МБОУ лицей №39

КАРТА

УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений  Уральского региона

Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки РФ

 

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение лицей №39

Адрес с индексом 

Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности:  2009 -  2016  гг.

  1. Директор МБОУ Сайфетдинова Н.И. ФИ О полностью
  2. Научные  консультанты  Сиялов А.А. ФИ О полностью, к.п.н., профессор Нижнетагильского филиала  ИРО
  3. тел. МБОУ (3435) 33-45-66    факс(3435) 31-43-21

сайт     schools.dnevnik.ru/15602                          E mail: licej39@mail.ru

ФИО (полностью) куратора проекта от МБОУ: Митюхина Марина Дмитриевна

Контактные телефоны куратора проекта в МБОУ: 89097065433

E mail: licej39@mail.ru

          4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФрегистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года

          5.Тема исследования: «Использование ИКТ в образовательном процессе лицея как условие формирования медиакомпетентности субъектов образовательного процесса»

  1. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки  РФ.

        6.1. Качественные характеристики:

Актуальность исследования: Роль и место средств медиа в современном обществе приобретает особую значимость. Чтобы лучше адаптироваться к социальным и профессиональным переменам, выпускники школ должны обладать сформированными  умениями критического анализа информации любых символических систем (образных, звуковых, текстовых), обработки информации и перевода её из одной знаковой системы в другую  и  создания собственных медиатекстов.Анализ имеющейся научно-педагогической литературы  показал, что сегодня недостаточно разработанной остается проблема обеспечения медиакомпетентности практически всех субъектов образовательного процесса. Кроме того, результаты проведенного анализа результатов образовательного процесса, самого образовательного процесса и анализа условий, в которых он осуществляется в Лицее, соотнесение их с требованиями национальной образовательной инициативы  «Наша новая школа» и  требованиями ФГОС и социального заказа позволяет зафиксировать  ряд  противоречий:

  • между требованиями, предъявляемыми к уровню медиакомпетентности выпускников  современно школы, в том числе повышенного статуса,   при переходе  к обучению в  системе  профессионального образования, и недостаточной разработанностью методов, форм, методик по формированию медиакомпетентности у субъектов образовательного процесса;
  • между  необходимостью  внедрения в образовательный  процесс лицея  современных информационных  технологий как необходимого условия для адап­тации лицеистов в информационном обществе и недостаточностью раз­вития медиакомпетентности   субъектов образовательного процесса.  

          Проблемы:

  • Интеграция  имеющихся технических, электронных  ресурсов в образовательную деятельность,
  • Создание условий для повышения квалификации педагогов с учетом новых методических подходов к организации образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий,
  • Обобщение имеющегося опыта использования образовательных технологий, позволяющих формировать медиакомпетентность у учащихся.

         Идея изменения: медиаграмотность, медиакультура выступают как одна из ключевых компетенций личности обучающихся, а достижение медиакомпетентности выступает условием их успешной социализации.

Цель исследования: определить и реализовать педагогические условия, необходимые для формирования медиакомпетентности лицеистов и выявить ее влияние на успешность их социализации

Объект исследования: медиаобразование  в лицее.

Предмет исследования: процесс формирования медиакомпетентности лицеистов

Гипотеза исследования: формирование медиакомпетентности лицеистов будет иметь положительную динамику, если:

  • созданы и реализованы педагогические условия формирования медиакомпетентности всех субъектов обраовательного процесса;
  • учебный процесс организован на основе сконструированной модели и разработанной технологии формирования медиакомпетентности  лицеистов  в ИКТ ориентированном образовательном процессе;
  • модель формирования медиакомпетентности опирается и согласована с процессом  создания ИКТ среды в лицее.

Задачи исследования:

 - предоставление обучающимся доступа ко всем видам медиа;

 - развитие  умений критического анализа любых текстов, в том числе разного рода  медиа сообщений;

 - развития способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации, решению нестандартных творческих задач;

 - инициирование обучающихся на создание творческих продуктов в медиасреде

 - обеспечение готовности педагогов к формированию медиакомпетентности у обучающихся.

