Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №18

КАРТА

УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений  Уральского региона

Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки РФ

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №18

Адрес: 622001 Свердловская обл., г.Нижний Тагил

ул. Газетная д.27

Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности:  20012-  2016  гг.

 

1. Директор МБОУ гимназия №18 Щербачева Людмила Александровна, к.п.н.

2. Научные  консультанты

Сиденко Алла Степановна д.п.н., профессор

Давыдова Наталья Николаевна к.т.н., доцент

3. тел./факс МБОУ 8(3435)41-70-75

сайт   http://gimnaziya18.ru/     E mail: gimnaziya18@e-tagil.ru

ФИО (полностью) куратора проекта от МБОУ Желтова Светлана Геннадьевна, к.п.н.

Контактные телефоны куратора проекта , e-mail geltova_sg@mail.ru

8 (3435) 41-70-75

 4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФрегистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года

 5.Тема инновационного педагогического опыта

«Реализация метапредметного подхода в образовательном процессе гимназии»

6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки  РФ.

6.1. Качественные характеристики:

Актуальность исследования:

Особенностью нашего времени стало падение значимости репродуктивной деятельности, связанной с использованием традиционных технологий. Повышается потребность российского общества в инновационной активности человека во всех сферах жизнедеятельности. В этих условиях модернизация образования неизбежна, введение ФГОС стало серьезным шагом реформирования системы образования.

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования, способной воспринимать инновации, создавать их и эффективно внедрять в повседневную жизнь. Образовательное учреждение должно обеспечивать освоение учащимися не только предметных знаний и умений, но и метапредметных.

Метапредметные результаты обучения в школе, включают освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории (http://standart.edu.ru)

Таким образом, возрастает необходимость в реализации идей метапредметного подхода в образовательном пространстве страны в целом и в гимназии в частности..

Противоречие:

В современных условиях модернизации системы образования возникают противоречия:

- между требованиями ГОС ориентированными в первую очередь на получение знаний и требованиями ФГОС  нового поколения отдающими приоритет развитию универсальных учебных действий;

- между теоретическими разработками метапредметного подхода и их недостаточной технологической проработанностью в реаль­ном педагогическом процессе;

- между необходимостью подготовки учителя к активизации образовательного процесса на основе метапредметного подхода и недостаточной теоретической разработанностью методического обеспечения данного процесса.

Обнаруженные противоречия определили проблему исследования:

Проектирование механизма внедрения метапредметного подхода в условиях перехода от ГОС к ФГОС в МБОУ гимназия №18 Нижний Тагил.

Идея изменения:

Реализация идей метапредметного подхода в гимназии позволит оптимизировать процесс перехода на стандарты нового поколения и будет содействовать росту удовлетворенности образовательных потребностей субъектов образования.

Актуальность проблемы и ее социальная значимость, недостаточная теоретическая разработанность и объективная потребность практики обусловили выбор темы исследования:

«Реализация метапредметного подхода в образовательном процессе гимназии»

Цель: Спроектировать образовательный процесс в гимназии в соответствии с основными принципами метапредметного подхода.

Объектом исследования является метапредметный подход в образовании.

Предмет: педагогические условия реализации метапредметного подхода в образовательном процессе гимназии.

Гипотеза исследования: Эффективность механизма внедрения метапредметного подхода, в условиях перехода от ГОС к ФГОС, в МБОУ гимназия №18 Нижний Тагил может быть обеспечена если:

  • Проектирование механизма соответствует современной нормативно-правовой базе образования, теоретическим разработкам и методическим рекомендациям.
  • Система повышения квалификации педагогов гимназии сочетает индивидуальные, групповые и коллективные формы, содействует росту профессионализма, квалификации, и способствует  раскрытию личностных потенциалов учителей;
  • Внедрение учебно-методического комплекса «Перспектива» осуществляется на основе принципа преемственности с УМК «Школа 2000», успешный опыт реализации которого накоплен в гимназии;
  • Содержание междисциплинарных курсов и метапредметных программ отвечает потребностям субъектов образовательного процесса гимназии;
  • Отбор форм и методов обучения осуществлен в соответствии с основными принципами метапредметного подхода;
  • Психолого-педагогическая диагностика выявляет динамику развития метапредметных результатов у гимназистов и способствует оптимизации образовательного процесса с учетом педагогической ситуации и требований ФГОС.

