Название статьи | Реальные пути преодоления факторов, негативно влияющих на здоровье детей и подростков в образовательных учреждениях | ||||
Авторы | Н. Н. Малярчук | ||||
В рубрике | ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ | ||||
Год | 2014 | Номер журнала / Issue | №1 | Страницы / Pages | 116 |
Тип статьи | Индекс УДК / Index UDK | 371.7 | Индекс ББК / Index BBK | ||
Аннотация |
Статья посвящена актуальной и широко обсуждаемой в последнее время проблеме ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения. Автор считает, что для решения этой проблемы факторы, негативно влияющие на самочувствие детей и подростков, нужно рассматривать не раздельно, а в комплексе. Особое внимание в публикации уделяется таким отрицательно сказывающимся на здоровье растущего человека явлениям, как интенсификация учебного процесса; несоответствие методик и технологий обучения возрастным, половым и функциональным особенностям и возможностям детского организма; недостаткам в организации физической активности школьников; ограниченности объяснительно-иллюстративного метода в деле формирования навыков здорового образа жизни. Отдельную группу составляют факторы, связанные со стилем деятельности и профессиональными характеристиками педагогов. К ним относятся распространенность «стрессовой» тактики педагогических воздействий, некомпетентность учителей в вопросах здоровьесбережения воспитанников, собственное физическое и психическое неблагополучие. Усугубляет ситуацию по обеспечению необходимого уровня здоровья обучающихся отсутствие в образовательных учреждениях штатных психологов и врачей-педиатров. Выделение объективных и субъективных, внутришкольных и внешних причин неудовлетворительного соматического и психического состояния детей и их наставников предопределяет многоуровневый подход к вопросам сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса. Обозначены реальные пути нивелирования сложившейся ситуации и изменения ее в лучшую сторону. Направления деятельности по сбережению и укреплению здоровья детского населения представлены как на уровне ответственных за это министерств и ведомств, так и на уровне отдельных образовательных учреждений. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | здоровье обучающихся, школьные факторы риска, здоровьесбережение. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Базарный В. Ф. Деструктивные влияния современного учебного процесса на телесное здоровье ребенка // Школьные технологии. 2004. № 3. С. 17–22. 2. Безруких М. М. Здоровье школьников, проблемы, пути решения // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 9. С. 11–16. 3. Вопросы здоровья в системе общего образования: проблемы отрасли и законодательства. М.: Парламенская библиотека, 2013. 50 с. 4. Ильин И. А. Почему мы верим в Россию: сочинения. М.: Эксмо, 2006. С. 230–257. 5. Кучма В. Р. Школьная медицина. А нужна ли она сегодня? Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях – основа профилактики заболеваний и охраны здоровья детей и подростков // Школа здоровья. 2012. № 1. С. 3–8. 6. Малярчук Н. Н. Роль педагога в воспитании культуры здоровья обучающихся в условиях современной социокультурной образовательной среды // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 9. С. 44–51. 7. Материалы встречи Президента Российской Федерации В. В. Путина с тренерами, спортсменами, ветеранами и экспертами по вопросам развития в России системы физического воспитания детей и детско-юношеского спорта 13 марта 2013 года / Библиодосье «Вопросы здоровья в системе общего образования: проблемы отрасли и законодательства». М.: Парламенская библиотека, 2013. С. 17–23. 8. Психологический лексикон: энциклопедический словарь: в 6 т. / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. 176 с. 9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html. 10. Чимаров В. М. Опыт организации инновационного образовательного учреждения здоровьеформирующей направленностиаров // Валеология. 2009. № 2. С. 22–25. |