрике КОНСУЛЬТАЦИИ
Год 2014 Номер журнала №1 Страницы 132
Тип статьи   Индекс УДК 378.016 Индекс ББК  
Аннотация

В статье предложена методика диагностики расположенности и го­тов­нос­ти студентов технического вуза к на­уч­но-ис­сле­до­ва­тельской деятельности. Показано, что структура такой готовности находится в пря­мой зависимости от структуры исследовательской компетентности. На основе анализа существующей литературы и ре­зуль­та­тов проведенного анкетирования выявлены десять основных компонентов (компетенций) готовности к на­уч­но-ис­сле­до­ва­тельской деятельности (НИД). В хо­де предпринятого анкетного опроса вычислены весовые значения каждого компонента, математическое ожидание (среднее значение) и плот­ность распределения вероятностей по всем необходимым для НИД качествам, т. е. доля оценок всех респондентов. В ка­че­стве приоритетных компетенций студентов выделены высокий уровень академической подготовки и мо­ти­ва­ция научно-ис­сле­до­ва­тельской деятельности.

Описана линейная математическая модель, позволяющая диагностировать готовность студента к НИД. Приводятся минимальное, максимальное и по­ро­го­вое значения диагностических оценок, а так­же их индикаторы. Данная модель способна стать основой для создания тестового программного продукта, который в даль­нейшем может использоваться на практике как студентами для определения своей склонности к на­уч­но-ис­сле­до­ва­тельской деятельности, так и их научными руководителями для коррекции деятельности учащихся.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова готовность к на­уч­но-ис­сле­до­ва­тельской деятельности, научно-ис­сле­до­ва­тельская компетентность студентов, математическая модель, диагностика.
Список цитируемой литературы

1. Бед­ный Б. И., Миронос А. А. Под­го­тов­ка научных кадров в выс­шей школе. Состояние и тен­ден­ции развития аспирантуры: монография. Нижний Новгород: ННГУ, 2008. 219 с.

2. Заг­вя­зин­ский В. И. Ме­то­до­ло­гия и ме­то­ды психолого-пе­да­го­ги­чес­ко­го исследования: учебное пособие. М.: Академия, 2005. 208 с.

3. Лу­ка­ше­ко С. Н. Раз­ви­тие исследовательской компетентности студентов вуза в ус­ло­ви­ях многоуровневой подготовки специалистов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Тюмень, 2012. 27 с.

4. Оси­пен­ко С. А. Фор­ми­ро­ва­ние эвристической компетенции студентов математических специальностей вуза в про­цес­се изучения гуманитарных дисциплин: дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2009. 174 с.

5. Фе­до­ро­ва М. А., Завьялов А. М. Вов­ле­че­ние: основы педагогической системы подготовки студентов технического вуза к на­уч­ной деятельности: монография. Омск: ОмГТУ, 2012. 148 с.

6. Фе­до­ро­ва М. А. Раз­ви­тие иноязычных компетенций студентов технического вуза как способ вхождения в меж­ду­на­род­ную научную среду // Компетентностный подход и его роль в фор­ми­ро­ва­нии вторичной языковой личности: материалы межвузовской научно-прак­ти­чес­кой конференции, посвященной памяти профессора С. С. Со­ло­вей / отв. за вып. М. Н. Ма­ла­хо­ва. Омск: Омская академия МВД России, 2012. С. 92–94.

7. Шад­чин И. В. Ме­то­ды оценки уровня готовности студентов вуза к на­уч­но-ис­сле­до­ва­тельской деятельности // Проблемы и пер­спек­ти­вы развития образования (II): материалы международной заочной научной конференции. Пермь, май 2012 г. Пермь: Меркурий, 2012. С. 170–173.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.