Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей

КАРТА

УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона 

Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства  образования и науки РФ

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей

Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности:  2011 - 2016гг. 

 

1. Директор МБОУ: - Узкова Ольга Михайловна.

2. Научные  консультанты:  - нет.

3. тел./факс МБОУ Лицей:  8 (3435) 331849

сайт:   lyceum-nt.ru     E-mail: liceum@nm.ru

ФИО (полностью) куратора проекта от МБОУ Лицей: – Матряшина Татьяна Витальевна.

Контактные телефоны куратора проекта, e-mail: 89030872499, 8(3435)339548, evatv2008@mail.ru.

4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФрегистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года

5. Тема  работы: «Развитие механизмов социального партнерства МБОУ Лицей с   работодателями градообразующих  предприятий».

6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки  РФ.

6.1. Качественные характеристики:

Актуальность исследования: В результате социально - экономических преобразований в российском обществе произошли радикальные перемены во всех сферах общественной жизни нашей страны, что требует соответствующей коррекции социального заказа к образованию в целом. Особенностью современного образования в мире является переход к когнитивному обществу, возрастание его роли в экономическом и социальном развитии общества. В силу этих причин наиболее перспективной в развитии образования, является концепция образования на протяжении всей жизни человека. Существенными характеристиками этой концепции являются гибкость, разнообразие, доступность во времени и пространстве. Подобное образование, помимо необходимости адаптации к изменениям в профессиональной деятельности, должно превратиться в процесс непрерывного развития личности, оно должно обеспечить человеку понимание самого себя и окружающей среды, способствовать выполнению его социальной роли в процессе трудовой деятельности и жизни общества.  Одной из важнейших закономерностей развития современного общества, является тесная взаимосвязь социально-экономического прогресса и постоянного совершенствования системы образования. С особенной силой эта закономерность проявляет себя в переломные периоды, когда те или иные общества, преодолевая кризисные состояния, вынуждены реформироваться, осуществлять глубокие преобразования всех сторон своей жизни. Преобразования, которые происходят во всех сферах российского общества – экономической, социальной, политической, культурной, не могли  не затронуть  и систему образования.  Поэтому инновационную  деятельность в  МБОУ Лицей мы рассматриваем как одно из стратегических направлений  и как условие   обеспечения социальной безопасности выпускников. Кроме этого, мы считаем, что протекающие инновационные процессы в лицее обеспечивают конкурентоспособность нашего учреждения. В основе инновационной деятельности лицея  лежит трансформация новых идей профориентационной работы, внедрение новых форм  и механизмов взаимодействия с социальными партнерами, а также использование новых современных технологий обучения и воспитания. 

 

Противоречия:

  • между требованиями социальных партнеров к гибкой организации многопрофильного допрофессионального образования и консервативной традиционной структурой образовательных учреждений;
  • между потребностью в развитии профильного образования в условиях социального партнерства и недостаточной готовностью педагогических кадров работать в гибкой вариативной организации учебного процесса с использованием развивающих педтехнологий;
  • между желанием основного социального заказчика - молодежи, получить профессию, востребованную на рынке труда, и узким спектром профессий, предлагаемым профессиональными образовательными учреждениями.

 

Противоречия позволили сформулировать проблему исследования:  развитие Лицея с учетом организации взаимодействия различных групп социальных партнеров на муниципальном рынке труда

 

Тема исследования: «Развитие механизмов социального партнерства МБОУ Лицей с   работодателями градообразующих  предприятий»

Цель исследования: разработка и внедрение новой системы профориентационной работы МБОУ Лицей  с социальными  партнерами  и  работодателями градообразующих предприятий

Объект исследования: развитие  МБОУ лицей

Предмет исследования: развитие лицея в условиях  изменения лицейской системы профориентационной работы  с учетом организации взаимодействия с различными группами социальных партнеров.

 

Идея изменения:

В основе  данного  проекта лежит идея развития системы  профориентационной работы МБОУ Лицей  с социальными  партнерами  и  работодателями градообразующих предприятий ОАО «НПК «Уралвагонзавод» и ОАО «Уралхимпласт» по подготовке молодых специалистов технических специальностей  для базовых предприятий из числа выпускников лицея.  Открытие корпоративной инженерно-технической школы (ИТШ) в системе дополнительного образования лицея  позволит реализовать данный проект и отработать механизмы  успешных образовательных практик профориентационной работы.  Организация образовательного процесса  в ИТШ будет осуществляться на второй и третьей ступени на основе индивидуальных образовательных маршрутов в рамках системы дополнительного образования лицея.

