Е. К. Хеннер

Название статьи Высокоразвитая информационно-образовательная среда вуза как условие реформирования образования
Авторы Е. К. Хеннер
В рубрике ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Год 2014 Номер журнала №1 Страницы 54
Тип статьи   Индекс УДК 378.1 Индекс ББК  
Аннотация

Известно, что модернизация отечественной высшей школы происходит во многом путем административного давления и воп­ре­ки мнению значительной части вузовского сообщества, опасающегося, что новшества неизбежно ведут к сни­же­нию качества подготовки студентов и ухуд­ше­нию условий труда преподавателей. Ведущий контраргумент реформаторов состоит в том, что внедряемые организационные меры (переход на многоуровневую систему подготовки и ук­руп­не­ние ее направлений; замещение аудиторных занятий самостоятельной работой студентов; рост доли дисциплин по выбору и чис­ла студентов, приходящихся на одного преподавателя; переход к ком­пе­тен­тнос­тной парадигме и проч.) давно и ус­пеш­но реализованы во многих развитых странах. Существующее противоречие автор публикации анализирует в ос­нов­ном в ас­пек­те функционирования информационно-об­ра­зо­ва­тель­ной среды вуза.

Основной мыслью статьи является утверждение, что развитие внутренних информационно-об­ра­зо­ва­тель­ных сред (ИОС) в рос­сийских вузах – важнейший фактор успешности реформирования отечественного высшего образования. На примере деятельности одного из университетов США показано, какая нагрузка ложится на ИОС в сов­ре­мен­ном учебном учреждении, эффективно осуществляющем многоплановый образовательный процесс. Сопоставляя возможности, материально-тех­ни­чес­кую базу и струк­ту­ру ИОС российских и аме­ри­кан­ских университетов, автор приходит к вы­во­ду, что такие прогрессивные шаги, как увеличение числа студентов, обучающихся по индивидуальным учебным планам, введение системы непрерывного контроля результатов обучения, распространение «включенного» (инклюзивного) образования и т. д., требуют скорейшего интенсивного развития в на­шей стране вузовских информационно-об­ра­зо­ва­тель­ных сред, которые пока по степени сформированности, уровню наполнения информационных массивов и про­дук­тив­нос­ти чаще всего не удовлетворяют даже «дореформенным» требованиям, чему есть многие причины (финансово-эко­но­ми­чес­кие, кадровые и иные). Отсутствие синхронизации между попытками сделать высшее профессиональное образование действительно качественным и кон­ку­рен­тос­по­соб­ным и уров­нем развития ИОС университетов, включая все ее их компоненты, тормозит реформу высшей школы.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова информационно-об­ра­зо­ва­тель­ная среда вуза, реформирование университетского образования, зарубежный опыт.
Список цитируемой литературы

1. До­хи­кян Л. С. Срав­ни­тель­ный анализ высшего образования в Рос­сии и США: автореф. дис. … канд. пед. наук: Рязань, 2006. 24 с.

2. Пав­ло­ва Н. А. Ре­фор­ми­ро­ва­ние системы высшего образования в США в 80–90‑е гг. XX в.: автореф. дис. … канд. пед. наук: Пенза, 2006. 24 с.

3. Ка­ве­ри­на Э. Ю. Тен­ден­ции развития высшего образования США: автореф. дис. … канд. экон. наук: М., 2007. 24 с.

4. Donald Bruce Johnston. Система высшего образования в США: структура, руководство, финансирование // Университетское управление: практика и ана­лиз. 2003. № 5–6 (28). С. 92–102.

5. Хен­нер В. За­чем Америке столько физиков // Эксперт. 2013. № 39.

6. Хен­нер Е. К., Stallmann M. Под­го­тов­ка специалистов по ИТ: Россия и США // Открытые системы. 2013. № 3. С. 58–62.

7. Га­га­ри­на Д. А., Хеннер Е. К. Струк­ту­ра высокоразвитой информационно-об­ра­зо­ва­тель­ной среды инновационного университета // Университетское управление: практика и ана­лиз. 2009. № 3. С. 69–73.

8. Hubwieser P., Armoni M., Brinda T., Dagiene V., Diethelm I., Giannakos M. N., Knobelsdorf M., Magenheim J., Mittermeir R. T., Schu­bert S. E. // Информатика в сред­ней школе. Proceedings 16 Annual Conference Reports on Innovation and Technology in Computer Science Education, WorkingGroup Reports. Р. 19–38. ACM, New York (2011).

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.