МБОУ средняя общеобразовательная школа №7

КАРТА

УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений  Уральского региона

Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФ

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МБОУ СОШ №7

622007  Нижний Тагил Свердловской области, Тельмана,  19

 

Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности2009-2016  гг.

  1. Директор МБОУ: Васильев Игорь Павлович
  2. тел./факс МБОУ:(3435) 33-53-70,  (3435)33-53-38 (факс)
  3. сайт: www.school7.uralkit.ru             E-mail: school7nt@mail.ru

ФИО (полностью) куратора проекта от МБОУ: Овчинникова Ирина Павловна

Контактные телефоны куратора проекта 9126580448,  e-mail: letoir@yandex.ru

4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФ,  регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года

5. Тема инновационного педагогического опыта: «Система духовно-нравственного воспитания в социокультурном пространстве Уральского региона. Проект «Школа и будущее России».

6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки  РФ.

6.1. Качественные характеристики

Актуальность исследования. Проект исходит из признания приоритета устойчивых духовно-нравственных ценностей в качестве важнейшей отечественной традиции, лежащей в основе преемственности поколений. Сегодня  духовно-нравственное воспитание представляет собой приоритетное направление в развитии единого образовательного пространства Уральского региона.. Его стратегической целью является преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества. Духовно-нравственное воспитание позволит придать образовательной системе новое качество, призванное раскрыть человеческие ресурсы ради социально-экономического, общественного и духовно-культуного развития социума.

Противоречия:

  1. между процессом психофизического развития ребенка и процессом духовного становления, возникающее при создании образовательной среды без учета условий, необходимых для правильного духовного становления личности;
  2. между поиском школой новой системы ценностей, адаптированной  к современным условиям, и педагогической невостребованностью ценностей абсолютных (общечеловеческих, христианских).

Проблема:

  1. Трудоемкость педагогической технологии, требующая от учителя личностного участия в процессе ценностного восхождения.
  2. Редукция целевых установок к когнитивным задачам и акцентуация образовательного процесса на предметном знании

Идея изменения:

Достижение готовности учащихся к духовно-нравственному самосовершенствованию;

Развитие социального партнёрства на основе создания детско-взрослой событийной общности, опирающейся в своей деятельности на ценности православного миропонимания

Тема исследования: «Система духовно-нравственного воспитания в социокультурном пространстве Уральского региона».

Цель: создание педагогических условий становления целостной организации образовательного пространства для развития духовно-нравственной личности учащихся

Объект исследования:  система духовно-нравственного воспитания

Предмет: создание педагогических условий для развития духовно-нравственной личности учащихся в  МБОУ СОШ № 7 г. Нижний Тагил

Гипотеза: развитие духовно-нравственной личности учащихся в школе сможет стать эффективным, если

  • будут созданы педагогические условия становления целостной организации образовательного пространства  для развития духовно-нравственной личности учащихся
  • в ходе образовательного процесса достигнута  личная готовность  учащихся к духовно-нравственному самосовершенствованию;
  • обеспечено развитие социального партнёрства на основе создания детско-взрослой событийной общности, опирающейся в своей деятельности на ценности православного миропонимания

Задачи исследования:

  • Обеспечение органичной взаимосвязи общего и дополнительного образования с социальной и экономической  концепциями развития Уральского  региона, особенностями его  исторического, религиозного, культурного и этнического развития
  • Формирование  духовно-нравственного опыта учащихся ОУ.
  • Развитие  социального партнерства на основе создания детско-взрослой событийной общности, опирающейся  в своей деятельности на ценности православного миропонимания.
  • Развитие  педагогических технологий, раскрывающих ресурс личности всех участников образовательного процесса (ребенок, родители, педагоги) и формирующих положительную мотивацию на духовно-нравственное и социокультурное обновление Уральского региона и всей России;
  • Выход  на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение
  • содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений,формирование мотивации и опыта социокультурного обновления;
  • Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в вопросах духовно-нравственного  воспитания  детей.

