РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
Детский сад «Детство» комбинированного вида №122
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона
Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное (автономное) общеобразовательное учреждение
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад «Детство» комбинированного вида детский сад № 122
622018 Свердловская область город Нижний Тагил ул. Басова 4
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2010 - 2016 гг.
- Директор МБДОУ (МАОУ): Шадрина Надежда Викторовна, руководитель структурного подразделения ДОУ № 122 –Хуртина Марина Александровна
- тел./факс МБДОУ: ( 3435) 40 11 99
- сайт: www.detstvo-nt.ru E mail: detstvo_nt@mail.ru
ФИО (полностью) куратора проекта от МБДОУ Нетесова Наталья Ивановна Контактные телефоны куратора проекта: (3435) 40 11 99, e-mail: detstvo122@mail.ru
- Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года
- Тема инновационного педагогического опыта: «Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям»
- Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
6.1. Качественные характеристики
Актуальность исследования. Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны Снижение многих показателей нравственного и духовного здоровья личности происходит, в настоящее время, начиная с дошкольного возраста. Одна из основных причин ухудшения нравственного состояния детей, в том числе и дошкольников, – разрушение естественных институтов социализации: семьи и детского сообщества, а также деструктивизация информационной среды, изменение общей ориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, ослабление коллективных форм совместной деятельности детей. Кроме того, большинство молодых родителей, по свидетельству ученых, не готовы в полной мере к нравственному воспитанию детей.
Таким образом, нами были выявлены противоречия:
- между потребностью в приобщении дошкольников к духовным и нравственным идеалам с одной стороны, и недостаточностью условий для осуществления их духовно-нравственного развития в ДОУ.
- между потребностью в приобщении дошкольников к духовным и нравственным идеалам с одной стороны и недостаточной разработанностью обоснования и опытно-экспериментальной проверки педагогической технологии обеспечения участия родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников - с другой.
Выявленные противоречия помогло обозначить проблему исследования: как повысить уровень мотивации родителей, их личное участие в мероприятиях в целях становления духовно – нравственных ценностей и возрождения традиций в семье.
Тема исследования: «Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям».
Цель: создание условий для осуществления духовно-нравственного развития субъектов образовательного процесса ДОУ, в том числе обоснование и экспериментальная проверка успешности педагогической технологии обеспечения участия родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Объект исследования - процесс воспитания, ориентированный на приобщение дошкольников к духовным и нравственным идеалам .
Предмет исследования - создание условий для осуществления духовно-нравственного развития субъектов образовательного процесса
Гипотеза исследования. Приобщение дошкольников к духовным и нравственным идеалам будет эффективным, если:
- усвоение основ духовно-нравственного воспитания у дошкольников рассматривается как приобретение представлений о духовных и нравственных идеалах общества, традициях, развитие интереса к ним и реализация имеющихся представлений в самостоятельной деятельности;
- дидактическая модель приобщения дошкольника к духовным и нравственным ценностям будет реализовываться через субъектно-субъектное взаимодействие педагогов, родителей и детей, свободную самостоятельную деятельность;
- разработана педагогическая технология участия родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников, которая обеспечивает активное взаимодействие "педагог-ребенок-родитель" в интересах духовно-нравственного воспитания дошкольников.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
- Проанализировать опыт семейного воспитания по духовно – нравственному развитию, возродить традиции семейного воспитания
- Модернизировать предметно-развивающую среду, способствующую духовно-нравственному развитию детей дошкольного возраста.
- Разработать и апробировать педагогическую технологию участия родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
- Разработать и экспериментально проверить дидактическая модель приобщения к духовным и нравственным ценностям
- Апробировать новые формы работы с семьёй, предусматривающие активную практическую совместную деятельность родителей и детей.
- Разработать и усовершенствовать систему диагностического инструментария для исследования уровня развития личностных, духовно – нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Научная новизна исследования:
- создание педагогической технологии участия родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников с актуализацией жизненного опыта детей;
- разработка дидактической модели приобщения дошкольников к духовным и нравственным идеалам, предполагающей субъектно-субъектное взаимодействие педагогов, родителей и детей, свободную самостоятельную деятельность.
Методологической и теоретической основой исследования являются положения философии, психологии и педагогики о влиянии социальной среды на развитие личности; о единстве общечеловеческого и национального в этнопедагогике (Г.Н.Волков), общепсихологическая теория деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), об интериоризации социальных, нравственных норм и правил поведения (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович и др.); работы по теории и методике педагогических исследований (Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, В.С.Безрукова, В.И.Журавлев, В.И.Загвязинский, М.Н.Скаткин), положения детской психологии и дошкольной педагогики, раскрьшающие закономерности и принципы развития детей дошкольного возраста (В.Г. Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Элъконин и др.), работы в области этнопедагогики (Б.Н.Бессонов, В.И.Баймурзина, Г.Н.Волков, Д.Ж.Валеев, Е.И.Корнеева, С.И.Руденко и др.).
