МБДОУ детский сад №110 «МАЯЧОК»

КАРТА

УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона 

Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ

 

 МБДОУ детский сад «МАЯЧОК» детский сад № 110 комбинированного вида

622002 г. Нижний Тагил, ул. Космонавтов, 37.

Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности:  до 31.01.2015 гг.

 

1. Руководитель образовательного учреждения: Пиняжина Юлия Юрьевна.

Координатор:  Старший воспитатель Глухова Елена Николаевна.

2. Тел.:  8(3435)24-33-88 ,

3. E mail: dou110NT@yandex.ru

4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФрегистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года

5.  Тема инновационного педагогического опыта: «Русская народная культура как средство развития целевых ориентиров детей дошкольного возраста».

6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки  РФ.

6.1. Качественные характеристики:

Источник изменений

Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, культуру, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть.

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определила систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия детьми базовых национальных ценностей.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

 

В данный период в ФГОС дошкольного образования одними из основных заложены принципы:

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

-учет этнокультурной ситуации развития детей.

Таким образом, система образования призвана обеспечить принятие гражданином России национальных ценностей и следование им в личной и общественной жизни.

Актуальность темы обусловлена и  тем, что вместе с обновлением содержания дошкольного воспитания образовался вакуум в разделе «Нравственное воспитание». В примерных образовательных программах проблема нравственно-патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически совсем не затрагивается.

Однако анализ практики духовно-нравственного воспитания детей показал, что многие организации осуществляют работу в этом направлении на интуитивном уровне, что связано с недостаточной научно-методической разработанностью данной проблемы в области дошкольного образования.

 

Таким образом, существует противоречие между необходимостью целенаправленного развития представлений о национальных ценностях у ребёнка уже в дошкольном возрасте и недостаточным организационно-методическим обеспечением этого процесса для развития целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования.

Выявленные актуальность и противоречие позволили определить направление инновационной деятельности МБДОУ ДС «МАЯЧОК» детски сад № 110 комбинированного вида.

 

Идея изменений:

Развитие представлений у дошкольников о национальных ценностях через активное освоение родной  культуры и опыта, накопленного в течение столетий многими поколениями наших предков, неразрывно связанного с духовными устоями, историей, культурой нашей страны будет оказывать эффективное влияние на развитие целевых ориентиров.

 

Концепция изменений

Теоретическую основу проекта духовно-нравственного воспитания детей составили положения «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» о развитии представлений у подрастающего поколения о национальных ценностях, труды выдающихся отечественных педагогов о культурных ценностях и нравственных ориентирах, заложенные в культуре народа (Е.Н. Водовозова, А.П. Усова, К.Д. Ушинский), ФГОС дошкольного образования.

 

Условия реализации изменений:

Цель - апробирование системы работы организации по развитию представлений у детей дошкольного возраста о национальных ценностях.

Для выполнения поставленной цели определены следующие задачи:

1. Спроектировать систему работы, позволяющую погрузить ребёнка-дошкольника в атмосферу русской народной культуры, являющуюся источником развития представлений о национальных ценностях.

2. Повысить психолого-педагогическую грамотность педагогов и родителей.

3.  Создать банк диагностических материалов по отслеживанию уровня развития представлений детей о национальных ценностях.

В организации созданы необходимые условия обеспечения.

 

Кадровые условия:

Основным условием, обеспечивающим качество и результат проводимой работы, является наличие и согласованное взаимодействие воспитателей и специалистов организации, ведь понятие «русская народная культура» многопланово. Оно включает в себя и декоративно-прикладное искусство, и устное народное творчество, и песенное творчество, и русский быт, и многое другое. Такое обширное содержание требует не только высокого уровня профессионального мастерства от педагогов, но и обеспеченности  необходимыми специалистами.

В нашей дошкольной организации имеются следующие специалисты: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учитель-логопед. У всех педагогов первая квалификационная категория.

Программно-методические условия.

В организации реализуется парциальная программа Куражева Н.Ю.

Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик», направленная на развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками; тренинговые технологии И. А. Пазухиной, в основе которых лежит коррекция эмоционального мира ребёнка и социальных взаимоотношений между дошкольниками. Реализация выше перечисленных программ и технологий способствует развитию у детей таких национальных ценностей, как семья и гражданственность. Считаем, что работа организации  по программе О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» позволит развить у ребёнка-дошкольника представления о базовых национальных ценностях.

Информационно-экспертные условия.

Анализ проведённого анкетирования родителей показал, что 82 % взрослых высказались положительно за ознакомление детей дошкольного возраста с русской народной культурой как источником развития  патриотизма и гражданственности.

Проведённый анализ диагностических карт показал, что 87 % педагогов выразили твёрдую уверенность в необходимости проведения вышеуказанной работы с детьми.

Также в организации  был создан банк диагностических материалов по отслеживанию социально-коммуникативного  развития ребёнка дошкольного возраста. В результате проведённого исследования в каждой возрастной группе детей в возрасте от 4 до 7 лет были выделены две подгруппы детей,  имеющие нарушения в поведении: агрессивность (27%) и обособленность (22%). Остальные дети (51%) не имели на момент исследования ярко выраженных проблем в поведении. Хочется отметить, что агрессивные дети стремятся к общению, легко вступают в контакт с окружающими людьми, но не всегда настроены на конструктивное решение  конфликтных ситуаций.

Обособленные дети стремятся к общению, но с ограниченным кругом сверстников; инициаторами общения с новыми людьми не выступают, обходят конфликтные ситуации.

