Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МБОУ Горно-металлургическая СОШ г. Нижний Тагил

КАРТА

УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений  Уральского региона

Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФ

 

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение МБОУ Горно-металлургическая СОШ г. Нижний Тагил

622036, Свердловская область, город Нижний Тагил, ул. Газетная, 83-а

 

Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности2012 -  2016  гг.

 

  1. Директор МБОУ - Белобородова Наталья Тимофеевна
  2. тел./факс МБОУ (3435) 25-68-43 сайт  www.mougm.taba.ru;     E mail: mougm@mail.ru

          3. ФИО (полностью) куратора проекта от МБОУ Лузина Людмила Васильевна

Контактные телефоны куратора проекта , e-mail - 89126754004, mega.luzina@mail.ru

     4. Статус образовательного учреждения: член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФрегистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года

          5.Тема инновационного педагогического опыта:

«Создание системы профессионального самоопределения учащихся в условиях  МБОУ ГМ СОШ»

  1. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки  РФ.

        6.1. Качественные характеристики:

Актуальность исследования: Новые общественно-экономические условия развития РФ в начале XXI века обусловили необходимость формирования мощного научного, кадрового потенциала страны. Современная отечественная экономика при всем своем масштабном потенциале может эффективно развиваться только при наличии специалистов, осознанно выбравших профессию с учетом реальных потребностей общества. Происходящая в 2000-2010 годах модернизация системы российского образования направлена на усиление внимания школы к процессам вхождения выпускников в рынки труда и образования, к стартовым этапам профессиональной карьеры, что обуславливает потребность в реализации профессионального самоопределения школьников. Именно поэтому приоритетным направлением Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года является увеличение возможностей профессиональной подготовки учащихся, целенаправленное развитие способности к жизненному и профессиональному самоопределению в изменяющихся условиях выбора.   В этой связи на базе развитой системы профориентационной работы в школе № 52 (при НТГМК) возникла идея создать условия для непрерывного профессионального образования в новой  горно – металлургической школе, созданной путем слияния школы № 52 и школы № 68 с богатыми историко – культурными традициями.

 

Противоречия:

  • потребностью страны в высококвалифицированных кадрах и неадекватными профессиональными намерениями выпускников общеобразовательных школ;
  • возрастающими требованиями к качеству профильного обучения школьников и недостаточным пониманием ими и учителями важности и сложности этой проблемы;
  • традиционностью профориентационной деятельности педагогов и современными потребностями школы в инновационном учителе, способном реализовывать технологии, направленные на профессиональное самоопределение школьников;
  • намерениями выбора учащимися профессии и недостаточностью их представлений о её содержательных характеристиках.

С учетом вышеназванного определена проблема исследования:  условия и технологии проектирования профессиональной ориентации школьников в профориентационном образовательном пространстве ГМШ, способствующем их профессиональному самоопределению.

Тема исследования: «Создание системы профессионального самоопределения учащихся в условиях  МБОУ ГМ СОШ».

Цель исследования - обосновать и разработать систему профессионального самоопределения учащихся в условиях  инновационной деятельности общеобразовательного учреждения по обеспечению непрерывного образования  личности .

Объект исследования - профессиональная ориентация школьников в условиях инновационной деятельности обшеобразовательного учреждения.

Предмет исследования - процесс профессионального самоопределения школьников в условиях инновационной деятельности МБОУ ГМ СОШ.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс профессиональной ориентации школьников в условиях инновационной деятельности  МБОУ ГМ СОШ  приведёт к гарантированному результату - их профессиональному самоопределению, если:

