А. С. Франц, О. П. Белкина

Название статьи Активизация нравственного самовоспитания обучающихся в процессе этико-культурологического просвещения
Авторы А. С. Франц, О. П. Белкина
В рубрике КОНСУЛЬТАЦИИ
Год 2014 Номер журнала №1 Страницы 145
Тип статьи   Индекс УДК 377.034 Индекс ББК  
Аннотация

Статья посвящена проблеме нравственного воспитания молодежи. Показано, что особенно остро эта проблема стоит в сис­те­ме средней профессиональной подготовки, где учащиеся более самостоятельны, чем школьники, но еще не достигли определенной стабильной стадии взрослости. Описаны психолого-пе­да­го­ги­чес­кие трудности формирования нравственных норм, принципов поведения, жизненной позиции в юно­шес­ком возрасте, когда простое декларирование нравственных истин и мо­ра­ли­за­тор­ство не могут принести положительного результата.

Исходя из возрастных психологических особенностей студентов средних профессиональных учебных учреждений, авторы статьи считают, что при организации воспитательной работы на этой ступени образования наиболее целесообразно использовать активные методы диалогического взаимодействия. Предлагается система этико-куль­ту­ро­ло­ги­чес­ко­го просвещения, методологической основой которой является дифференцированное осмысление специфики отечественной нравственной культуры и ак­си­оло­ги­чес­кий анализ преподавателями ее образовательного потенциала.

Нравственные нормы в сов­ре­мен­ной России отличаются разнообразием и по­ли­ва­ри­ан­тностью функционирования – сосуществованием традиционного, аристократического, прагматического типов ценностей, знакомство с ко­то­ры­ми может стать основой содержания цикла образовательных этико-куль­ту­ро­ло­ги­чес­ких дискуссий на занятиях в кол­лед­же. Перечислена примерная тематика таких дискуссий, показана их специфика и дей­ствен­ность в по­буж­де­нии каждого из участников к пос­то­ян­ной моральной самооценке собственных жизненных позиций и пос­туп­ков. Нравственные ценности, осмысленные студентами, станут основой для их достойного поведения как во время обучения, так и в даль­нейшей трудовой деятельности.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова нравственное воспитание, нравственная культура, возрастные психологические особенности, просвещение, дискуссия, этика, культурология.
Список цитируемой литературы

1. Бел­ки­на О. П. Эти­ко-куль­ту­ро­ло­ги­чес­кое просвещение как элемент нравственного воспитания молодежи // Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры и об­ра­зо­ва­ния: материалы Международной конференции, 25–26 фев­ра­ля 2010 г. Екатеринбург: УГТУ – УПИ, 2010. С. 36–38.

2. Бел­ки­на О. П. Эти­чес­кая дискуссия как путь нравственного совершенствования обучающегося // Акмеология профессионального образования: сб. статей IV ре­ги­ональ­ной научно-прак­ти­чес­кой конференции. Екатеринбург, 2007. С. 255–259.

3. Виш­ня­ко­ва С. М. Про­фес­си­ональ­ное образование. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика: словарь. М.: НМЦСПО, 1999. 538 с.

4. Ки­бар­ди­на М. П. Вос­пи­та­ние нравственной культуры студентов во внеучебной работе колледжа: дис. … канд. пед. наук. Киров, 2006. 188 с.

5. Куль­ту­ро­ло­гия. XX век: энциклопедия. СПб.: Университетская книга, 1998. Т. 1. 447 с.

6. Пав­ло­ва Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. М.: Просвещение,1991. 124 с.

7. Пе­да­го­ги­чес­кий энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2003. 528 с.

8. Пе­да­го­ги­чес­кая энциклопедия / гл. ред. И. А. Ка­иров, М.: Советская энциклопедия, 1968. Т. 4. 912 с.

9. Франц А. С. Нрав­ствен­ная культура: стратегия исследования идеального образа. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун‑т, 2005. 167 с.

10. Франц А. С. Рос­сийские нравы: истоки и ре­аль­ность (азбука этического плюрализма): учеб. пособие. Екатеринбург: УрГУ, 1999. 336 с.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.