Концептуальные основания деятельности

В основе  проекта  духовно-нравственного развития и воспитания учащихся МБОУ СОШ № 7  и организуемого в его рамках  уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, как субъекта, способного к организации своей деятельности в мире на основе духовных идеалов, нравственных установок и моральных норм.  Аксиологический подход позволяет выстроить на прочных морально-нравственных основах уклад жизни младшего школьника и, таким образом, противостоять моральному релятивизму социальной среды.Системно-деятельностный подход  применительно к организации пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьника имеет свои особенности.Первая заключена в том, что воспитание как деятельность принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду, но должно охватывать и пронизывать собой все  виды образовательной деятельности: учебной (в том числе в границах разных образовательных дисциплин), учебно-трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой и др.Вторая особенность применения системно-деятельностного подхода обусловлена утратой семьей и школой монополии на развитие и воспитание ребенка.Системно-деятельностный подход предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания, при ведущей роли образовательного учреждения, должна быть по возможности согласована.Системно-деятельностный подход является методологической основой организации уклада школьной жизни, с учетом которого определяется, что процесс духовно-нравственного развития и воспитания в структурно-методологическом плане представляют собой как метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен школьник Развивающий подход определяет общую конструкцию программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся школы, каждое из основных направлений которой оформляется в виде тематической программы (плана), основу которой составляют:

•      соответствующая система базовых национальных ценностей (аксиологический подход);

•      многоукладность тематической программы, т.е. интеграцию ею различных видов образовательной и социально-педагогической деятельности: урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной и т.д. (системно-деятельностный подход);

•      разработанные для каждого направления и соответствующие базовым ценностям технологии духовно-нравственного развития и воспитания

Развивающий характер развития и воспитания достигается, когда ценности формулируются в виде вопроса, поставленного педагогом, принимаемого обучающимся и обращенного ими к содержанию обучения, семейной, социальной, культурной жизни, к самим себе.

Методы исследования: теоретический анализ (сравнительно-сопоставительный, моделирование); диагностические (тестирование, письменная интерпретация ситуаций учебно-познавательной деятельности по плану-алгоритму, самооценка и экспертная оценка); методы статистической обработки данных.

Основное содержание деятельности  по проекту:

  1. Программно-целевой подход к реализации ценностного содержания базовых знаний в духовно-нравственном воспитании учащихся.
  2. Ориентация педагогов на инновационную систему духовно-нравственному воспитанию.
  3. Педагогическое управление процессом реализации гуманистических ценностей образования в духовно-нравственном воспитании детей.

Планируемый результат изменений: преображение духовно-нравственного опыта учащихся.

В результате реализации проекта  обеспечивается достижение обучающимися:

  • воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;  воспитание нравственных чувств и этического сознания;трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде; воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях)
  • положительных эффектов – последствий результата, то, к чему привело достижение того или иного  результата (развитие школьника как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).

Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов  – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

 

6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ

Объём и уровень  публикаций

 

Материалы НПК районного, городского и регионального уровня

2010

1.Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки. (НПК городского уровня)

2.Система духовно-нравственного воспитания МОУ СОШ №7. (НПК городского уровня)

 

7. Методическая результативность:

Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).

 

Мероприятия  общешкольного и районного уровня

2009

Городское открытое мероприятие праздник «День славянской письменности и культуры»

2011

Городской семинар для заместителей директоров и педагогов «Взаимодействие субъектов образовательного процесса МБОУ СОШ №7 как условие эффективности духовно-нравственного воспитания учащихся»

2012

Праздник для микрорайона «Масленица»

Праздник мужества, посвященный Александру Невскому.

2013

Пасхальная неделя в школе.

Традиционный рождественский вечер. Святки.

 

8. Социальная результативность:

Инновационный опыт МБОУ доступен  широкой педагогической общественности на сайте  http://school7.uralkit.ru

Сеть социального  партнерства: АПК и ПРО Минобрнауки РФ (г.Москва), ФГАОУ ВПО РГППУ, УрО РАО, НТФ «ИРО», МИМЦ г. Нижний Тагил, НТГСПА, ГДДЮТ, СЮН, ИАШ Свердловской области

 

 

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.