РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
МБОУ средняя общеобразовательная школа №7
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона
Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
МБОУ СОШ №7
622007 Нижний Тагил Свердловской области, Тельмана, 19
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2009-2016 гг.
- Директор МБОУ: Васильев Игорь Павлович
- тел./факс МБОУ:(3435) 33-53-70, (3435)33-53-38 (факс)
- сайт: www.school7.uralkit.ru E-mail: school7nt@mail.ru
ФИО (полностью) куратора проекта от МБОУ: Овчинникова Ирина Павловна
Контактные телефоны куратора проекта 9126580448, e-mail: letoir@yandex.ru
4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года
5. Тема инновационного педагогического опыта: «Система духовно-нравственного воспитания в социокультурном пространстве Уральского региона. Проект «Школа и будущее России».
6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
6.1. Качественные характеристики
Актуальность исследования. Проект исходит из признания приоритета устойчивых духовно-нравственных ценностей в качестве важнейшей отечественной традиции, лежащей в основе преемственности поколений. Сегодня духовно-нравственное воспитание представляет собой приоритетное направление в развитии единого образовательного пространства Уральского региона.. Его стратегической целью является преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества. Духовно-нравственное воспитание позволит придать образовательной системе новое качество, призванное раскрыть человеческие ресурсы ради социально-экономического, общественного и духовно-культуного развития социума.
Противоречия:
- между процессом психофизического развития ребенка и процессом духовного становления, возникающее при создании образовательной среды без учета условий, необходимых для правильного духовного становления личности;
- между поиском школой новой системы ценностей, адаптированной к современным условиям, и педагогической невостребованностью ценностей абсолютных (общечеловеческих, христианских).
Проблема:
- Трудоемкость педагогической технологии, требующая от учителя личностного участия в процессе ценностного восхождения.
- Редукция целевых установок к когнитивным задачам и акцентуация образовательного процесса на предметном знании
Идея изменения:
Достижение готовности учащихся к духовно-нравственному самосовершенствованию;
Развитие социального партнёрства на основе создания детско-взрослой событийной общности, опирающейся в своей деятельности на ценности православного миропонимания
Тема исследования: «Система духовно-нравственного воспитания в социокультурном пространстве Уральского региона».
Цель: создание педагогических условий становления целостной организации образовательного пространства для развития духовно-нравственной личности учащихся
Объект исследования: система духовно-нравственного воспитания
Предмет: создание педагогических условий для развития духовно-нравственной личности учащихся в МБОУ СОШ № 7 г. Нижний Тагил
Гипотеза: развитие духовно-нравственной личности учащихся в школе сможет стать эффективным, если
- будут созданы педагогические условия становления целостной организации образовательного пространства для развития духовно-нравственной личности учащихся
- в ходе образовательного процесса достигнута личная готовность учащихся к духовно-нравственному самосовершенствованию;
- обеспечено развитие социального партнёрства на основе создания детско-взрослой событийной общности, опирающейся в своей деятельности на ценности православного миропонимания
Задачи исследования:
- Обеспечение органичной взаимосвязи общего и дополнительного образования с социальной и экономической концепциями развития Уральского региона, особенностями его исторического, религиозного, культурного и этнического развития
- Формирование духовно-нравственного опыта учащихся ОУ.
- Развитие социального партнерства на основе создания детско-взрослой событийной общности, опирающейся в своей деятельности на ценности православного миропонимания.
- Развитие педагогических технологий, раскрывающих ресурс личности всех участников образовательного процесса (ребенок, родители, педагоги) и формирующих положительную мотивацию на духовно-нравственное и социокультурное обновление Уральского региона и всей России;
- Выход на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение
- содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений,формирование мотивации и опыта социокультурного обновления;
- Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
Концептуальные основания деятельности
В основе проекта духовно-нравственного развития и воспитания учащихся МБОУ СОШ № 7 и организуемого в его рамках уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, как субъекта, способного к организации своей деятельности в мире на основе духовных идеалов, нравственных установок и моральных норм. Аксиологический подход позволяет выстроить на прочных морально-нравственных основах уклад жизни младшего школьника и, таким образом, противостоять моральному релятивизму социальной среды.Системно-деятельностный подход применительно к организации пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьника имеет свои особенности.Первая заключена в том, что воспитание как деятельность принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду, но должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебной (в том числе в границах разных образовательных дисциплин), учебно-трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой и др.Вторая особенность применения системно-деятельностного подхода обусловлена утратой семьей и школой монополии на развитие и воспитание ребенка.Системно-деятельностный подход предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания, при ведущей роли образовательного учреждения, должна быть по возможности согласована.Системно-деятельностный подход является методологической основой организации уклада школьной жизни, с учетом которого определяется, что процесс духовно-нравственного развития и воспитания в структурно-методологическом плане представляют собой как метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен школьник Развивающий подход определяет общую конструкцию программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся школы, каждое из основных направлений которой оформляется в виде тематической программы (плана), основу которой составляют:
• соответствующая система базовых национальных ценностей (аксиологический подход);
• многоукладность тематической программы, т.е. интеграцию ею различных видов образовательной и социально-педагогической деятельности: урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной и т.д. (системно-деятельностный подход);
• разработанные для каждого направления и соответствующие базовым ценностям технологии духовно-нравственного развития и воспитания
Развивающий характер развития и воспитания достигается, когда ценности формулируются в виде вопроса, поставленного педагогом, принимаемого обучающимся и обращенного ими к содержанию обучения, семейной, социальной, культурной жизни, к самим себе.
Методы исследования: теоретический анализ (сравнительно-сопоставительный, моделирование); диагностические (тестирование, письменная интерпретация ситуаций учебно-познавательной деятельности по плану-алгоритму, самооценка и экспертная оценка); методы статистической обработки данных.
Основное содержание деятельности по проекту:
- Программно-целевой подход к реализации ценностного содержания базовых знаний в духовно-нравственном воспитании учащихся.
- Ориентация педагогов на инновационную систему духовно-нравственному воспитанию.
- Педагогическое управление процессом реализации гуманистических ценностей образования в духовно-нравственном воспитании детей.
Планируемый результат изменений: преображение духовно-нравственного опыта учащихся.
В результате реализации проекта обеспечивается достижение обучающимися:
- воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания;трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде; воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях)
- положительных эффектов – последствий результата, то, к чему привело достижение того или иного результата (развитие школьника как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).
Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ
Объём и уровень публикаций
|
Материалы НПК районного, городского и регионального уровня |
2010 |
1.Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки. (НПК городского уровня) 2.Система духовно-нравственного воспитания МОУ СОШ №7. (НПК городского уровня) |
7. Методическая результативность:
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).
|
Мероприятия общешкольного и районного уровня |
2009 |
Городское открытое мероприятие праздник «День славянской письменности и культуры» |
2011 |
Городской семинар для заместителей директоров и педагогов «Взаимодействие субъектов образовательного процесса МБОУ СОШ №7 как условие эффективности духовно-нравственного воспитания учащихся» |
2012 |
Праздник для микрорайона «Масленица» Праздник мужества, посвященный Александру Невскому. |
2013 |
Пасхальная неделя в школе. Традиционный рождественский вечер. Святки. |
8. Социальная результативность:
Инновационный опыт МБОУ доступен широкой педагогической общественности на сайте http://school7.uralkit.ru
Сеть социального партнерства: АПК и ПРО Минобрнауки РФ (г.Москва), ФГАОУ ВПО РГППУ, УрО РАО, НТФ «ИРО», МИМЦ г. Нижний Тагил, НТГСПА, ГДДЮТ, СЮН, ИАШ Свердловской области