 

Гипотеза исследования: предполагается, что развитие МБОУ лицея на муниципальном уровне будет успешным, если:

  • разработать и внедрить новую систему профориентационной работы с учетом требований регионализации образования и социального партнерства;
  • содержание образования в лицее удовлетворяет потребностям муниципального рынка труда, личности, основывается на принципах социального партнерства;
  • используется учебно - программная документация, включающая федеральный компонент Госстандарта и позволяющая за счет моделирования содержания создать систему    профориентационной работы  на основе потребностей работодателей;
  • осуществляется системное повышение профессиональной и педагогической компетентности педагогических кадров, способствующие реализации образовательных программ для различных потребителей образовательных услуг.

 

Необходимость достижения поставленной цели обусловила постановку следующих задач исследования:

  • Провести анализ проблемы развития профориентации в условиях регионализации и социального партнерства.
  • Обеспечить развитие социальных компетенций обучающихся через  развитие системы профориентационной работы в лицее.
  •  Внедрить новые элементы содержания образования и воспитания, педагогические технологии и учебно-лабораторные комплексы.
  • Разработать и реализовать модель  корпоративной инженерно-технической школы, обеспечивающей адекватный выбор выпускниками лицея будущей профессии, в системе дополнительного образования лицея совместно с социальными партнерами и представителями градообразующих предприятий.
  •  Экспериментально проверить эффективность стратегического планирования развития Лицея в условиях социального партнерства.

 

Методологическую основу исследования составляют:  общая теория развития ПО (С.Я. Батышев, Д.П. Беляева, А.Н. Лейбович, В.А. Поляков, Г.В. Романцев, А.И. Таюрский, Л.Д. Федотова, В.В. Шапкин); положения общей теории управления, педагогические и психологические теории управления (Ю.В. Громыко, B.C. Лазарев, М.М. Поташник, Г.П. Щедровицкий, и др.); регионализация образования (Л.А. Гаранин, А.Т. Глазунов, В.И. Грибанов, В.И. Загвязинский, Ю.А. Конаржевский, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко, П.Т. Фролов, Р.Х. Шакуров, Т. И. Шамова и др.); теория непрерывного профессионального образования (А.П. Владиславлев, В.М. Зуев, П.Н. Новиков, В.Н. Онушкин, П.С. Хейфец);

 

Методы исследования: анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы, инструктивно-методических и отчетных документов, публикаций и материалов средств массовой информации; обобщения опыта работы органов управления образования, администрации школ, методических объединений, отдельных учителей; наблюдения, опросы, анкетирование, тестирование, определение рейтинга, опытно-поисковая работа, анализ и синтез, моделирование.

 

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем: разрабатывается модель  корпоративной инженерно-технической школы, обеспечивающей адекватный выбор выпускниками лицея будущей профессии, в системе дополнительного образования лицея совместно с социальными партнерами и представителями градообразующих предприятий. Определяется необходимость организации отношений участников социального партнерства в образовании на условиях их взаимообязательств и компетенции в следующих сферах деятельности Лицея: профессионально-образовательная; финансово-экономическая; социального обеспечения и социальной защиты; создания учебно-материальной базы и материально-сырьевого обеспечения; научно-педагогического и кадрового обеспечения; определено, что основными социальными партнерами Лицея являются: работодатели; службы занятости; центры профориентации; общественные объединения и организации: профессиональные союзы, ассоциации работников наемного труда и т.п.; индивидуальные представители рынка труда; индивидуальные потребители.

 

Основное содержание деятельности  по проекту:

В основе содержания проекта  лежит система работы по профессиональной ориентации, где обучающийся  может  выбрать любую траекторию развития в плане выбора будущей профессии на любой ступени обучения в соответствии со своими возможностями и потребностями.  Проходя собственную траекторию развития, обучающийся  ответит сам себе на вопросы: что я могу? что я хочу? что я умею? чему я способен научиться?  какова моя предполагаемая жизненная траектория (в первую очередь, профессиональная)? Нахождение баланса между осознанием обучающимся своих индивидуальных качеств, профессиональных интересов и общественных потребностей составляет основной механизм процесса профессионального самоопределения, так как в результате раскрываются возможности саморазвития и самореализации личности в наиболее подходящей для нее профессиональной сфере. При этом соотнесение интересов и склонностей («хочу») с индивидуальными психологическими особенностями, способностями  («могу») и потребностями общества («надо») определяют характер отношений личности к труду, обществу и коллективу.

