Детский сад «Детство» комбинированного вида №122

КАРТА

УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений  Уральского региона

Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФ

 

Муниципальное бюджетное (автономное) общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад «Детство» комбинированного вида детский сад № 122

622018 Свердловская область город Нижний Тагил ул. Басова 4

Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности:  2010  -  2016  гг.

 

  1. Директор МБДОУ (МАОУ):  Шадрина Надежда Викторовна, руководитель структурного подразделения ДОУ № 122 –Хуртина Марина Александровна
  2. тел./факс МБДОУ: ( 3435) 40 11 99
  3. сайт:  www.detstvo-nt.ru         E mail: detstvo_nt@mail.ru

ФИО (полностью) куратора проекта от МБДОУ  Нетесова Наталья Ивановна Контактные телефоны куратора проекта: (3435) 40 11 99, e-maildetstvo122@mail.ru

  1. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФ,  регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года
  2. Тема инновационного педагогического опыта: «Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям»
  3. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.

       6.1. Качественные характеристики

Актуальность исследования. Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны  Снижение многих показателей нравственного и духовного здоровья личности происходит, в настоящее время, начиная с дошкольного возраста. Одна из основных причин ухудшения нравственного состояния детей, в том числе и дошкольников,   – разрушение естественных институтов социализации: семьи и детского сообщества, а также деструктивизация информационной среды, изменение общей ориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, ослабление коллективных форм совместной деятельности детей.  Кроме того, большинство молодых родителей, по свидетельству ученых, не готовы в полной мере к нравственному   воспитанию детей.

Таким образом, нами были выявлены противоречия:

  • между потребностью в приобщении дошкольников к духовным и нравственным идеалам  с одной стороны, и недостаточностью условий для осуществления  их духовно-нравственного развития в ДОУ.
  • между потребностью в приобщении дошкольников к духовным и нравственным идеалам  с одной стороны и  недостаточной разработанностью обоснования и опытно-экспериментальной проверки педагогической технологии обеспечения  участия родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников  - с другой.

Выявленные противоречия помогло обозначить проблему исследования: как повысить уровень мотивации родителей, их личное участие в мероприятиях в целях становления духовно – нравственных ценностей и возрождения традиций в семье.

Тема исследования: «Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям».

Цель: создание условий для осуществления духовно-нравственного развития субъектов  образовательного процесса ДОУ, в том числе  обоснование и экспериментальная проверка успешности педагогической технологии обеспечения  участия родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников 

Объект исследования - процесс воспитания, ориентированный на приобщение дошкольников к духовным и нравственным идеалам .

Предмет исследования - создание условий для осуществления духовно-нравственного развития субъектов  образовательного процесса

Гипотеза исследования. Приобщение дошкольников к духовным и нравственным идеалам будет эффективным, если:

  • усвоение основ духовно-нравственного воспитания у дошкольников рассматривается как приобретение представлений о духовных и нравственных идеалах общества, традициях, развитие интереса к ним и реализация имеющихся представлений в самостоятельной деятельности;
  • дидактическая модель приобщения дошкольника к духовным и нравственным ценностям будет реализовываться через субъектно-субъектное взаимодействие педагогов, родителей  и детей, свободную самостоятельную деятельность;
  • разработана педагогическая технология участия родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников, которая   обеспечивает  активное  взаимодействие "педагог-ребенок-родитель" в интересах духовно-нравственного воспитания дошкольников.

В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:

  1. Проанализировать опыт семейного воспитания по духовно – нравственному развитию,  возродить традиции семейного воспитания
  2. Модернизировать предметно-развивающую среду, способствующую духовно-нравственному развитию детей дошкольного возраста.
  3. Разработать и апробировать педагогическую технологию участия родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
  4. Разработать и экспериментально проверить дидактическая модель приобщения к духовным и нравственным ценностям
  5. Апробировать  новые формы работы с семьёй, предусматривающие активную практическую совместную деятельность родителей и детей.
  6. Разработать и усовершенствовать систему диагностического инструментария для исследования  уровня развития личностных, духовно – нравственных качеств детей дошкольного возраста.

Научная новизна исследования:

  • создание  педагогической технологии участия родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников с актуализацией жизненного опыта детей;
  • разработка дидактической модели приобщения дошкольников к духовным и нравственным идеалам, предполагающей субъектно-субъектное взаимодействие педагогов, родителей  и детей, свободную самостоятельную деятельность.

Методологической и теоретической основой исследования являются положения философии, психологии и педагогики о влиянии социальной среды на развитие личности; о единстве общечеловеческого и национального в этнопедагогике (Г.Н.Волков), общепсихологическая теория деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), об интериоризации социальных, нравственных норм и правил поведения (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович и др.); работы по теории и методике педагогических исследований (Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, В.С.Безрукова, В.И.Журавлев, В.И.Загвязинский, М.Н.Скаткин), положения детской психологии и дошкольной педагогики, раскрьшающие закономерности и принципы развития детей дошкольного возраста (В.Г. Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Элъконин и др.), работы в области этнопедагогики (Б.Н.Бессонов, В.И.Баймурзина, Г.Н.Волков, Д.Ж.Валеев, Е.И.Корнеева, С.И.Руденко и др.).

