Название статьи | Когнитивные модели дискурса профессионального общения при обучении переводчиков | ||||
Авторы | Е. Ю. Мощанская | ||||
В рубрике | Гуманитарные науки в образовании | ||||
Год | 2012 | Номер журнала | №2 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | 81’253+81’42 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Статья посвящена дискурсу профессиональной институциональной коммуникации и его моделированию для обучения устных переводчиков. Целью исследования был анализ когнитивных моделей названного дискурса, предлагаемых на современном этапе развития когнитивной лингвистики. Автором сделан вывод об их парадигматико-синтагматической направленности, обозначены константные и вариативные признаки для создания дидактической модели дискурса профессионального общения. В статье представлена основанная на системном подходе модель дискурс-анализа профессиональной коммуникации, ориентированная на анализ конкретной ситуации опосредованного общения. Полученные результаты могут быть использованы не только при обучении переводчиков, но и при подготовке специалистов профессии «человек – человек», для которых дискурсивная компетенция является одной их ключевых. |
||||
Скачать | Полный текст статьи Вам доступен | ||||
Ключевые слова |
дискурс профессиональной коммуникации; метод моделирования, модель, когнитивная модель. |
||||
Список цитируемой литературы |
1. Бейлинсон Л. С. Профессиональный дискурс: признаки, функции, нормы (на материале коммуникативной практики логопедов): автореф. … д‑ра филол. наук. Волгоград, 2009. 38 с. 2. Волкова Т. А. Дипломатический дискурс в аспекте стратегичности перевода и коммуникации (на мат. английского и русского языков): дис. … канд. филол. наук. Челябинск, 2007. 3. Волкова Т. А. Дискурсивно-коммуникативная модель перевода. М.: Флинта: Наука, 2010. 128 с. 4. Гуреев Е. М. Динамическое моделирование в процессе обучения математике (новые принципы обучения, Средняя школа). [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://lit.lib.ru/g/gureew_e_m/text_ 0050.shtml. 5. Макаров М. Л. Интерпретативный анализ дискурса в малой группе. Тверь: Тверской гос. ун‑т, 1998. 200 с. 6. Мощанская Е. Ю. Ситуативный аспект дискурсивного анализа текста в УПП // Проблемы теории, практики и дидактики перевода: материалы первой международной научной конференции 2007 г. Н. Новгород: ГОУ НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2007. 182 с. С. 65–66. 7. Мощанская Е. Ю. Дискурс в ситуации устного последовательного перевода // Теория и практика перевода и профессиональной подготовки переводчиков: Устный перевод: материалы международной научно-методической конференции. Пермь: Изд‑во ПГТУ, 2008. С. 94–102. 8. Мощанская Е. Ю. Дидактические аспекты обучения устному переводу приветственной речи как типу дискурса // Индустрия перевода и информационное обеспечение инновационной и образовательной деятельности: материалы 3‑й Международной научно-практической конференции. Пермь: ГОУ ВПО «Пермский государственный технический университет», 2010. 292 с. С. 156–164. 9. Мощанская Е. Ю. Дискурсивная компетенция устного переводчика // Лингвистика, перевод, дискурс межкультурной коммуникации: материалы XIII Международной. научно-практической конференции. Екатеринбург, 2011. С. 67–76. 10. Наглядность в обучении, связь с познавательными особенностями личности. Режим доступа: http://www.iro.yar.ru/resource/distant/ pedagogy/kr_nagl.html. 11. Олешков М. Ю. Системное моделирование институционального дискурса (на материале устных дидактических текстов): автореф. д‑ра филол. наук. Н. Тагил, 2007. 42 с. 12. Серова Т. С. Смысловое восприятие и специфика упражнений в устном последовательном одностороннем переводе // Теория и практика перевода и профессиональной подготовки переводчиков: устный перевод: материалы международной научно-методической конференции. Пермь, 2008. 13. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2006. 696 с. 14. Фридман Л. М. Наглядность и моделирование в обучении // Новое в жизни, науке, технике. Сер. 6, Педагогика и психология. М.: Знание, 1984. 80 с. 15. Ширяева Т. А. Когнитивное моделирование институционального делового дискурса: автореф. дис. … д‑ра филол. наук. Краснодар, 2008. 50с. 16. Штофф В. А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1966. 212 с. 17. Чернявская В. Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия: учеб. пособие. М: Флинта: Наука, 2006. 136 с. |