МБОУ средняя общеобразовательная школа №10

КАРТА

УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона 

Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 города Нижний Тагил

Адрес с индексом: 622016, г. Нижний Тагил, ул. Известковая, 29

Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности:  2013 - 2018  гг.

1. Директор  -  Лекинская Татьяна Анатольевна.

2. Тел./факс  – 8(3435) 48-95-40.

3. Сайт: http://school10-nt.ucoz.ru/          E mail: school10-nt@mail.ru.

      ФИО (полностью) куратора проекта от МБОУ СОШ №10: Кропотова Елена Владимировна

      Контактные телефоны куратора проекта , e-mail: 8(3435) 48-95-40, kropotova.elena@yandex.ru

4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФ. (  регистрационный номер  ФЭП  - №232 от 28 апреля 2011 года)

5. Тема инновационного педагогического опыта: «Система формирования культуры самостоятельной деятельности современного школьника в условиях введения государственного образовательного стандарта второго поколения».

Экспертиза инновационной деятельности педагогического коллектива МБОУ СОШ №10 г. Нижний Тагил

Региональный семинар «Школьные традиции в системе инновационной деятельности образовательного учреждения» в МБОУ СОШ №10 г. Нижний Тагил

6.  Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки  РФ.

6.1.  Качественные характеристики     

Актуальность

Важнейшим противоречием современной системы воспитания и образования является отсутствие в ней специальной деятельности по выработке у детей разного возраста потребности в развитии и саморазвитии в любом виде познания окружающего мира. Требуется отойти от принципа принудительного включения школьников в овладение образовательными стандартами. В методы организации их обучения необходимо включить идеи, связанные с развитием мотивационной сферы школьников. Следует разрешить противоречие между внешней необходимостью в самостоятельной деятельности школьников и внутренним побуждением к активной работе при изучении школьных предметов. Само социальное взаимодействие между педагогами и учащимися должно характеризоваться последовательной реализацией принципов выработки мотивации на самостоятельную учебную деятельность у каждого обучающегося, что позволит тем, кто осваивает требования современной культуры, осознать общественную потребность в образованном человеке.

 

В педагогике самостоятельная работа традиционно выступает в качестве ведущего принципа обучения. Еще К.Ушинским были обоснованы пути и средства организации самостоятельной работы учащихся на уроке в соответствии с возрастными периодами. В дальнейшем учеными и педагогами-практиками была предложена система организации разнообразных практических работ, способствующих повышению качества обученности школьников за счет увеличения объема самостоятельных учебных действий. Сегодня понятие «самостоятельность» рассматривается гораздо шире, как одно из ведущих качеств личности, которое выражается в умении человека ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. При этом под самостоятельностью часто подразумевается и ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения. Поэтому, говоря о развитии самостоятельности ребенка, невозможно ограничиться исключительно организацией самостоятельной учебной работы. Важен весь уклад школьной жизни, создающий условия для проявления учащимися самостоятельности и определяющий ее положительную направленность.

 

Изучение философской, психологической и педагогической литературы, диссертационных исследований показывает, что различные аспекты формирования самостоятельной деятельности обучающихся рассмотрены достаточно широко. Стратегические направления развития образования отражены в трудах Р.М. Асадуллина, А.Г. Асмолова, А.С. Гаязова, А.К. Кузнецова, Н.Д. Никандрова и других. Философская доктрина созидательной деятельности Г. Гегеля, И. Канта, Ф.В.Й. Шеллинга, И.Г. Фихте получила современное осмысление в работах Г.С. Батищева, В.С. Библера, Э.В. Ильенкова, В.А. Лекторского, Э.Г. Юдина и других.

 

Общетеоретические основы формирования учебной деятельности обучающихся заложены в трудах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, И.И. Ильясова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, А.В. Усовой, Д.Б. Эльконина и других.

 

Согласно научным представлениям потребность в самостоятельности присуща каждому ребенку. Он начинает ее проявлять с раннего детства, т.к. самой природой побуждается к изучению окружающего мира с целью успешной адаптации к его требованиям. При этом самостоятельность детей чаще всего определяется заданным самой природой стремлением к познанию окружающего мира, а не нормами и правилами, которые существуют в обществе с целью приемлемого для окружающих людей проявления самостоятельности. Следовательно, существует две формы самостоятельности. Первая дана человеку от рождения. Она проявляется в разнообразной активности, обеспечивающей его стихийное приспособление к природному и социальному миру. Второй вид самостоятельности характеризуется тем, что человек, опираясь на имеющиеся у него знания и навыки, проявляет активность в соответствии с имеющимися нормами и правилами, выработанными в истории человечества, усвоенными под воздействием различных субъектов воспитания и обучения. Проявление такого вида самостоятельности свидетельствует о том, что человек овладел культурой данного общества.