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, изучение опыта педагогической работы дошкольных образовательных учреждений; педагогическое наблюдение, анкетирование педагогов и родителей; индивидуальные беседы с детьми; педагогический эксперимент, изучение и анализ продуктов деятельности детей, педагогической документации, обработка результатов.
Основное содержание деятельности по проекту:
- Взаимосвязь с социальными партнёрами в рамках инновационной деятельности.
- Планирование совместной инновационной деятельности семьи и детского сада.
- Педагогическое сопровождение семей в вопросах духовно – нравственного воспитания детей в рамках реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте».
- Представление результатов деятельности педагогической общественности.
Планируемый результат изменений:
- Совершенствование программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» технологиями духовно – нравственного развития через проведение мероприятий направленных на ознакомление детей и родителей с русской народной культурой.
- Апробация педагогической технологии участия родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
- Проверка дидактической модели приобщения дошкольников к духовным и нравственным ценностям
- Апробация новых форм работы с семьёй, предусматривающих активную практическую совместную деятельность родителей и детей.
- Система диагностического инструментария для исследования уровня развития личностных, духовно – нравственных качеств детей дошкольного возраста.
6.2. Количественные показатели научной деятельности
Объём и уровень публикаций
|
Материалы НПК районного, городского и регионального уровня |
Труды НПК Всероссийского и международного уровня |
Статьи в региональных изданиях |
Статьи в центральных изданиях |
2008 |
2 |
|
1 |
|
2009 |
1 |
|
2 |
|
2010 |
1 |
|
1 |
|
2011 |
|
|
|
|
2012 |
|
1 |
|
|
2013 |
3 |
1 |
1 |
|
Количество защищённых и готовящихся к защите диссертационных исследований
|
Магистерские работы |
2012 |
«Реализация государственной политики в сфере дошкольного образования в муниципальном образовании город Нижний Тагил»
|
2013 |
«Управление реализацией проекта «Приобщение детей дошкольного возраста к духовно- нравственным ценностям через ознакомление с русской народной культурой» |
7. Методическая результативность:
Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ИАОУ – 28 человек.
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).
|
Мероприятия общешкольного и районного уровня |
Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня |
2008 |
Семинар-практикум «Непрерывность духовно-нравственного воспитания на примере работы детского сада и школы» |
|
2009 |
Семинар-практикум «Традиция празднования Пасхи» |
|
2010 |
Круглый стол «Технологии обеспечения социально -психологического благополучия ребенка» |
|
2011 |
Презентация опыта работы по программе «Истоки» |
|
2012 |
Семинар - практикум «Влияние устного народного творчества на духовно - нравственное воспитание дошкольников» |
Городской семинар - практикум для руководителей ДОУ «Организация работы ДОУ по ранней профилактике жестокого обращения с детьми» |
2013 |
1.Семинар «Система работы с семьёй средствами этнопедагогики» 2.Презентация инновационной деятельности ДОУ руководителям ОУ г. Нижний Тагил по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к духовно - нравственным ценностям». 3. Педагогические чтения «Защита прав детей дошкольного возраста» |
1. Городская научно - практическая конференция «Духовно - нравственное воспитание детей и молодёжи на основе отечественных культурно - исторических и религиозных традиций и ценностей». Выступление с докладом: «Школа заботливых родителей» как одна из форм педагогического просвещения родителей по вопросам духовно- нравственного воспитания детей раннего возраста». 2. Всероссийские Леонтьевские психолого педагогические чтения - подготовка доклада «Сотрудничество ДОУ с родителями воспитанников как важный фактор психического развития личности ребёнка». |
Наличие и реализация собственных программ повышения квалификации (перечислить названия и число обученных педагогов)
«Духовные основы образования» - обучено 10 педагогов
«Основы инновационной деятельности в ДОУ» - обучено 20 педагогов
«Развитие профессионального потенциала педагогического коллектива» - обучено 20 педагогов.
8. Социальная результативность
Инновационный опыт ИАОУ доступен широкой педагогической общественности на сайте www.detstvo-nt.ru
Сборники: «Православная культура как основа духовного возрождения России», «Современные тенденции развития дошкольного образования» ( 2008,2009,2010 г.г.)
Сеть социального партнерства: АПК и ПРО (г.Москва), УрО РАО, ФГАОУ ВПО РГППУ, НТГСПА, МБУ ИМЦ, ИРО Свердловской области, НТПК № 2, МБОУ СОШ № 20, МБОУ СОШ № 95, МБДОУ № 199, МБДОУ № 112, ГБЦДБ филиал № 6 г. Нижний Тагил, ИАШ Свердловской области