Название статьи | Активизация нравственного самовоспитания обучающихся в процессе этико-культурологического просвещения | ||||
Авторы | А. С. Франц, О. П. Белкина | ||||
В рубрике | КОНСУЛЬТАЦИИ | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №1 | Страницы | 145 |
Тип статьи | Индекс УДК | 377.034 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Статья посвящена проблеме нравственного воспитания молодежи. Показано, что особенно остро эта проблема стоит в системе средней профессиональной подготовки, где учащиеся более самостоятельны, чем школьники, но еще не достигли определенной стабильной стадии взрослости. Описаны психолого-педагогические трудности формирования нравственных норм, принципов поведения, жизненной позиции в юношеском возрасте, когда простое декларирование нравственных истин и морализаторство не могут принести положительного результата. Исходя из возрастных психологических особенностей студентов средних профессиональных учебных учреждений, авторы статьи считают, что при организации воспитательной работы на этой ступени образования наиболее целесообразно использовать активные методы диалогического взаимодействия. Предлагается система этико-культурологического просвещения, методологической основой которой является дифференцированное осмысление специфики отечественной нравственной культуры и аксиологический анализ преподавателями ее образовательного потенциала. Нравственные нормы в современной России отличаются разнообразием и поливариантностью функционирования – сосуществованием традиционного, аристократического, прагматического типов ценностей, знакомство с которыми может стать основой содержания цикла образовательных этико-культурологических дискуссий на занятиях в колледже. Перечислена примерная тематика таких дискуссий, показана их специфика и действенность в побуждении каждого из участников к постоянной моральной самооценке собственных жизненных позиций и поступков. Нравственные ценности, осмысленные студентами, станут основой для их достойного поведения как во время обучения, так и в дальнейшей трудовой деятельности. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | нравственное воспитание, нравственная культура, возрастные психологические особенности, просвещение, дискуссия, этика, культурология. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Белкина О. П. Этико-культурологическое просвещение как элемент нравственного воспитания молодежи // Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры и образования: материалы Международной конференции, 25–26 февраля 2010 г. Екатеринбург: УГТУ – УПИ, 2010. С. 36–38. 2. Белкина О. П. Этическая дискуссия как путь нравственного совершенствования обучающегося // Акмеология профессионального образования: сб. статей IV региональной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2007. С. 255–259. 3. Вишнякова С. М. Профессиональное образование. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика: словарь. М.: НМЦСПО, 1999. 538 с. 4. Кибардина М. П. Воспитание нравственной культуры студентов во внеучебной работе колледжа: дис. … канд. пед. наук. Киров, 2006. 188 с. 5. Культурология. XX век: энциклопедия. СПб.: Университетская книга, 1998. Т. 1. 447 с. 6. Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. М.: Просвещение,1991. 124 с. 7. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2003. 528 с. 8. Педагогическая энциклопедия / гл. ред. И. А. Каиров, М.: Советская энциклопедия, 1968. Т. 4. 912 с. 9. Франц А. С. Нравственная культура: стратегия исследования идеального образа. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун‑т, 2005. 167 с. 10. Франц А. С. Российские нравы: истоки и реальность (азбука этического плюрализма): учеб. пособие. Екатеринбург: УрГУ, 1999. 336 с. |