  1. создать профориентационное образовательное пространство, обогащенное интеграцией профильного, экологического, здоровьесберегающего образования, его психолого-педагогического сопровождения, информатизации, социального партнёрства и обеспеченное управленческой, правовой и материально-технической составляющей его развития;
  2. подготовить педагогов МБОУ ГМ СОШ  к инновационной профориентационной деятельности в условиях профориентационного образовательного пространства и формированию соответствующих личностных качеств выпускников;
  3. направить создаваемую модель профориентационного образовательного пространства на формирование готовности выпускника школы к профессиональному самоопределению и развитие необходимых личностных качеств;
  4. оснастить исследуемый процесс профессионального самоопределения школьников современными образовательными технологиями;
  5. рассматривать формирование основ здорового образа жизни учащихся в условиях обострения демографической ситуации как важнейший фактор их профессиональной ориентации, а социальное партнёрство как обязательное условие профессионального самоопределения;
  6. ввести в образовательную практику портфолио как индикатор и свод работ, который демонстрирует усилия, прогресс, достижения учащихся, педагогов и общеобразовательного учреждения в целом, способствуя выбору школьниками будущей профессии;
  7. осуществить обобщенный анализ опытно-экспериментальной работы с помощью системного мониторинга по основным направлениям развития системы профессиональной ориентации школьников.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования решаются следующие задачи:

  1. Смоделировать профориентационное  образовательное пространство, обеспечивающее профессиональное самоопределение учащихся.
  2. Оптимизировать подготовку педагогического коллектива к осуществлению инновационной деятельности, направленной на профессиональное самоопределение школьников, посредством новых образовательных технологий в условиях профориентационного образовательного пространства.
  3. Провести опытно-экспериментальную апробацию готовности выпускников школы к профессиональному самоопределению как результату системы профессиональной ориентации школьников в соответствии с заданными параметрами: научить жить вместе, научить приобретать знания, научить работать и зарабатывать, научить жить.
  4. Разработать системную диагностику инновационной деятельности, включающую портфолио общеобразовательного учреждения, основанного на портфолио ученика и портфолио учителя, в качестве аутентичного оценивания готовности школы и педагогического коллектива к инновационной деятельности.

Методологическую основу исследования составляют диалектический метод познания, теория системного и личностно-деятельностного подходов к изучению педагогических явлений и процессов, теория квалиметрии образования.  Фундамент исследования составляют труды, раскрывающие философию и методологию образования (В.В. Краевский, Б.Т. Лихачёв), психологические механизмы формирования личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.И. Кандыбович, А.Н. Леонтьев, B.H. Мясищев), основы профессиональной ориентации (Б.С. Волков, Е.В. Гурова, Ю.А. Кустов, Е.Ю. Пряжникова, М.Ю. Савченко, СВ. Тарасевич) и профессионального самоопределения (А.В. Батаршев, О.Б. Даутова, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, П.С. Лернер, Н.С. Пряжников, Н.Ф. Родичев, О.А. Рудей, С.Н. Чистякова), организацию инновационной деятельности в общеобразовательном учреждении (Т.Н. Беркалиев, В.И. Боголюбов, B.C. Лазарев, И.В. Никишина, Л.С. Подымова, В.А. Сластёнин, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской), культурологические концепции, в том числе концепции гуманизации образования (М.Н. Берулава, В.П. Зинченко, Г.Н. Тараносова, Т.В. Шуртакова), исследования процесса обучения с точки зрения систем управления (B.C. Безрукова, Н.В. Кузьмина, Н.Ф. Талызина, Т.Н. Шамова). Теорию и практику организации предпрофильной подготовки освещают Е.Е. Вяземский, Н.В. Немова, А.С. Прутченков, И. Д. Чечель; подготовка педагогических кадров к введению предпрофильного обучения представлена в работах И.В. Гладкой, Г.Б. Голуб, СП. Ильиной. Идеи мультикультурного образования интенсивно разрабатывали В.И. Ионесов, К. Леви-Строс, B.C. Соловьев, М. Хайдеггер и др. Различные аспекты педагогических технологий исследуют В.П. Беспалько, B.C. Кукушин,   Г.К. Селевко, В.М. Шепель и др. На основании изученных трудов концептуальные положения для разрабатываемой системы профессионального самоопределения  школьников в условиях МБОУ ГМ СОШ определяются  с учётом следующих позиций: методологическое, психолого-педагогическое и технологическое обеспечение образовательного процесса; создание общей концепции  МБОУ ГМ СОШ, фундаментом и стратегической основой которой стала система профессионального самоопределения  школьников. В соответствии с названными позициями выстраивались этапы и планируемые результаты профессионального самоопределения школьников в исследуемых условиях: пропедевтический (1-4 классы) - готовность ученика к активной познавательной деятельности (развитие учебно-познавательных мотивов и понятийного мышления) и обучению в условиях предпрофильного пространства (формирование ответственности и самостоятельности в изменившейся образовательной среде); начальный (5-7 классы) - готовность ученика к формированию устойчивых интересов и социально-познавательной мотивации (к выбору профиля, темы проекта, к осуществлению деятельности в условиях взаимодействия); предпрофильный (8-9 классы) - готовность ученика к предварительному профессиональному выбору и определению индивидуального образовательного маршрута в профориентационном пространстве; профильный (10-11 классы) - готовность ученика к личностному самопознанию, самоопределению и самореализации по отношению к себе и будущей профессиональной деятельности, осознанному профессиональному выбору, успешному продолжению образования и самореализации в современном высокотехнологичном мире (как конечный образовательный результат).