 -  разработка  модели формирования медиакомпетентности лицеистов;

 - разработка технологии формирования медиакомпетентности лицеистов на основе контекстного подхода в ИКТ ориентированном образовательном процессе;

 - выявление уровней и критериев оценки знаний, умений и навыков школьников в области компьютерной грамотности и медиакомпетентности.

Методологическую основу исследования составили: системный подход (И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин, И.М. Яглом), деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин); компетентностный подход (И.А. Зимняя, ДЮ.Г. Татур, Ю.В. Фролов, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков), интегрированный подход (Л.С.Зазнобина А.В.Спичкин, Э.Харт, К.Бэзэлгэт), исследования в области организации педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, Н.В. Кузьмина, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, М.А. Чошанов), теоретические положения формирования информационной культуры личности (А.П. Ершов, А.А. Веряев, В.Ю. Милитарев, И.М. Яглом); методология педагогического исследования (Ю.К. Бабанский, Г.Х. Валеев, В.И. Журавлев, В.И. Загвязинский, И.К. Шалаев).

Теоретическую основу исследования составили труды ученых в области медиапедагогики (К. Бэзэлгэт, Л.С. Зазнобина, Л. Мастерман, С.Н. Пензин, Г.А. Поличко, Ю.М. Рабинович, А.В. Спичкин, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров, А.В. Шариков, Э. Харт); исследования в области профессиональной, информационной и компьютерной компетентностей (П.В. Беспалов, О.Б. Зайцева, Л.Н. Лядова, Э.Ф. Морковина, Е.П. Ревтова, Е.К. Хенер, А.П. Шестаков, М.В. Чикурова, В.В. Щербатов и др.).

Методы исследования: теоретические: изучение и анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы, научных публикаций по теме исследования и передового педагогического опыта, изучение учебной документации, качественный и количественный анализ результатов, моделирование. Эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование, беседа, опрос, наблюдение, статистическая  обработка полученных данных.

      Научная новизна исследования состоит в определении совокупности педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования медиакомпетентности лицеистов, в том числе:

  •  реализации личностно-ориентированного подхода к учащимся в процессе формирования медиакомпетентности;
  •  построении учебного процесса на основе контекстного обучения;
  •  разработке и апробировании творческих заданий к использованию медиа в различных сферах деятельности учащихся;
  • актуализации потребности лицеистов в формировании медиакомпетентности как профессионально значимого качества личности и  конструировании модели формирования медиакомпетентности лицеистов состоящая из целевого, содержательного, технологического, коммуникативного и результативного компонентов.

Концептуальные основания деятельности:

Проблема медиаобразования (в основном – в частных, отдельных аспектах, связанных с кино, прессой или телевидением) явилась объектом изучения многих отечественных и зарубежных ученых. Анализ научной литературы по медиаобразованию и медиакультуре, позволил нам выявить следующие направления в разработке искомой проблемы:

  • исследования констатирующего характера, в которых содержатся сведения о восприятии медиатекстов в различных возрастных категориях, о критериях и уровнях развития аудитории (И.С. Левшина, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров, А.В. Шариков, С.А. Шеин и др.);
  • исследования общетеоретического характера, выдвигающие и анализирующие концепции, модели, методы медиаобразования и масс-медиа в целом (Л.С. Зазнобина, Р. Кьюби, Л. Мастерман, С.Н. Пензин, А.В. Спичкин, К. Тайнер, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров, А.В. Шариков, Э. Харт и др.);
  • исследования, связанные с вопросами конкретной методики медиаобразования (Л.М. Баженова, О.А. Баранов, Е.А. Бондаренко, К. Бэзэлгэт, Д. Бэкингем, К. Ворсноп, Л.С. Зазнобина, Д. Консидайн, С.Н. Пензин, Г.А. Поличко, Ю.М. Рабинович, А.В. Спичкин, К. Тайнер, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров, А.В. Шариков и др.).

