РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
МБОУ средняя общеобразовательная школа № 45
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона
Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 45
Адрес с индексом
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2009 - 2016 гг.
- Директор МБОУ (МАОУ) Зарипова Марина Сергеевна
- тел./факс МБОУ КОД 41-08-13, 41-08-12; факс: 41-08-13
- сайт http://www.sch45.ru E mail: moy_45@mail.ru
ФИО (полностью) куратора проекта от МБОУ Маркина Елена Владимировна
Контактные телефоны куратора проекта 8 922 12 14 802, e-mail markinaeb@mail.ru
4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года
5. Тема инновационного педагогического опыта: «Здоровьесберегающая среда школы как условие саморазвития и самореализации учащихся».
- Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
6.1. Качественные характеристики:
Актуальность исследования: Актуальность темы исследования обусловлена приоритетным направлением современной социальной политики государства на повышение качества образования без нанесения ущерба здоровью школьников. Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в России, Концепция модернизации российского образования до 2010, Концепция непрерывности образования и ряд других документов создали условия для активизации инновационной деятельности по укреплению здоровья в образовательных учреждениях. Настоящее исследование связано с необходимостью изменения ориентации ОУ с передачи знаний, умений и навыков, на целостное развитие ребенка, включая его здоровье.
В связи с этим можно констатировать наличие в современной школе противоречия между объективной необходимостью расширения функций образования для успешной социализации школьника и реальным уровнем разработанности подходов к организации деятельности общеобразовательных школ с направленностью на развитие потенциала здоровья ребенка.
Анализ актуальности и противоречия позволил определить проблему исследования: какие педагогические условия могут обеспечить организацию учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, направленную на максимальное развитие физического, психического и духовного компонентов здоровья ребенка, формирование его готовности к непрерывному образованию и самореализации?
Актуальность исследуемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Здоровьесберегающая среда школы как условие саморазвития и самореализации учащихся»
Цель исследования: выявить, обосновать и внедрить модель здоровьесберегающей образовательной среды как условия саморазвития и самореализации учащихся
Объект исследования: здоровьесберегающая образовательная среда
Предмет исследования: педагогические условия формирования здоровьесберегающей образовательной среды в условиях модернизации образования.
Гипотеза: здоровьесберегающая образовательная среда в школе будет сформирована, если:
- будет разработана интегративная модель здоровьесберегающей образовательной среды
- критерием качества образования в условиях формирования здоровьесберегающей образовательной среды будут определены потенциал здоровья ученика и потенциал здоровьесбережения образовательной среды,
- будет определен и внедрен комплекс педагогических условий формирования доровьесберегающей образовательной среды школы, который включает:
а) организационно-педагогические условия, функция которых состоит в создании внешних факторов среды, регламентирующих жизнедеятельность школьника в соответствии с принципами природосообразности и мотивации здорового образа жизни в процессе интеграции основного и дополнительного образования;
б) дидактические условия, функция которых - в обеспечении функционирования образовательной среды в учебно-воспитательном процессе в соответствии со здоровьесберегающими технологиями, в создании внутренних стимулов здорового образа жизни при реализации индивидуальных траекторий обучения, в процессе смены образовательных маршрутов и видов деятельности;
в) личностно-деятельностные условия, функция которых - в обеспечении взаимодействия субъектов образовательного процесса на принципах здорового образа жизни, акмеологической направленности и творческой самореализации личности педагога и ученика в образовательной деятельности школы.
4) Система педагогических условий обеспечит высокую степень синергетичности и акмеологической направленности образовательной среды на здоровьесберегающую деятельность всех субъектов образовательной деятельности школы.
Исходя из цели и гипотезы, были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы сохранения здоровья учащихся в теории педагогики и практики работы общеобразовательного учреждения.
2. Спроектировать интегративную модель здоровьесберегающей образовательной среды
3. Определить педагогические условия формирования здоровьесберегающей образовательной среды школы.
6. Разработать критерии и методики анализа для оценки потенциала образовательной среды школы и потенциала здоровья ученика .
Теоретико-методологическая основа исследования:
- разработанные в общегуманитарной сфере принципы природосообразности и гуманизации образования (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, В.А.Сухомлинский),
- теория человеческой деятельности и развития человека в процессе образования (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.),
- интегративная методология современного исследования, которая включает системно-синергетический, личностно-деятельностный и акмеологические подходы к образованию (В.Г. Афанасьев, Ш.А. Амонашвили, К.А. Абульханова-Славская, J1. фон Берталанфи, A.C. Белкин, В.П. Бранский, A.A. Деркач, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова, Н.М. Полетаева, С.Д. Пожарский, Г. Хакен, И.С. Якиманская, и др.),
- теория целостности образовательных систем (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, Ю.А. Конаржевский и др.),
- концепция валеологического образования (И.И. Брехман, Г.К. Зайцев В.П. Казначеев, В.В. Колбанов, В.Н. Максимова, Н.М. Полетаева, В.П. Соломин, В.И. Сыренский, Л.Г. Татарникова и др.).
Интегративная модель здоровьесберегающей образовательной среды школы понимается нами как модель системы педагогических условий, реализуемых путем интеграции основного и дополнительного образования, включающей образовательные программы и технологии, службу сопровождения для анализа условий и возможностей интегративной образовательной среды, а также проведение педагогического мониторинга по оценке показателей потенциала здоровья ученика.
Методы исследования : комплексный анализ и синтез философской, социологической, психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме сохранения, укрепления и развития компонентов здоровья в общеобразовательной школе, изучение и анализ передового педагогического опыта, теоретическое моделирование и экспериментальные методы: прямое и косвенное наблюдение, анкетирование, тестирование, собеседование, опрос, статистические методы обработки данных исследования.