 

Основные этапы реализации проекта:

1 этап – организационный (2011-2012 учебный год):

  • подбор и расстановка кадров,   организация повышения квалификации (переподготовка) кадров;
  • определение тьюторов из числа инженеров ОАО «НПК «Уралвагонзавод» и ОАО «Уралхимпласт», сопровождающих обучающихся по индивидуальному образовательному маршруту;
  • разработка педагогами, классными руководителями мини-проектов, включение их в рабочую программу по предмету, в планы работы классного руководителя;
  • приобретение современного оборудования для оснащения  кабинетов физики, математики, информатики;
  • широкая рекламная деятельность по презентации деятельности корпоративной школы через телевидение, средства массовой информации.

 

2 этап – этап апробации (2012-2013 учебный год): 

  • апробация модели инженерно-технической школы  в системе дополнительного  образования лицея, корректировка содержания деятельности;
  • разработка индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся на каждом модуле;
  • создание центра профориентационной работы в лицее;
  • приобретение для кабинета математики виртуальных конструкторов, их апробация в образовательном процессе;
  • активное использование учителями физики в образовательном процессе  физических цифровых и виртуальных лабораторий и конструкторов;
  • реализация мини-проектов через содержание рабочих программ и планов классных руководителей;
  • выпуск тематических номеров лицейской газеты «ЛиК», разработка буклетов и их распространение на родительских собраниях,   приглашение на классные часы и родительские собрания представителей производства, создание обучающимися социальных роликов, проведение агитбригад.

 

3 этап – этап реализации (2013-2015 годы):

  • реализация   подпроекта   «Лицейское техническое бюро» совместно с представителями НПК «ПО Уралвагонзавод»;
  • организация рекламной  деятельности для привлечения обучающихся   других школ к участию в проекте;
  • активное использование в работе  новых образовательных технологий;
  • обновление материально-технического обеспечения кабинетов технического профиля;
  • тьюторское сопровождение обучающихся по индивидуальному образовательному маршруту   инженерами  градообразующих предприятий;
  • рефлексия и корректировка содержания деятельности по реализации проекта.

 

Планируемый результат изменений:

  • выпускник способен находить ресурсы для самостоятельного формирования собственного образовательно-профессионального пути;
  • отработаны новые механизмы эффективного взаимодействия с социальными партнерами;
  • создана система профориентационной работы  в лицее, позволяющая формировать у лицеистов устойчивую мотивацию на выбор технической профессии, в том числе  инженера;
  • эффективна деятельность «Лицейского технического бюро», направленная на поддержание интереса к техническим профессиям, повышение престижа профессии инженера и развитие личностных качеств выпускников.

        

 6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ:

Объём и уровень  публикаций

 

Материалы НПК районного, городского и регионального уровня

Труды НПК Всероссийского и международного уровня

Статьи в региональных

изданиях

Статьи в  центральных   изданиях

2008

1

1

 

1

2009

6

3

3

 

2010

7

4

2

 

2011

6

4

3

 

2012

5

2

2

 

  

 

  Количество защищённых и готовящихся к защите диссертационных исследований

 

Магистерские работы

Кандидатские  работы

2008

 

 

2009

 

 

2010

1

2

2011

1

3

2012

3

2

 

Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.

 

 

Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности

Всероссийские конкурсы профессиональной направленности

2008

Серикова А.Ю., учитель английского языка – победитель профессионального  конкурса молодых педагогов в номинации «Учитель средней школы».

Кутявина О.А., учитель математики, стала обладателем президентского гранта «Лучшие учителя России».

2009

Выставка  «Инновации в системе образования

Свердловской области 2009» (региональный, областной  этап – 1 место).

Городской конкурс методических служб  (2 место).

Нестеркина Е.М., старшая вожатая, - победитель профессионального конкурса молодых педагогов в номинации «Старший вожатый».

