Е. Ю. Мощанская

Название статьи Когнитивные модели дискурса профессионального общения при обучении переводчиков
Авторы Е. Ю. Мощанская
В рубрике Гуманитарные науки в образовании
Год 2012 Номер журнала №2 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК 81’253+81’42 Индекс ББК  
Аннотация

Статья посвящена дискурсу профессиональной институциональной коммуникации и его моделированию для обучения устных переводчиков. Целью исследования был анализ когнитивных моделей названного дискурса, предлагаемых на современном этапе развития когнитивной лингвистики. Автором сделан вывод об их парадигматико-син­таг­ма­ти­чес­кой направленности, обозначены константные и ва­ри­атив­ные признаки для создания дидактической модели дискурса профессионального общения.

В статье представлена основанная на системном подходе модель дискурс-ана­ли­за профессиональной коммуникации, ориентированная на анализ конкретной ситуации опосредованного общения. Полученные результаты могут быть использованы не только при обучении переводчиков, но и при подготовке специалистов профессии «человек – человек», для которых дискурсивная компетенция является одной их ключевых.

Скачать Полный текст статьи Вам доступен
Ключевые слова

дискурс профессиональной коммуникации; метод моделирования, модель, когнитивная модель.

Список цитируемой литературы

1. Бейлин­сон Л. С. Про­фес­си­ональ­ный дискурс: признаки, функции, нормы (на материале коммуникативной практики логопедов): автореф. …  д‑ра филол. наук. Волгоград, 2009. 38 с.

2. Вол­ко­ва Т. А. Дип­ло­ма­ти­чес­кий дискурс в ас­пек­те стратегичности перевода и ком­му­ни­ка­ции (на мат. английского и рус­ско­го языков): дис. …  канд. филол. наук. Челябинск, 2007.

3. Вол­ко­ва Т. А. Дис­кур­сив­но-ком­му­ни­ка­тив­ная модель перевода. М.: Флинта: Наука, 2010. 128 с.

4. Гу­ре­ев Е. М. Ди­на­ми­чес­кое моделирование в про­цес­се обучения математике (новые принципы обучения, Средняя школа). [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://lit.lib.ru/g/gureew_e_m/text_ 0050.shtml.

5. Ма­ка­ров М. Л. Ин­тер­пре­та­тив­ный анализ дискурса в ма­лой группе. Тверь: Тверской гос. ун‑т, 1998. 200 с.

6. Мо­щан­ская Е. Ю. Си­ту­атив­ный аспект дискурсивного анализа текста в УПП // Проблемы теории, практики и ди­дак­ти­ки перевода: материалы первой международной  научной конференции 2007 г. Н. Нов­го­род: ГОУ НГЛУ им. Н. А. Доб­ро­лю­бо­ва, 2007. 182 с. С. 65–66.

7. Мо­щан­ская Е. Ю. Дис­курс в си­ту­ации устного последовательного перевода // Теория и прак­ти­ка перевода и про­фес­си­ональ­ной подготовки переводчиков: Устный перевод: материалы международной научно-ме­тодической  конференции. Пермь: Изд‑во ПГТУ, 2008. С. 94–102.

8. Мо­щан­ская Е. Ю. Ди­дак­ти­чес­кие аспекты обучения устному переводу приветственной речи как типу дискурса // Индустрия перевода и ин­фор­ма­ци­он­ное обеспечение инновационной и об­ра­зо­ва­тель­ной деятельности: материалы 3‑й Меж­ду­народной научно-практической  конференции. Пермь: ГОУ ВПО «Пермский государственный технический университет», 2010. 292 с. С. 156–164.

9. Мо­щан­ская Е. Ю. Дис­кур­сив­ная компетенция устного переводчика // Лингвистика, перевод, дискурс межкультурной коммуникации: материалы XIII Меж­ду­народной. научно-практической  конференции. Екатеринбург, 2011. С. 67–76.

10. Наг­ляд­ность в обу­че­нии, связь с поз­на­ва­тель­ны­ми особенностями личности. Режим доступа: http://www.iro.yar.ru/resource/distant/ pedagogy/kr_nagl.html.

11. Олеш­ков М. Ю. Сис­тем­ное моделирование институционального дискурса (на материале устных дидактических текстов): автореф. д‑ра филол. наук. Н. Та­гил, 2007. 42 с.

12. Се­ро­ва Т. С. Смыс­ло­вое восприятие и спе­ци­фи­ка упражнений в ус­тном последовательном одностороннем переводе // Теория и прак­ти­ка перевода и про­фес­си­ональ­ной подготовки переводчиков: устный перевод: материалы международной научно-ме­тодической  конференции. Пермь, 2008.

13. Сти­лис­ти­чес­кий энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Ко­жи­ной. М.: Флинта: Наука, 2006. 696 с.

14. Фрид­ман Л. М. Наг­ляд­ность и мо­де­ли­ро­ва­ние в обу­че­нии // Новое в жиз­ни, науке, технике. Сер. 6, Педагогика и пси­хо­ло­гия. М.: Знание, 1984. 80 с.

15. Ши­ря­ева Т. А. Ког­ни­тив­ное моделирование институционального делового дискурса: автореф. дис. … д‑ра филол. наук. Краснодар, 2008. 50с.

16. Штофф В. А. Мо­де­ли­ро­ва­ние и фи­ло­со­фия. М.: Наука, 1966. 212 с.

17. Чер­няв­ская В. Е. Дис­курс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия: учеб. пособие. М: Флинта: Наука, 2006. 136 с.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.