Название статьи | Диагностика готовности студентов технического вуза к научно-исследовательской деятельности | ||||
Авторы | М. А. Федорова, А. М. Завьялов | ||||
В рубрике | КОНСУЛЬТАЦИИ | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №1 | Страницы | 132 |
Тип статьи | Индекс УДК | 378.016 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
В статье предложена методика диагностики расположенности и готовности студентов технического вуза к научно-исследовательской деятельности. Показано, что структура такой готовности находится в прямой зависимости от структуры исследовательской компетентности. На основе анализа существующей литературы и результатов проведенного анкетирования выявлены десять основных компонентов (компетенций) готовности к научно-исследовательской деятельности (НИД). В ходе предпринятого анкетного опроса вычислены весовые значения каждого компонента, математическое ожидание (среднее значение) и плотность распределения вероятностей по всем необходимым для НИД качествам, т. е. доля оценок всех респондентов. В качестве приоритетных компетенций студентов выделены высокий уровень академической подготовки и мотивация научно-исследовательской деятельности. Описана линейная математическая модель, позволяющая диагностировать готовность студента к НИД. Приводятся минимальное, максимальное и пороговое значения диагностических оценок, а также их индикаторы. Данная модель способна стать основой для создания тестового программного продукта, который в дальнейшем может использоваться на практике как студентами для определения своей склонности к научно-исследовательской деятельности, так и их научными руководителями для коррекции деятельности учащихся. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | готовность к научно-исследовательской деятельности, научно-исследовательская компетентность студентов, математическая модель, диагностика. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Бедный Б. И., Миронос А. А. Подготовка научных кадров в высшей школе. Состояние и тенденции развития аспирантуры: монография. Нижний Новгород: ННГУ, 2008. 219 с. 2. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие. М.: Академия, 2005. 208 с. 3. Лукашеко С. Н. Развитие исследовательской компетентности студентов вуза в условиях многоуровневой подготовки специалистов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Тюмень, 2012. 27 с. 4. Осипенко С. А. Формирование эвристической компетенции студентов математических специальностей вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин: дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2009. 174 с. 5. Федорова М. А., Завьялов А. М. Вовлечение: основы педагогической системы подготовки студентов технического вуза к научной деятельности: монография. Омск: ОмГТУ, 2012. 148 с. 6. Федорова М. А. Развитие иноязычных компетенций студентов технического вуза как способ вхождения в международную научную среду // Компетентностный подход и его роль в формировании вторичной языковой личности: материалы межвузовской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора С. С. Соловей / отв. за вып. М. Н. Малахова. Омск: Омская академия МВД России, 2012. С. 92–94. 7. Шадчин И. В. Методы оценки уровня готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности // Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы международной заочной научной конференции. Пермь, май 2012 г. Пермь: Меркурий, 2012. С. 170–173. |