 

Задачи:

  1. Разработать проект перехода на ФГОС нового поколения.
  2. Повысить квалификацию педагогического коллектива в соответствии с требованиями ФГОС.
  3. Закупить новые УМК.
  4. Разработать метапредметные программы для урочной и внеурочной деятельности.
  5. Осуществить отбор наиболее эффективных форм и методов формирования метапредметных результатов.
  6. Организовать психолого-педагогическую диагностику метапредметных результатов.

Концептуальные основания деятельности:

Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания, открывая новые перспективы развития для учебного предмета,  урочных и внеурочных форм занятий.

Сегодня наиболее глубоко проблемы метапредметности рассматриваются в трудах А.Г.Асмолова,  Н.В.Громыко, А.В.Хуторского. Исследователи фиксируют, что научный прогресс привел к раздробленности универсума знания, к потере неких универсальных оснований, позволяющих видеть мир в его целостности. Эта раздробленность сохраняется и усиливается благодаря использованию образовательных моделей и образовательных программ, которые достались нам от прошлого века.

 Введение метапредметного подхода в образовании - попытка осторожно, постепенно, без  резких революционных реформ развернуть образование навстречу новым потребностям и новым вызовам XXI века. Анализ психолого-педагогической литературы, позволяет утверждать, что XXI век - век рефлексивных форм знания. Сегодня мало быть погруженным в «свой» предмет, необходимо знать особенности его устройства, прорывные зоны развития и методы конфигурирования с другими типами знаний. Любой педагог-предметник должен быть «полипредметником», «метапредметником».  Таким образом, сохраняя и приумножая формы изучения предмета,  метапредметный подход обеспечивает их развитие на рефлексивной основе.

Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребёнка.

Метапредметные результаты образовательной деятельности - это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. (http://standart.edu.ru)

В исследовании для решения поставленных задач используется следующий комплекс методов: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы, анализ материалов ФГОС, других нормативных и программно-методических документов в сфере образования. Эмпирические: изучение и обобщение опыта функционирования гимназии, педагогическое наблюдение и самонаблюдение; анкетирование; тестирование; собеседование; педагогический эксперимент.

Основное содержание деятельности  по проекту:

  1. Разработка проекта перехода на ФГОС в условиях гимназии.
  2. Повышение квалификации педагогических работников гимназии в соответствии с требованиями ФГОС.
  3. Приобретение УМК "Перспектива" для перехода гимназии к работе в условиях ФГОС нового поколения.
  4. Разработка междисциплинарных курсов для основной школы, метапредметных программ для внеурочной деятельности.
  5. Организация круглых столов, семинаров и методических оперативок по оценке эффективности форм и методов формирования метапредметных результатов.
  6. Создание банка данных по оценке метапредметных результатов.

Научная новизна: разработка проекта перехода на ФГОС нового поколения в условиях гимназии, разработка новых междисциплинарных курсов для основной школы, метапредметных программ для внеурочной деятельности гимназистов, определены критерии оценки метапредметных результатов в условиях гимназии.

Планируемый результат изменений:

1. Осуществлен переход на ФГОС в начальной и основной школе.

2.Создана система повышения квалификации педагогов гимназии.

3.В образовательный процесс внедрен УМК "Перспектива".

4.Разработаны междисципинарные курсы и метапредметные программы для внеурочной деятельности.

5.Проведена оценка эффективности форм и методов обучения.

6. Выработаны рекомендации по формированию УУД.

7. Создан банк диагностических методик по оценки метапредметных результатов.

8.Составлен "Портрет выпускника" по ступеням обучения и разработаны рекомендации по коррекции образовательного процесса.

