Название статьи | Модель проектирования многоуровневых оценочных средств для диагностики компетенций студентов в техническом вузе | ||||
Авторы | О. Ф. Шихова | ||||
В рубрике | Квалиметрический подход в образовании | ||||
Год | 2012 | Номер журнала | №2 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | 378.22 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
В статье приведены некоторые результаты исследования, целью которого является разработка новых технологий диагностики качества подготовки студентов в техническом вузе. Представлена модель проектирования многоуровневых оценочных средств для диагностики уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций студентов бакалавриата, обучающихся по направлению «Технологическое образование». Модель учитывает интегративный характер подготовки этих специалистов – сочетание психолого-педагогической (инвариантной) и инженерной (вариативной) составляющих, а также возможности квалиметрического подхода, позволяющего обосновать систему диагностируемых компетенций студента и выявить наиболее адекватные средства их оценивания. Раскрыто содержание принципов проектирования многоуровневых оценочных средств и реализующих их методологических подходов. С целью аргументированного отбора оценочных средств предложена авторская система критериев для определения их качества методом групповых экспертных оценок. Результаты исследования могут быть использованы для разработки технологий проектирования компетентностно-ориентированных оценочных средств. |
||||
Скачать | Полный текст статьи Вам доступен | ||||
Ключевые слова |
компетенция, многоуровневые компетентностно-ориентированные оценочные средства, диагностика, уровень сформированности компетенций, квалиметрический подход, критерии качества оценочных средств. |
||||
Список цитируемой литературы |
1. Байденко В. И.,Селезнева Н. А. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования нового поколения как комплексная норма качества высшего образования: общая концепция и модель. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 43 с. 2. Загвязинский В. И. Социальные функции образования и его стратегические ориентиры в период модернизации // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2011. № 7 (86). С. 14–22. 3. Звонников В. И., Челышкова М. Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход: учеб. пособие. М.: Университет. кн.; Логос. 2009. 272 с. 4. Казанович В. Г., Савельева Г. П. Методические рекомендации по разработке оценочных и диагностических средств итоговой государственной аттестации выпускников вузов. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 21 с. 5. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе / В. А. Богословский, Е. В. Караваева, Е. Н. Ковтун, О. П. Мелехова и др. М.: Изд‑во МГУ, 2007. 148 с. 6. Субетто А. И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. СПб.; М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 72 с. 7. Черепанов В. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1989. 152 с. 8. Шестакова Н. В., Шихова О. Ф. К вопросу о диагностике уровня сформированности профессиональных компетенций бакалавра технологического образования // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2010. № 9 (77). С. 41–48. 9. Шихова О. Ф. Основы квалиметрии вузовского образовательного стандарта: моногр. Москва; Ижевск: Издат. дом «Удмуртский университет», 2006. 243 с. |