З. В. Поливара

Название статьи Дифференциация обучения дошкольников по формированию лексико-грамматических категорий у детей-билингвов в условиях русско‑татарского двуязычия
Авторы З. В. Поливара
В рубрике Дошкольное образование
Год 2012 Номер журнала №2 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК 373.21:811161.1’246.2:811.512.145 Индекс ББК  
Аннотация

Совместное существование языков и куль­тур обусловливает необходимость исследования этого явления в лин­гвис­ти­ке и раз­ра­бот­ки специальных методик развития речи у би­лин­гвов. Особого внимания требует дошкольный возраст, поскольку в си­лу параллельного процесса овладения двумя языками у та­ких детей, согласно исследованиям А. А. Ле­онть­ева, часто оказываются недостаточно сформированными социальные лингвистические стандарты речи окружающих.

В дан­ной работе исследуется феномен сосуществования двух языковых систем, которые функционируют в соз­на­нии билингва и с по­мощью которых кодируются одни и те же предметы и яв­ле­ния социальной действительности. С уче­том целого ряда лингвистических факторов описываются особенности языковой интерференции в си­ту­ации искусственного русско-та­тар­ско­го двуязычия.

Причины возникновения интерференции в ус­ло­ви­ях двуязычия заключаются не только в раз­ли­чи­ях между фонетическими и грам­ма­ти­чес­ки­ми системами двух контактирующих языков. Для определения потенциального источника межъязыкового переноса и сте­пе­ни взаимодействия родного и не­род­но­го языков у би­лин­гвов необходимо учитывать когнитивный, нейролингвистический и пси­хо­лин­гвис­ти­чес­кий аспекты. Поэтому феномен регионального массового билингвизма среди татарского населения рассматривается автором статьи с по­зи­ций психолингвистического и ког­ни­тив­но­го подходов.

В кон­це статьи представлена модель формирования и кор­рек­ции лексико-грам­ма­ти­чес­ких категорий у де­тей-би­лин­гвов, основанная на дифференцированном обучении дошкольников. Данная модель позволяет преодолеть односторонний взгляд на общие речевые дисфункции и на специфику формирования лексико-грам­ма­ти­чес­ких категорий у де­тей – носителей разносистемных языков. Она может быть использована для совершенствования образовательных программ в об­лас­ти психолингвистики этнолингвистики, онтолингвистики, когнитивной лингвистики, социолингвистики, контрастивной лингвистики, теории языка и пре­дос­тав­ля­ет новые возможности для разработки и уг­луб­ле­ния содержания различных учебных курсов.

Скачать Полный текст статьи Вам доступен
Ключевые слова

полиэтничность, двуязычие, дети-би­лин­гвы, интерференция, этнолингвистический и пси­хо­лин­гвис­ти­чес­кий коррекционные подходы.

Список цитируемой литературы

1. Га­ни­ев Ф. А. Та­тар­ский язык: проблемы и ис­сле­до­ва­ния. Казань, 2000.

2. Де­ше­ри­ев Ю. Д. Ос­нов­ные аспекты исследования двуязычия и мно­го­язы­чия. М., 1972.

3. Кур­бан­га­ли­ев М. Ру­ко­вод­ство по изучению татарского языка в рус­ских школах. Казань, 1925. С. 112.

4. По­ли­ва­ра З. В. Сов­ре­мен­ные представления о рас­прос­тра­нен­нос­ти, причинах и ме­ха­низ­мах речевых дисфункций у де­тей Тюменского региона. Тюмень, 2005.

5. Хайрут­ди­но­ва Т. Х. Бы­то­вая лексика татарского языка. Казань: Фикер, 2000.

6. Про­та­со­ва Е. Ю. Ме­то­ди­ка развития речи двуязычных дошкольников. М.: Владос, 2010.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.