 

6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ :

Объём и уровень  публикаций

 

Материалы НПК районного, городского и регионального уровня

Труды НПК Всероссийского и международного уровня

Статьи в региональных

изданиях

Статьи в  центральных   изданиях

2008

2 (НПК) - 8 (Статей)

3(НПК) - 11(Статей)

1

-

2009

7 (НПК)  - 18(Статей)

3(НПК) - 47(Статей)

-

1

2010

5(НПК)  - 13(Статей)

9(НПК) -32(Статей)

1

-

2011

4 (НПК)  -15 (Статей)

2(НПК) - 11(Статей)

-

-

2012

1(НПК)- 5(Статей)

3(НПК)-16(Статей)

1

5

   

 Количество защищённых и готовящихся к защите диссертационных исследований

 

Магистерские работы

Кандидатские  работы

2008

 

 

2009

 

Коренистова Н.Г. "Формирование эстетической компетентности учащихся в процессе взаимодействия семьи и школы"

2010

 

 

2011

 

 

2012

Турышева Л.В. «Использование математических моделей при обучении алгебре в основной школе»

Кайдышева Н.Н. «Благотворительность на Среднем Урале в годы первой мировой войны»

 

Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.

 

Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности

Всероссийские конкурсы профессиональной направленности

Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования

2008

Профессиональный конкурс НППО "Образование" - 5 победителей

Конкурс систем оценки качества образования ОУ - 2 место

Конкурс систем оценки методической работы в ОУ - участие

Всероссийский фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - 8

Конкурс НППО «Формирование ответственности юного россиянина как условие успешного становления гражданского общества» - грант

2009

Профессиональный конкурс "Воспитатель" - 3 победителя

 Выставка : "Нижнетагильское образование: вчера, сегодня. завтра" - участие

Выставка инновации в образовании - участие

Всероссийский фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - 10

 

2010

Выставка инновации в образовании (ГЗО)- 1 место

Всероссийский фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - 11

 

2011

Профессиональный конкурс НППО "Образование" - 3 победителя

Всероссийский фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - 8

Всероссийский конкурс "Школа моей мечты" - 1 место

Конкурс НППО "Имманентное развитие личности в условиях вариативной образовательной среды гимназии

2012

Профессиональный конкурс НППО "Образование" - 3 победителя

Всероссийский фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - 8

Всероссийский конкурс "Школа моей мечты" - 1 место

 

7. Методическая результативность:

      Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности  ИАОУ - 75 человек

Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).

 

Мероприятия  общешкольного и районного уровня

Мероприятия  муниципального, регионального и Всероссийского уровня

2008

Медиапрезентация опыта "Субъектность как ведущая идея гуманизации образования"

Семинар для учителей начальных классов "Развивающая среда начальной школы"

Семинар для учителей русского языка и литературы "Образ и мысль"

2009

Медиапрезентация опыта "Интерактивное образование: от теории к практике"

Всероссийская НПК "Формирование мобильной личности в условиях открытого образовательного пространства"

2010

Медиапрезентация опыта: "Имманентное развитие личности в условиях гимназии"

Круглый стол:"Реализация идей президентской инициативы "Наша новая школа" в гимназии"

Семинар для руководителей города : "Аксиологический подход в образовании"

2011

Медиапрезентация опыта:

"Герменевтический подход: от смысла к действию"

Круглый стол: "Введение ФГОС в гимназии"

Семинар для заместителей директоров по ВР "Модель внеурочной деятельности гимназии"

2012

 

Семинар для учителей истории "Моно-, интер-, трансуровневый подход в изучении общественных наук"

 

Наличие и реализация ИАОУ собственных программ повышения квалификации

«Реализация принципа метапредметности в условиях формирования смысложизненных стратегий»

8. Социальная результативность:

Доступность инновационного опыта ИАОУ широкой педагогической общественности (адрес  сайта, выпуск сборников материалов  по теме работы ОУ) http://gimnaziya18.ru/                           

Сеть социального  партнерства

ФГНУ "Институт теории и истории педагогики" РАО, ФГНУ «Институт художественного образования» РАО, ФГНУ «Институт семьи и воспитания» РАО, ГОУ ДОД ЦДОД «Дворец молодежи», ЦДО "Эйдос", "Мета-Фонд", МАН "Интеллект будущего", ИАШ Свердловской области

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.