 В настоящее время в России сложилось несколько подходов к организации медиаобразования, задачей которого является подготовка подрастающих поколений к жизни в условиях информационной цивилизации – развитие навыков восприятия различной информации, овладение умениями понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладение способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий, развитие способностей обучащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации, решению нестандартных творческих задач. Интегрированный подход заключается в том, что медиаобразование реализуется через  уже  имеющиеся учебные предметы (Л.С.Зазнобина и исследовательская группа лаборатории технических средств обучения и медиаобразования Российской Академии образования, А.В.Спичкин, Э.Харт, К.Бэзэлгэт, многие другие зарубежные медиапедагоги).  

Основное содержание деятельности  по проекту: Организация деятельности по  информатизации образовательного процесса, а именно

  • внедрение информационных технологий во все виды образовательной деятельности;
  • расширение средств информации за счет использования ПК и новых информационных технологий с последующей переориентацией содержания  учебных дисциплин, увеличение степени интегрированности различных учебных предметов;
  • развития способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации, решению нестандартных творческих задач, моделированию, проектированию предметов и явлений окружающей действительности и своей деятельности;
  • внедрение проектных форм и моделей учебного процесса, предусматривающих активную интеллектуально-практическую деятельность обучаемых (в том числе во внеурочной деятельности, например, в рамках деятельности лицейской телестудии, редакции лицейской газеты, в рамках реализации курсов «Мультимедиапроектирование» (создание рекламных роликов, видеофильмов, виртуальных экскурсий), «Создание VEB – сайтов»,  самостоятельное осмысление целей своей работы и планирование путей их достижения, групповую и коммуникативную деятельность, новую роль учителя в качестве консультанта и партнера; сокращение учебной нагрузки репродуктивного типа и увеличение доли самостоятельной работы учащихся;
  • реализация идей личностно ориентированного обучения через создание индивидуальной образовательной траектории, обеспечение учащемуся свободы образования.

Планируемый результат изменений:

• условия для познания социальной реальности и участия в общественной жизни  обучающихся через обеспечение доступа ко всем видам медиа;

• сформированность умений критического анализа  медиатекстов (текстов образовательного, информационного  и др. характера,  новостных, развлекательных программ);

• сформированность умений создания обучающимися творческих продуктов в медиасреде, представление их на  конкурсах разного уровня  и интерактивность в различных сферах медийной коммуникации;

• профессиональная компетентность  педагогов в вопросах развития  медиакомпетентности обучающихся.

          6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ :

Объём и уровень  публикаций

 

Материалы НПК районного, городского и регионального уровня

Труды НПК Всероссийского и международного уровня

Статьи в региональных

изданиях

Статьи в  центральных   изданиях

2008

1 материал

 

 

 

2009

3  материала

 

 

 

2010

3 материала

 

1 материал

 

1 материал

 

2011

2 материала

1 материал

 

1 материал

2012

3 материала

 

 

 

 

    

Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.

 

Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности

Всероссийские конкурсы профессиональной направленности

Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования

2008

 

Учреждение - победитель в конкурсе среди образовательных учреждений в рамках национального проекта «Образование»

 

 

 

 

Учреждение - победитель международного конкурса ЮНЕСКО «Красивая школа»

 

 

 

Учреждение, входящее в список «100 лучших образовательных учреждений России» по результатам участия в Национальной образовательной программе
«Интеллектуально-творческий потенциал России».
 

 

2009

 

Учреждение - интеллектуальный лидер  национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России»

 

2010

 

Учреждение - Дипломант Национальной системы  развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция», Комитета по образованию  и науке Государственной Думы Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации

 

2011

 

Учреждение – интеллектуальный лидер  Национальной образовательной программы
«Интеллектуально-творческий потенциал России».
 

 

2012

 

Учреждение, входящее в список «100 лучших образовательных учреждений России» по результатам участия в Национальной образовательной программе
«Интеллектуально-творческий потенциал России».
 

