Название статьи | Высокоразвитая информационно-образовательная среда вуза как условие реформирования образования | ||||
Авторы | Е. К. Хеннер | ||||
В рубрике | ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №1 | Страницы | 54 |
Тип статьи | Индекс УДК | 378.1 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Известно, что модернизация отечественной высшей школы происходит во многом путем административного давления и вопреки мнению значительной части вузовского сообщества, опасающегося, что новшества неизбежно ведут к снижению качества подготовки студентов и ухудшению условий труда преподавателей. Ведущий контраргумент реформаторов состоит в том, что внедряемые организационные меры (переход на многоуровневую систему подготовки и укрупнение ее направлений; замещение аудиторных занятий самостоятельной работой студентов; рост доли дисциплин по выбору и числа студентов, приходящихся на одного преподавателя; переход к компетентностной парадигме и проч.) давно и успешно реализованы во многих развитых странах. Существующее противоречие автор публикации анализирует в основном в аспекте функционирования информационно-образовательной среды вуза. Основной мыслью статьи является утверждение, что развитие внутренних информационно-образовательных сред (ИОС) в российских вузах – важнейший фактор успешности реформирования отечественного высшего образования. На примере деятельности одного из университетов США показано, какая нагрузка ложится на ИОС в современном учебном учреждении, эффективно осуществляющем многоплановый образовательный процесс. Сопоставляя возможности, материально-техническую базу и структуру ИОС российских и американских университетов, автор приходит к выводу, что такие прогрессивные шаги, как увеличение числа студентов, обучающихся по индивидуальным учебным планам, введение системы непрерывного контроля результатов обучения, распространение «включенного» (инклюзивного) образования и т. д., требуют скорейшего интенсивного развития в нашей стране вузовских информационно-образовательных сред, которые пока по степени сформированности, уровню наполнения информационных массивов и продуктивности чаще всего не удовлетворяют даже «дореформенным» требованиям, чему есть многие причины (финансово-экономические, кадровые и иные). Отсутствие синхронизации между попытками сделать высшее профессиональное образование действительно качественным и конкурентоспособным и уровнем развития ИОС университетов, включая все ее их компоненты, тормозит реформу высшей школы. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | информационно-образовательная среда вуза, реформирование университетского образования, зарубежный опыт. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Дохикян Л. С. Сравнительный анализ высшего образования в России и США: автореф. дис. … канд. пед. наук: Рязань, 2006. 24 с. 2. Павлова Н. А. Реформирование системы высшего образования в США в 80–90‑е гг. XX в.: автореф. дис. … канд. пед. наук: Пенза, 2006. 24 с. 3. Каверина Э. Ю. Тенденции развития высшего образования США: автореф. дис. … канд. экон. наук: М., 2007. 24 с. 4. Donald Bruce Johnston. Система высшего образования в США: структура, руководство, финансирование // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 5–6 (28). С. 92–102. 5. Хеннер В. Зачем Америке столько физиков // Эксперт. 2013. № 39. 6. Хеннер Е. К., Stallmann M. Подготовка специалистов по ИТ: Россия и США // Открытые системы. 2013. № 3. С. 58–62. 7. Гагарина Д. А., Хеннер Е. К. Структура высокоразвитой информационно-образовательной среды инновационного университета // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 3. С. 69–73. 8. Hubwieser P., Armoni M., Brinda T., Dagiene V., Diethelm I., Giannakos M. N., Knobelsdorf M., Magenheim J., Mittermeir R. T., Schubert S. E. // Информатика в средней школе. Proceedings 16 Annual Conference Reports on Innovation and Technology in Computer Science Education, WorkingGroup Reports. Р. 19–38. ACM, New York (2011). |