Научная новизна исследования : разработана интегративная модель здоровьесберегающей образовательной среды школы, определены педагогические условия формирования здоровьсберегающей образовательной среды.
Основное содержание деятельности по проекту:
Внедрение инновации идет по следующим направлениям:
- Методическая работа с педагогическим коллективом школы;
- Рациональная организация учебно-воспитательной работы;
- Медико-профилактическая работа;
- Физкультурно-оздоровительная работа;
- Организация воспитательной работы с учащимися по формированию ценности здоровья и навыков здорового образа жизни;
- Организация социального партнерства между педагогами и родителями в здоровьесберегающей среде.
В настоящее время два учебных кабинета начальной школы полностью оснащены специализированным учебным оборудованием, техническими средствами, мебелью, позволяющими реализовывать технологию обучения на основе двигательной активности, разработанную доктором медицинских наук, профессором и врачом В.Ф.Базарным.
Качественные изменения произошли по всем направлениям инновационной программы образовательного учреждения. В учебный план школы внесены спецкурсы по сохранению и укреплению здоровья, развитию культуры учения школьников. В школе работает программа преемственности обучения, основная цель которой - организация щадящего перехода учащихся с одной ступени обучения на другую. Разработан план повышения квалификации педагогов по проблеме до 2015 года. Среди востребованных форм в системе повышения квалификации лидирующие позиции занимает корпоративное обучение. Проведены качественные обучающие семинары для педагогов ОУ: «Теоретические аспекты осуществления здоровьесберегающего процесса в образовательном учреждении», «Педагогические условия укрепления и сохранения здоровья школьников», «Технические средства обучения и оборудование, обеспечивающие здоровьесберегающую технологию в учебном процессе», «Личная безопасность ребенка».
Педагоги начальной школы изучили и реализуют на своих уроках технологию В.Ф.Базарного, основанную на принципе организации учебного процесса согласно подвижной природе ребенка. Учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз: часть урока ученик сидит за партой, часть — стоит за конторкой. Педагогами освоены принципы и приемы работы со здоровьеразвивающим оборудованием и наглядными средствами. Это зрительно-вестибулярный тренажер «Офтальмотренажер», обеспечивающий профилактику нарушений зрения и нервно-психического утомления учащихся; биомеханический тренажер Агашина, предназначенный для организации активных пауз, и уникальная интерактивная система представления информации «Активный экран».
Планируемый результат изменений: В качестве перспективы нами определена модель образовательного учреждения, которая характеризуется развитой оздоровительной инфраструктурой, квалифицированным персоналом, высоким уровнем медицинского обслуживания и физкультурно-оздоровительной работы, высокой квалификацией педагогического коллектива. Образовательный процесс в такой школе отличается профессиональным подходом к формированию учебного плана и расписания занятий, адекватностью учебной и внеучебной нагрузки возрастным возможностям учащихся, грамотным выбором форм и средств просветительской, профилактической и физкультурно-оздоровительной работы.
В этом случае ОУ сможет успешно реализовать свой здоровьесберегающий потенциал, улучшить условия труда и отдыха школьников, от которых напрямую зависит состояние их психического и физического здоровья.
6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ:
Объём и уровень публикаций
|
Материалы НПК районного, городского и регионального уровня |
Труды НПК Всероссийского и международного уровня |
Статьи в региональных изданиях |
Статьи в центральных изданиях |
2010 |
2 |
|
1
|
1 |
2011 |
2
|
|
|
|
2012 |
3 |
1 |
|
|
Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.
|
Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности |
Всероссийские конкурсы профессиональной направленности |
Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования |
2008 |
|
|
ОУ – победитель конкурсного отбора ОУ, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках ПНПО |
2009 |
|
Диплом Лауреата регионального этапа Конкурса инновационных социальных технологий в номинации «Образование» |
|
2010 |
|
Диплом Лауреата Национальной премии «Элита Российского образования» в номинации «Здоровьесбережение детей, учащихся и молодежи в условиях модернизации образования - 2010 |
|
2012 |
|
Диплом I степени Лауреата Национальной премии «Элита Российского образования» в номинации «Здоровьеразвивающие технологии в образовании – 2012» |
|
|
|
И.Н.Билевич Золотая медаль Национальной премии «Элита Российского образования в номинации «Здоровьеразвивающие технологии в образовании – 2012» |
|
7. Методическая результативность:
Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ИАОУ все ОУ города
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).
|
Мероприятия общешкольного и районного уровня |
Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня |
2009 |
|
Круглый стол «Здоровьесберегающее пространство младшего школьника» |
2010 |
|
Семинар «Организация здоровьесберегающего процесса в школе» |
2011 |
|
Городское родительское собрание «Профилактика насилия и жестокого обращения с людьми» |
2012 |
|
Городской социальный проект «Школа отцов»: «Личная безопасность ребенка». |
8. Социальная результативность:
Доступность инновационного опыта ИАОУ широкой педагогической общественности ( (адрес сайта, выпуск сборников материалов по теме работы ОУ)
Инновационный опыт школы неоднократно представлялся педагогической общественности в рамках научных конференций, методических семинаров, в рамках Выставок образования и пресс-туров для СМИ.
Сеть социального партнерства Для реализации инноваций установлено социальное партнерство с АПК и ПРО (г. Москва), УрО РАО, ФГАОУ ВПО РГППУ, предприятиями города конкретно, высшими учебными заведениями города, области и страны конкретно,; используется воспитательный потенциал и материальная база Городского Дворца Молодежи, Городской станции юных натуралистов и др. С 2008г. Школа является участником Международного детского движения «Добрые Дети Мира», реализуя проекты движения «Фестиваль Добрых Дел».