Название статьи | Дифференциация обучения дошкольников по формированию лексико-грамматических категорий у детей-билингвов в условиях русско‑татарского двуязычия | ||||
Авторы | З. В. Поливара | ||||
В рубрике | Дошкольное образование | ||||
Год | 2012 | Номер журнала | №2 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | 373.21:811161.1’246.2:811.512.145 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Совместное существование языков и культур обусловливает необходимость исследования этого явления в лингвистике и разработки специальных методик развития речи у билингвов. Особого внимания требует дошкольный возраст, поскольку в силу параллельного процесса овладения двумя языками у таких детей, согласно исследованиям А. А. Леонтьева, часто оказываются недостаточно сформированными социальные лингвистические стандарты речи окружающих. В данной работе исследуется феномен сосуществования двух языковых систем, которые функционируют в сознании билингва и с помощью которых кодируются одни и те же предметы и явления социальной действительности. С учетом целого ряда лингвистических факторов описываются особенности языковой интерференции в ситуации искусственного русско-татарского двуязычия. Причины возникновения интерференции в условиях двуязычия заключаются не только в различиях между фонетическими и грамматическими системами двух контактирующих языков. Для определения потенциального источника межъязыкового переноса и степени взаимодействия родного и неродного языков у билингвов необходимо учитывать когнитивный, нейролингвистический и психолингвистический аспекты. Поэтому феномен регионального массового билингвизма среди татарского населения рассматривается автором статьи с позиций психолингвистического и когнитивного подходов. В конце статьи представлена модель формирования и коррекции лексико-грамматических категорий у детей-билингвов, основанная на дифференцированном обучении дошкольников. Данная модель позволяет преодолеть односторонний взгляд на общие речевые дисфункции и на специфику формирования лексико-грамматических категорий у детей – носителей разносистемных языков. Она может быть использована для совершенствования образовательных программ в области психолингвистики этнолингвистики, онтолингвистики, когнитивной лингвистики, социолингвистики, контрастивной лингвистики, теории языка и предоставляет новые возможности для разработки и углубления содержания различных учебных курсов. |
||||
Скачать | Полный текст статьи Вам доступен | ||||
Ключевые слова |
полиэтничность, двуязычие, дети-билингвы, интерференция, этнолингвистический и психолингвистический коррекционные подходы. |
||||
Список цитируемой литературы |
1. Ганиев Ф. А. Татарский язык: проблемы и исследования. Казань, 2000. 2. Дешериев Ю. Д. Основные аспекты исследования двуязычия и многоязычия. М., 1972. 3. Курбангалиев М. Руководство по изучению татарского языка в русских школах. Казань, 1925. С. 112. 4. Поливара З. В. Современные представления о распространенности, причинах и механизмах речевых дисфункций у детей Тюменского региона. Тюмень, 2005. 5. Хайрутдинова Т. Х. Бытовая лексика татарского языка. Казань: Фикер, 2000. 6. Протасова Е. Ю. Методика развития речи двуязычных дошкольников. М.: Владос, 2010. |