 

Процесс обучения в школе представляет собой разнообразное по форме и содержанию освоение культуры познавательной деятельности, направленной на изучение закономерностей окружающего мира с целью успешной адаптации к его требованиям. Поэтому каждый педагог стремится к тому, чтобы ребенок в максимальной степени использовал собственную активность в изучении всех школьных предметов. Однако на практике часто наблюдается следующее противоречие. Значительная часть учащихся проявляет самостоятельность только в тех предметах, которые даются им сравнительно легко. Там, где встречаются трудности, степень самостоятельности детей часто существенно снижается. Педагогу приходится прилагать особые усилия, чтобы побудить ученика проявить необходимую активность в учебной работе. Поэтому важнейшей проблемой школьного образования является разработка таких педагогических технологий, которые бы способствовали проявлению постоянной высокой самостоятельности при изучении всех школьных предметов. Решить эту задачу можно тогда, когда у ребенка проявится особый вид активности, связанный с желанием овладеть теми нормами и правилами, которые обеспечивают успех в изучении каждого школьного предмета.

 

Еще одной проблемой, актуальной для нашего времени, является развитие культуры самостоятельной деятельности при выборе профиля обучения в старших классах и возможной будущей профессии. Здесь также существует противоречие между стихийным побуждением выбрать популярную, модную профессию, ориентируясь в большей степени на мнение родителей, сверстников, а не ту, которая соответствует индивидуальным задаткам и способностям. Поэтому важной задачей школьного образования в среднем и старшем звене становится развитие навыков самостоятельного изучения предрасположенности к определенному виду трудовой деятельности.

 

Обязательным условием эффективности формирования культурных навыков у подрастающего поколения выступает обеспечение единства требований, тесное взаимодействие семьи и школы. В то же время, результаты социологических исследований, систематически проводимых в школах, показывают, что значительная часть взрослых (как родителей, так и педагогов) затрудняется четко назвать цели семейного воспитания, те качества, которые должны быть сформированы у ребенка к определенному возрасту. Представления о наиболее эффективных методах воспитания и обучения у большей части родителей носят весьма противоречивый характер. С одной стороны, многие признают неэффективность жестких методов воздействия на ребенка, с другой, редко могут назвать иные, дающие желаемый результат. Причина современных проблем воспитания и обучения также кроется в появлении качественно новых требований, которые стала предъявлять к человеку современная жизнь. Она по-иному ставит проблему сочетания традиционного и нового в семейном и общественном воспитании, требует профессионального объединения усилий всех субъектов образовательного процесса для обеспечения получения нового результата.

 

Решение проблемной ситуации требует совершенствования организационно-содержательной модели обучения и воспитания в условиях школьного образовательного пространства.

 

Цель проекта – создание организационно-содержательной модели образовательного процесса, способствующего системному формированию культуры самостоятельной деятельности учащихся на всех ступенях обучения.

Задачи проекта:

1.       Повышение педагогической компетенции учителей и родителей в сфере формирования культуры самостоятельной деятельности, в совместной деятельности семьи и школы.

2.       Разработка и апробация методик организации обучения, обеспечивающих активное освоение учащимися культурой самостоятельного изучения всех школьных предметов.

3.       Разработка и реализация методик повышения качества воспитательного процесса на основе совершенствования деятельности органов ученического самоуправления.

4.       Организация распространения опыта школы по развитию культуры самостоятельной деятельности среди других учебных заведений.

Объект исследования: образовательный процесс МБОУ СОШ №10.

Предмет исследования: процесс формирования культуры самостоятельной деятельности школьников.

Концептуальные основы инновационного проекта

Основные подходы к совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе опираются на положения педагогики саморазвития личности, разработанной А.В. Меренковым.

1. Развитие человека является процессом, органически связанным с его общественным существованием, но невозможным без собственной активности по усвоению как исторически сложившихся видов и форм деятельности, так и идеальных форм бытия, без осознания мира и самосознания.

2. Овладение ребенком норм и правил общественной жизни основывается на необходимости вхождения в социум и является результатом его взаимодействия с людьми, занимающимися его обучением и воспитанием. Собственная активность личности дополняется активностью тех специалистов, которые способствуют ее реализации.