Методы исследования: теоретические:  анализ литературы, обобщение педагогического опыта, моделирование,  изучение продуктов образовательной деятельности,  экспертная оценка и самооценка, эмпирические методы включали наблюдение, анкетирование и интервьюирование, педагогический эксперимент, статистическую обработку результатов и последующее внедрение их в широкую педагогическую практику.

         Научная новизна исследования разрабатывается  модель формирования  профориентационного  образовательного пространства МБОУ ГМ СОШ, проектируются  педагогические технологии, направленные на профессиональное  самоопределение   учащихся    в   условиях профориентационного образовательного пространства и способствующие его информатизации, развитию умения приобретать знания, организации проектной деятельности как основы выбора будущей профессии, организации профориентационной деятельности в МБОУ ГМ СОШ, формированию индивидуальной образовательной траектории учащегося и его экологического мировоззрения, здоровьесбережению, разрабатываются  основания  системной   диагностики       мониторинга   готовности общеобразовательного учебного заведения к исследуемой инновационной деятельности и профессиональному самоопределению выпускников

Планируемый результат изменений:

  • модель формирования  профориентационного  образовательного пространства МБОУ ГМ СОШ (изменения в педагогической системе ОУ: сформированность информационных, нормативно – правовых, кадровых, материально – технических условий для организации предпрофильной подготовки и профессионального образования учащихся);
  • получение нового научного знания, что  отражается в различных образцах научно – методической продукции (концепция, модель, изменения в ОП); отдельные методики используются в ходе исследований в образовательной и управленческой деятельности;
  • разработка действующей модели профориентационной работы, позволяющей учащимся сделать осознанный выбор профессий горно – металлургической отрасли;
  • Количественные характеристики:

-положительная динамика количества учащихся,  участвующих в учебных, научных, социальных проектах;

-доля учащихся, включенных в исследовательскую деятельность, в общей численности учащихся не менее  30%;

-доля педагогов – участников научно – методических мероприятий в общем числе учителей  не менее  50%. 

Основное содержание деятельности  по проекту:

1.Переход на новые образовательные стандарты

1.1.Совершенствование содержания образования в условиях введения ФГОС на основе системно – деятельностного подхода.

1.2.Поэтапная разработка основных образовательных программ для разных ступеней обучения в соответствии с ФГОС.

1.3.Создание модели образовательного процесса, обеспечивающей организацию урочной и внеурочной деятельности обучающихся, в том числе, интеграцию основного и дополнительного образования.

1.4.Создание системы предпрофильной и профильной подготовки учащихся.