 

 

7. Методическая результативность:

      Численность  педагогических работников ОУ, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности  ИАОУ  - 15

Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).

 

Мероприятия  общешкольного и районного уровня

Мероприятия  муниципального, регионального и Всероссийского уровня

2008

 

Региональная выставка образования «От А до Я»:  стендовый доклад, зам. директора Митюхина М.Д.

Мастер-класс.Учитель Казачкова Т.В.

2009

 

Городской семинар «Использование современных  педагогических технологий в  филологическом образовании как фактор формирования медиакомпетентности  учащихся»

 

Городской семинар для молодых специалистов города «Использование ИКТ в образовательном процессе»

 

Городской семинар «Создание условий в лицее для развития информационно – коммуникационной компетентности  младших лицеистов»

 

2010

 

Региональная выставка «Инновации в системе образования Свердловской области»

Педагогическая мастерская по литературе для педагогов города Нижний Тагил

 «Да святится имя твое» (Куприн «Гранатовый браслет»).

 Учитель  Решетова Т.Г.

Городской семинар в рамках  базовой площадки  VII открытой региональной конференции «Информатизация образования – новые рубежи»

 

Региональный семинар «Использование информационно – коммуникационных технологий  в преподавании  предметов углубленного изучения  как условие развития информационно – коммуникационной компетентности субъектов образовательного процесса»

 

 

 

Круглый стол  ФМФ Нижнетагильская социально – педагогическая академия «Использование информационно – коммуникационных технологий в  курсе раннего изучения физики».

Учитель   Симакова А.А

Мастер – класс в рамках Городской выставки образования

Учителя Телепова И.А., Завьялова Л.Г., Бызова Н.В.

Презентация опыта для  руководителей ОУ города

«Условия развивающей  среды лицея как фактор  достижения высокого результата образовательного процесса»

2011

 

 VIII открытая региональная конференция «Информационные технологии в образовании: от информатизации к инновациям»

 

Городской семинар «Информационно – образовательная среда лицея как фактор формирования медиакомпетентности  у субъектов образовательного процесса»

Наличие и реализация ИАОУ собственных программ повышения квалификации (перечислить названия и число обученных педагогов)

Программа повышения квалификации на базе МБОУ лицей № 39

Количество обученных педагогов

«Создание    электронного   учебника» (2009 г.)

15

«Возможности интерактивной доски» (2010 г.)

25

«Интернет-урок как средство формирования медиакомпетентности обучающихся», (2011 г.)

17

8. Социальная результативность:

Доступность инновационного опыта ИАОУ широкой педагогической общественности (адрес  сайта, выпуск сборников материалов  по теме работы ОУ)

Инновационный опыт лицея  неоднократно представлялся педагогической общественности в рамках научных конференций, методических семинаров, в рамках Выставок образования, на

сайте МБОУ лицей № 39    schools.dnevnik.ru/15602                         

 

Сеть социального  партнерства: Для реализации инноваций установлено социальное партнерство  с предприятиями города, высшими учебными заведениями города, области и  страны; используется учебно-материальная база Нижнетагильской социально – педагогической академии и Нижнетагильского филиала УРФУ.

Осуществляется научно-методическое сотрудничество лицея с ГБОУ ДПО Свердловской области  ИРО, НТФ ИРО, АПК и ППРО (Сиденко А.С.,г.Москва),  ФГАОУ ВПО РГППУ, Уральским отделением РАО, РОО «Дом Европы» г.Санкт - Петербург; Центром системно – деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО (Л.Г.Петерсон, г.Москва), Общероссийской детской общественной организацией Малая Академия наук «Интеллект будущего»,  Центром дистанционного образования «Эйдос» (Хуторской А.В., доктор педагогических наук), Центром дистанционного образования «Снейл»,  Молодежной Российской Академией наук (Трунин А.С., доктор педагогических наук), Челябинским государственным педагогическим университетом, Дворцами культуры, детского творчества юных, Городской  станцией юных натуралистов и др.

 

       

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.