3. Воспитание ориентируется на принятие детьми скрытых от наблюдения мотивов поведения. Поэтому в процессе социализации должны осуществляться попытки формирования смыслов действий личности. Эти смыслы определяются либо личными интересами, либо потребностями тех социальных групп, с которыми взаимодействует ребенок.

4. Особенностью процесса развития личности является то, что он осуществляется постепенно в определенной организационной форме. Задатки выступают в качестве генетически заданной предрасположенности к определенному виду действий. Эта активность требует вмешательства социума для того, чтобы в результате ее проявления был получен социально значимый продукт. Включение индивида в специально организованное обучение превращает задатки в способности. В этом случае происходит сочетание двух процессов: развития и саморазвития. Индивидуальным принципом в работе руководителя-гуманиста, учителя-гуманиста остается ориентация на такое развитие ученика, которое основано на его природных задатках и способностях.

5. Процесс формирования потребности в развитии культуры самостоятельной деятельности включает в себя обоснование ценности знаний для самой личности и социума и выяснение потребностей в знаниях и умениях, которые имеются в настоящее время у ученика.

6. Исходя из того, что личность формируется в процессе всех видов учебной и внеучебной деятельности, образовательный процесс должен представлять собой организованную жизнедеятельность школьников, формирующую интеллектуально-нравственную свободу и реализующую в единстве все компоненты содержания образования (знания, умения, опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностные отношения к окружающей действительности).

Основные положения  организационно-содержательной модели образовательного процесса, обеспечивающего системное формирование культуры самостоятельной деятельности

1. В процессе формирования культуры самостоятельной деятельности в первую очередь решаются вопросы выработки у школьников ценности той самостоятельности, которая осуществляется по определенным нормам и правилам.

2. Самостоятельность поиска правильного результата является важнейшим условием овладения культурой выполнения нормативных требований.

3. Использование метода проектов как компонента системы образования, ИКТ- и здоровьесберегающих технологий.

4. Культура самостоятельной работы существенно повышается, когда ученик ставится в ситуацию обучения сверстников или тех, кто учится в младших классах.

5. Включение обучающихся в ситуацию соревновательности.

6. Превращение органов ученического самоуправления, действующих на уровне класса, параллели, школы в целом, в ведущего субъекта развития самостоятельности.

7. Важной воспитательной задачей, которую учащиеся должны научиться решать в первую очередь, является побуждение детей разного возраста к овладению навыками самоорганизации.

Высшей точкой формирования навыков самостоятельной управленческой деятельности старшеклассников является включение представителей учащихся в главный орган управления – Совет школы. В связи с эти возникает проблема освоения учащимися 10-11 классов навыков культуры обсуждения задач всего общешкольного коллектива, участия в поиске способов решения, совместными усилиями педагогов, родителей и самих обучающихся.

Планируемый результат

Субъекты образовательного процесса

 

Планируемый результат

Учащиеся

1. Повышение уровня адаптации учащихся к требованиям современного общества. 

2. Повышение уровня культуры поведения на уроках и во внеурочных мероприятиях. 

3. Овладение навыками самоорганизации, самостоятельной организации классных и общешкольных мероприятий. 

4. Повышение обоснованности выбора направленности обучения. 

5  Укрепление психофизического здоровья.

Педагоги

1. Овладение технологиями организации обучения, обеспечивающими активное освоение учащимися культуры самостоятельного изучения всех школьных предметов. 

2. Овладение методиками повышения качества воспитательного процесса на основе включения обучающихся в деятельность по школьному самоуправлению. 

3. Формирование конструктивных субъект-субъектных отношений. 

Родители

1. Овладение методами формирования у детей понимания ценности самостоятельной деятельности, осуществляемой по определенным нормам и правилам. 

2. Овладение методами побуждения детей к освоению навыков самоорганизации. 

3. Формирование здоровых субъект-субъектных отношений в школе и семье. 

 

6.2.  Количественные показатели научной деятельности ИАОУ

Главные достижения МБОУ СОШ № 10 (за 3 года)

  • Образовательное учреждение – победитель всероссийского конкурса среди муниципальных общеобразовательных учреждений Свердловской области, реализующих инновационные образовательные программы (2007, 2011 г.г.).
  • Лауреат  Национальной премии «Элита российского образования»  (Золотая медаль -2012, Диплом 2 степени – 2013).
  • Лауреат всероссийского конкурса  «Патриот России» инновационных идей и проектов патриотического воспитания молодежи (под эгидой Международной славянской академии наук) Серебряная медаль (2011 г.).
  • Лауреат  Национальной премии «Золотой фонд  российского образования»  (две Золотые медали, Диплом 2 степени) - 2013 г.
  • Образовательное учреждение включено в реестр Всероссийской Книги Почета (2011 г.).
  • Имеет всероссийский статус «Школа – лаборатория инноваций» (2013 г.).