2.Развитие системы поддержки технически одаренных детей

2.1.Развитие дополнительного образования детей  в условиях построения сетевого взаимодействия с разными образовательными учреждениями.

2.2.Организация в школе научного общества учащихся.

2.3.Создание системы психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса.

3.Совершенствование профессиональной культуры педагогов

3.1.Выявление и поддержка инноваций отдельных педагогов и творческих групп.

3.2.Развитие профессиональных компетенций педагогов через построение системы повышения квалификации на уровне корпоративного обучения.

3.3.Освоение педагогами технологии  портфолио.

4.Сохранение и укрепление здоровья школьников

4.1.Разработка и реализация программ «Будь здоров», «Экологическое воспитание школьников».

4.2.Совершенствование спортивной базы школы, расширение сети спортивных секций.

5.Изменение школьной инфраструктуры

5.1.Обеспечение условий (материально – технических, информационных, кадровых) для организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.

5.2.Разработка и реализация программ «Я гражданин Отечества» с применением современных образовательных технологий духовно – нравственного развития школьников.

6.Развитие организационной структуры школы

6.1.Создание нормативно – правовых, организационно – методических, кадровых и материальных условий для внедрения новых механизмов управления: развитие общественно – государственного управления в образовании; повышение роли ученического самоуправления, развитие профессиональной компетентности педагогов.

6.2.Создание условий для открытости школы в информационном пространстве.

6.3.Совершенствование нормативно – правовых, организационно – экономических механизмов управления образовательным учреждением.

6.4.Развитие материально – технической базы. 

6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ :

Объём и уровень  публикаций

 

Материалы НПК районного, городского и регионального уровня

Труды НПК Всероссийского и международного уровня

Статьи в региональных

изданиях

Статьи в  центральных   изданиях

2011

2

1

1

 

2012

2

1

2

 

    

7. Методическая результативность:

      Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности  ИАОУ   15 педагогических работников

Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).

 

Мероприятия  общешкольного и районного уровня

Мероприятия  муниципального, регионального и Всероссийского уровня

2008

Круглый стол совместно с ГОУ СПО «НТГМК» по теме: « Адаптация выпускников школы к системе среднего профессионального образования»

Консультации для родителей выпускников специалистов ГОУ СПО «НТГМК».

Презентация опыта работы городскому образовательному сообществу по теме: «Формирование ключевых компетентностей учащихся на основе предпрофильной подготовки в        системе непрерывного образования».

2009

Консультации для родителей выпускников специалистов ГОУ СПО «НТГМК».

Презентация опыта работы городскому образовательному сообществу по теме: « Организация  профориентационной работы  в системе предпрофильной подготовки обучающихся»

2010

Консультации для родителей выпускников специалистов ГОУ СПО «НТГМК», ГОУ ВПО «УГГУ».

Творческий отчёт городскому образовательному сообществу «Использование ИКТ-технологий в предпрофильной подготовке школьников».

2011

Консультации для родителей выпускников специалистов ГОУ СПО «НТГМК». ГОУ ВПО «УГГУ», ГОУ ВПО «УРФУ им. Б.Н.Ельцина»

Круглый стол по теме: «Организация социального партнёрства школы и предприятий ЕВРАЗа как основы самоопределения выпускников».

 

8. Социальная результативность:

Доступность инновационного опыта ИАОУ широкой педагогической общественности  адрес  сайта - mougm@mail.ru;

Сеть социального  партнерства: МБОУ ГМ СОШ сотрудничает в рамках социального партнерства с ГОУ ВПО «Уральский государственный горный университет»; АПК и ПРО (г.Москва), УрО РАО, ФГАОУ ВПО РГППУ, ГОУ ВПО УРФУ - НТФ УГТУ»; ЕВРАЗ  - НТМК; ЕВРАЗ – ВГОК, ГОУ СПО «Нижнетагильский горно-металлургический колледж».

 

 

       

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.