2 учителя (Рупасова Е.В., учитель информатики, Молвинских Е.Г., учитель биологии) стали обладателями президентского гранта «Лучшие учителя России».

Васильев А.В., учитель математики, Вторушин С.В., учитель физики, - победители Всероссийского  конкурса учителей физики и математики  (номинация «Наставник будущих ученых»).

2010

Выставка  «Инновации в системе образования

Свердловской области 2009» (региональный этап – 3 место).

Конкурс интеллектуальных продуктов – 2010 (диплом лауреата).

2 место в областном конкурсе блогов «Я – учитель нашего времени» (Дедова В.А., учитель информатики).

Бережных И.Н., учитель русского языка и литературы, - участник заключительного этапа конкурса на соискание премии Губернатора Свердловской области (номинация «Учитель»).

Булыгина Л.Н., учитель русского языка и литературы  – победитель регионального этапа    «Лучшие учителя России».

2011

Выставка  «Инновации в системе образования

Свердловской области 2011» (региональный этап – 1 место).

Всероссийский заочный  конкурс «Учитель! Перед именем твоим…» (серебряная медаль).

  Узкова Н.А., заняла 2 место в конкурсе на соискание премий  Губернатора Свердловской области  педагогическим работникам в 2011 году, номинация «Педагог дополнительного образования».

Бережных И.Н., учитель русского языка и литературы – победитель регионального этапа    «Лучшие учителя России».

2012

Выставка  «Инновации в системе образования

Горнозаводского округа 2011» (секция «Система поддержки талантливых детей» -  1 место; секция «Обновление стандартов образования» - 2 место).

Булыгина Л.Н. одержала победу в номинации «Художественное слово» в городском  конкурсе специалистов системы образования «Грани таланта».

Зайцева Л.В., учитель информатики, - победитель федерального этапа конкурса «Лучшие учителя России».

Лауреат Всероссийского конкурса «Школа России – 2012», проводимого газетой «Педагогический вестник».

 

 

7. Методическая результативность:

Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности  ИАОУ – 23.

Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.). 

 

Мероприятия  общешкольного и районного уровня

Мероприятия  муниципального, регионального и Всероссийского уровня

2008

Фестиваль лицейского образования (три этапа, сентябрь-апрель).

 

Семинар для учителей Горнозаводского округа «Презентация рабочих программ педагогов лицея (из опыта работы)».

Семинар для учителей английского языка Горнозаводского округа «Развитие социокультурной коммуникативной компетенции  учащихся».

2009

Фестиваль лицейского образования (три этапа, сентябрь-апрель).

 

Семинар-практикум для учителей информатики города «Избранные вопросы подготовки к ЕГЭ по информатике: алгоритмизация и программирование».

Семинар-практикум для учителей математики «Развитие логического мышления через решение задач с параметрами»

Семинар-практикум для учителей русского языка города «Методические аспекты подготовки учащихся основной школы к ГИА в новой форме».

Семинар-практикум для учителей естественнонаучного цикла и заместителей директоров по учебной работе города «Создание условий для развития способностей к самостоятельному познанию, обучению и профессиональному самоопределению учащихся лицея».

2010

Фестиваль лицейского образования (три этапа, сентябрь-апрель).

 

Мастер-класс для учителей английского языка города «Развитие социокультурной коммуникативной компетенции учащихся лицея».

Городской семинар для директоров школ «Управление инновационными процессами в ОУ».

2011

Фестиваль лицейского образования (три этапа, сентябрь-апрель).

 

Городской семинар-практикум «Развитие профессиональной компетентности молодых специалистов».

Методический семинар для учителей русского языка Горнозаводского и Северного округов «Формирование коммуникативных компетенций обучающихся».

2012

Фестиваль лицейского образования (три этапа, сентябрь-апрель).

 

Городской семинар для учителей естественнонаучного цикла «Формирование образовательной среды учебного кабинета, позволяющей обеспечить личностное развитие ребенка».

Мастер-класс «Создание текста-описания» учителя русского языка и литературы высшей категории Бережных И.Н.

 

8. Социальная результативность: http://www.it-n.ru/

http://pedsovet.org/

 

 Сеть социального  партнерства: АПК и ППРО (г.Москва), ФГАОУ ВПО РГППУ, ФГБОУ ВПО УрГПУ, ИАШ Свердловской области

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.