  • Ежегодно школа готовит выпускников-медалистов.

·         Команда старшеклассников МБОУ СОШ № 10 – победитель Турнира первенства России по ораторскому мастерству Екатеринбург – Нижний Тагил среди международных молодёжных лидеров ЮНЕСКО (учащимся  присвоен национальный лидерский рейтинг) – 2011 г.

·         12 обучающихся ОУ – победители конкурса Евразийского экономического форума молодежи «Новое поколение управленцев», учащиеся стали членами Клуба Звезд Евразии – 2011 г.

  • Школа - победитель и призер областного Фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» (2010-2013 г.г.).

·        Победитель областного конкурса «Юные исследователи природы» (2011-2013 г.г.).

  • Победитель городского Фестиваля детского творчества «Адрес детства – мой Нижний Тагил» (2010- 2013 г.г.).

·         Победитель городской выставки детского декоративно-прикладного и технического творчества (2011 -2013 г.г.).

·         Победитель и призер  городской краеведческой игры «Я тагильчанин» для учащихся 1-4 классов (2010-2013 г.г.).

·         Победитель городской краеведческой игры «Мы живем на Урале» для учащихся 5-7 классов (2010-2013 г.г.).

 

Объём и уровень  публикаций

 

Материалы НПК районного, городского и регионального уровня

Труды НПК Всероссийского и международного уровня

Статьи в региональных

изданиях

Статьи в  центральных   изданиях

2012

Обновление деятельности методической службы образовательного учреждения  в аспекте содержания ФГОС (городские педчтения).

Опыт реализации УМК «Школа XXI века» в образовательном процессе начальной школы (городские педчтения).

Инновационные подходы к организации экологического образования школьников в условиях промышленного города (городская НПК).

Инновационные подходы к организации работы ОУ по развитию профессионального потенциала педагога (городская НПК).

Произведения уральских писателей в исследовательской деятельности учащихся (Всероссийская НПК).

Универсальные учебные действия как условие формирования умений, навыков и компетентностей младших школьников (Всероссийская НПК).

Детская книга о живой природе: познавательные, нравственные и эстетические аспекты (Всероссийская НПК).

Шушарина М.Ю., Мартемьянова Е.А. «Детская книга о живой природе: познавательные, нравственные и эстетические аспекты» (Всероссийская НПК).

Мартемьянова Е.А. «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников» (Всероссийская НПК).

 

 

Расюк О.В. «Формирование

медиакомпетентности средствами ИКТ» (Доклады XII Всероссийского интернет-педсовета. Выпуск 9. Москва, Образ-Центр, 2012).

Мартемьянова Е.А. «Универсальные учебные действия как условие формирования умений, навыков и компетентностей младших школьников» (Доклады XII Всероссийского интернет-педсовета. Выпуск 24. Москва, Образ-Центр, 2012).

Жеребцова Н.Ю. «Осторожно, гололед! Или Уважаемые пешеходы, поздравляем с Новым годом! Выступление агитбригады ЮИД» (ж. Последний звонок №11, 2012 г., Москва, 2012).

Мартемьянова Е.А. «Средства эстетического воспитания младших школьников» (Доклады XIII Всероссийского интернет-педсовета. Выпуск 13. Москва, Образ-Центр, 2012).

2013

Дроздова Т.Б. Формирование читательской компетентности у младших школьников как универсальное учебное действие (городская НПК).

Дроздова Т.Б. Формирование семейных ценностей  и патриотизма у младших школьников (городская НПК).

Рощупкина Я.П. Роль комплексного учебного курса «Основы светской этики»  в  духовно-нравственном воспитании младших школьников (городская НПК).

Латкина Т.М. Духовно-нравственное воспитание детей в образовательном учреждении (городская НПК).

 

 

 

Суворкова С.В. Методическая разработка «От добрых слов к добрым делам». Сборник творческих произведений участников Всероссийского интернет-педсовета «Вселенная Учитель». Выпуск 8. М.: Образ-Центр, 2013.

 

2014

 

 

Лекинская Т. А. Школьные традиции как условие развития инновационной среды образовательной организации (региональный сборник).

Мартемьянова  Е.А. Методы развития познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка в 3 классе (региональный сборник).

Сиротина А. Г. Программа «Мир сотрудничества» как условие развития коммуникативных учебных действий младших школьников (региональный сборник).

Шушарина М.Ю., Суворкова С.В. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников (региональный сборник).