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, изучение опыта педагогической работы дошкольных образовательных учреждений; педагогическое наблюдение, анкетирование педагогов и родителей; индивидуальные беседы с детьми; педагогический эксперимент, изучение и анализ продуктов деятельности детей, педагогической документации, обработка результатов.

Основное содержание деятельности  по проекту:

  • Взаимосвязь с социальными партнёрами в рамках инновационной деятельности.
  • Планирование совместной инновационной деятельности семьи и детского сада.
  • Педагогическое сопровождение семей в вопросах духовно – нравственного воспитания детей в рамках реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте».
  • Представление результатов  деятельности  педагогической общественности.

Планируемый результат изменений:

  1. Совершенствование программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» технологиями духовно – нравственного развития через проведение мероприятий направленных на ознакомление детей и родителей с русской народной культурой.
  2. Апробация педагогической технологии участия родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
  3. Проверка дидактической модели приобщения дошкольников  к духовным и нравственным ценностям
  4. Апробация новых форм работы с семьёй, предусматривающих активную практическую совместную деятельность родителей и детей.
  5. Система диагностического инструментария для исследования  уровня развития личностных, духовно – нравственных качеств детей дошкольного возраста.

 

6.2. Количественные показатели научной деятельности

Объём и уровень  публикаций

 

Материалы НПК районного, городского и регионального уровня

Труды НПК Всероссийского и международного уровня

Статьи в региональных

изданиях

Статьи в  центральных   изданиях

2008

2

 

1

 

2009

1

 

2

 

2010

1

 

1

 

2011

 

 

 

 

2012

 

1

 

 

2013

3

1

1

 

 

Количество защищённых и готовящихся к защите диссертационных исследований

 

Магистерские работы

2012

«Реализация государственной политики в сфере дошкольного образования в муниципальном образовании город Нижний Тагил»                                                                               

 

2013

«Управление реализацией проекта «Приобщение детей дошкольного возраста к духовно- нравственным ценностям через ознакомление с русской народной культурой»

 

7. Методическая результативность:

Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности  ИАОУ  – 28 человек.

Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).

 

Мероприятия  общешкольного и районного уровня

Мероприятия  муниципального, регионального и Всероссийского уровня

2008

Семинар-практикум «Непрерывность духовно-нравственного воспитания на примере работы детского сада и школы»

 

2009

Семинар-практикум «Традиция празднования Пасхи»

 

2010

Круглый стол «Технологии обеспечения социально -психологического благополучия ребенка»

 

2011

Презентация опыта работы по программе «Истоки»

 

2012

Семинар - практикум «Влияние устного народного творчества на духовно - нравственное воспитание дошкольников»

Городской семинар - практикум для руководителей ДОУ «Организация работы ДОУ по ранней профилактике жестокого обращения с детьми»

2013

1.Семинар «Система работы с семьёй средствами этнопедагогики»

2.Презентация инновационной деятельности ДОУ руководителям ОУ  г. Нижний Тагил по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к духовно - нравственным ценностям».

3. Педагогические чтения «Защита прав детей дошкольного возраста»

1. Городская научно - практическая конференция «Духовно - нравственное воспитание детей и молодёжи на основе отечественных  культурно - исторических и религиозных традиций и ценностей». Выступление с докладом: «Школа заботливых родителей» как одна из форм педагогического просвещения родителей по вопросам духовно- нравственного воспитания детей раннего возраста».

2. Всероссийские Леонтьевские психолого педагогические чтения - подготовка доклада

«Сотрудничество ДОУ с родителями воспитанников как важный фактор психического развития личности ребёнка».

 

Наличие и реализация собственных программ повышения квалификации (перечислить названия и число обученных педагогов)

«Духовные основы образования» - обучено 10 педагогов

«Основы инновационной деятельности в ДОУ» - обучено 20 педагогов

«Развитие профессионального потенциала педагогического коллектива» - обучено 20 педагогов.

 

8. Социальная результативность

Инновационный опыт ИАОУ доступен широкой педагогической общественности  на сайте  www.detstvo-nt.ru

Сборники: «Православная культура как основа духовного возрождения России», «Современные тенденции развития дошкольного образования» ( 2008,2009,2010 г.г.)

 

Сеть социального  партнерства:  АПК и ПРО (г.Москва), УрО РАО, ФГАОУ ВПО РГППУ, НТГСПА, МБУ ИМЦ, ИРО Свердловской области,  НТПК № 2, МБОУ СОШ № 20, МБОУ СОШ № 95, МБДОУ № 199, МБДОУ № 112, ГБЦДБ филиал № 6 г. Нижний Тагил, ИАШ Свердловской области

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.