Балбашова Ю.А. Новые подходы к организации исследовательской деятельности учащихся на уроках химии (региональный сборник).

Кропотова Е.В. «Обучение действием» - инновационная технология  развития профессионального потенциала педагога (региональный сборник).

Кузнецова А.С. От краеведческой игры – к итоговой аттестации. (региональный сборник).

Шушарина М.Ю., Шпакович Н.Л. Углублённое изучение отдельных предметов в основе инновационной деятельности образовательного учреждения (региональный сборник).

Борисова Т.В. Декада точных наук как средство формирования познавательной мотивации учащихся (региональный сборник).

Михеева А.Ю. Школа как традиционная площадка воспитания музыкальной культуры на уроках-концертах (региональный сборник).

Панова И.В. Духовно-нравственное воспитание личности как инновационное направление современного школьного музея (региональный сборник).

Шушарина М.Ю., Мирошниченко Е.М. Школьный театр как средство развития личности школьника и его творческой индивидуальности (региональный сборник).

Анохина Л.Н. Формирование и развитие школьных спортивных традиций (региональный сборник).

Килеева С.Ю. Разработка  и реализация социально-значимых проектов школьников  в просветительской деятельности по здоровьесбережению (региональный сборник).

Кокарева М.Н. Сценарий игры-соревнования «Турнир юных моряков». Сборник методических разработок участников 14-го Всероссийского интернет-педсовета «1001 идея интересного занятия с детьми». Выпуск 25. М.: Образ-Центр, 2014.

   

Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.

 

Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности

Всероссийские конкурсы профессиональной направленности

Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования

2011

 

Лауреат всероссийского конкурса  «Патриот России» инновационных идей и проектов патриотического воспитания молодежи (под эгидой Международной славянской академии наук) – Серебряная медаль.

Всероссийский конкурс среди муниципальных общеобразовательных учреждений Свердловской области, реализующих инновационные образовательные программы (грант).

2012

 

Лауреат Национальной премии в области образования «Элита российского образования» (Золотая медаль).

 

2013

 

Лауреат  Национальной премии «Золотой фонд  российского образования»  (две Золотые медали).

Лауреат  Национальной премии «Золотой фонд  российского образования»  (Диплом 2 степени).

По итогам независимой общественно-профессиональной оценки качества инновационной деятельности школа получила Диплом и статус «Школа – лаборатория инноваций».

 

 

7. Методическая результативность:

Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности  ИАОУ – 55 человек.

Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.):

 

Мероприятия  общешкольного и районного уровня

Мероприятия  муниципального, регионального и Всероссийского уровня

2011

 

«От педагога-практика – к педагогу-исследователю» (круглый стол – муниципальный уровень).

«Стандарты второго поколения: новые приоритеты в работе учителя» (круглый стол – муниципальный уровень).

«Чтение как общеучебное универсальное действие младшего школьника» (мастер-класс – муниципальный уровень).

2012

Социализация школьника через участие в городской краеведческой игре «Мы живем на Урале» (мастер-класс – районный уровень).

Единый методический день «Духовно-нравственное воспитание как условие социализации современного школьника» (школьный уровень).

 

«Углубленное изучение предметов как условие развития компетентностей личности школьника» (городской семинар).

2013

Профессиональный конкурс «Учитель года» (школьный уровень).

 

2014

Единый методический день «Развитие  мотивационной сферы школьников в условиях введения ФГОС» (школьный уровень).

Профессиональный конкурс «Учитель года» (школьный уровень).

«Школьные традиции в системе инновационной деятельности образовательного учреждения» (региональный семинар).

8. Социальная результативность: 

Инновационный опыт МАОУ доступен  широкой педагогической общественности на сайте: http://school10-nt.ucoz.ru/

Сеть социального  партнерства:

Международные партнеры: Всемирная федерация ассоциаций и клубов ЮНЕСКО (Франция).

Партнеры в г. Екатеринбург: УрО РАО,  РГППУ, УрГЭУ, Государственная медицинская академия г.Екатеринбург.

Партнеры в г. Нижний Тагил: Нижнетагильский педагогический коллеж, Нижнетагильский торгово-экономический техникум, Театр драмы г. Нижний Тагил, цирк, музеи города (Горнозаводского округа, изобразительных искусств, локальных войн и др.), библиотеки города, Станция юных натуралистов, Станция юных техников, Станция туризма «Полюс», Городской дворец детского и юношеского творчества, Дом детского творчества Ленинского района, Досуговый цент «Мир», Совет ветеранов, Федерация альпинизма и скалолазания.

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.