Поэтому огромный воспитательный потенциал, заложенный в русской народной культуре, будет использован в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

 

Материально-технические условия

Мышление ребёнка наглядно-образное. Поэтому предметно-развивающая среда должна быть наполнена предметами и пособиями, позволяющими более точно представить ребёнку то, о чём говорит педагог.

В организации на данный момент  собраны предметы декоративно-прикладного искусства, наглядно-демонстрационный материал, необходимый для ознакомления дошкольников с русским народным творчеством; комната психологической разгрузки, оснащённая необходимым оборудованием для коррекционных занятий с детьми, имеющих проблемы в эмоционально-личностном и познавательном развитии. Планируется выделение помещения для функционирования  «Комнаты  русского  быта», представленной  предметами старины,  быта, декоративного творчества.

 

 

Взаимосвязь с социальными партнёрами

Считаем, что организации должны постоянно взаимодействовать с другими субъектами социализации. Поэтому детский сад использует такие формы работы, как экскурсии в музеи «Русского быта», Горнозаводского дела Среднего Урала, «Изобразительных искусств», «Музей Черепановых» и в филиал №2 им. Гайдара Центральной городской детской библиотеки для проведения тематических занятий с детьми, рассказывающих детям о прошлом и настоящем нашей Родины, региона, города.

 

 

Планируемый результат изменений:

1. Создание системы работы, предусматривающей интеграцию во все образовательные области в соответствии с ФГОС  дошкольного образования.

2. Повышение психолого-педагогической грамотности педагогов и родителей.

3. Развитие представлений у детей о национальных ценностях, формирование у ребёнка способности и готовности управлять своим поведением, планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.

 

 

Описание инновационного опыта

В работе по развитию представлений о национальных ценностях у детей дошкольного возраста участвуют как воспитатели, так и специалисты организации. В педагогическую практику внедряются разнообразные формы и методы работы. Работа ведётся в нескольких направлениях:

1. Работа с детьми. Воспитательно-образовательная деятельность в данном направлении включает в себя непосредственно образовательную деятельность, образовательную деятельность в режимных моментах, самостоятельную деятельность дошкольников в условиях специально организованной педагогами развивающей среды. Используются следующие формы работы:  беседа, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, проведение развлечений, народные фольклорные праздники, игры, театрализация, организация мастерских по изготовлению продуктов детского творчества,  выставок продуктов детского творчеств и др. Охват детей составляет 100 человек в возрасте от 3 до 7 лет.

2. Методическая работа с педагогами. Педагог, прежде всего, должен  хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, какие использовать для этого формы работы. В связи с этим в 2012 – 2013г.г. в соответствии с заложенными в проекте инновационной деятельности этапами была выполнена следующая работа в данном направлении:

 - проведены консультации на темы: «Воспитание патриотизма: историко-педагогический аспект», «Основы нравственно-патриотического воспитания дошкольников», «Воздействие семьи на духовно-нравственное развитие детей», «Педагогические условия реализации задач нравственного воспитания дошкольников в деятельности», «Русский народный костюм», «Народные календарно-обрядовые праздники», «Русские игрушки, игры, забавы»;

 - круглый стол «Русский народный фольклор в развитии ребёнка-дошкольника»;

 - семинар-практикум «Происхождение и педагогический потенциал народных игр»;

 - деловая игра «Путешествие в прошлое России»;

 - разработаны и внедряются педагогические проекты: «Развитие певческих навыков на материале русского народного фольклора», «Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»;

 - подготовлены информационные материалы для родителей на тему «Воспитание ребёнка в русских традициях»;

 - создан банк диагностических материалов;

 - пополнен методический кабинет игротекой русских народных подвижных игр, материалами устного народного творчества (заклички, приговорки, пословицы, кричалки, считалки, потешки), дидактическими играми народной тематики, методической разработкой «Народный календарь»;

 - заключён договор о сотрудничестве и взаимодействии с музеем изобразительных искусств, Нижнетагильским театром кукол.

3. Предметно-развивающая среда.

Мышление ребёнка дошкольного возраста наглядно-образное. Поэтому предметно-развивающая среда должна быть наполнена предметами и пособиями, позволяющими более точно представить ребёнку то, с чем знакомит его педагог. Поэтому в 2012 – 2013г.г. был значительно пополнен фонд наглядно-дидактического материала в методическом кабинете энциклопедиями: «Родная история», «Русские игрушки, игры, забавы», «Народные промыслы»; методическими комплектами: «Моя Родина – Россия»; наглядно-иллюстрационными пособиями: «Моя деревня», «Славянская семья: родство и занятия», «Ремёсла Киевской Руси», «Национальные костюмы: народы России», фотоматериалами «Русский народный костюм».

Значительное изменение претерпела предметно-развивающая среда всех возрастных групп. Она пополнилась дидактическими играми, народными музыкальными инструментами, различными видами театров, народными костюмами для ряжения, художественной литературой, наглядно-иллюстрационным материалом. Начат сбор предметами русской старины для  созданная  комнаты русского быта. Для родителей был подобран информационный материал, предназначенный для их просвещения в области традиций народной педагогики.

Регулярно в организации  проходят выставки: «Пасхальное яичко», «Рождество», «народные промыслы», оформляются тематические выставки «Город мой родной», «История городских улиц», «Олимпийская гордость Нижнего Тагила» и  т. д. Организация  принимает участие в городском  конкурсе  детского творчества «Славим землю русскую» (имеются призовые дипломы).   Ежегодно на фестивале детского творчества «Изумрудинка» в номинации «Хореография» выставляется «народный танец» (дипломы лауреатов, 1 и 2 степени).

 

Дальнейшая организация деятельности по развитию представлений дошкольников о национальных ценностях через ознакомление с русской народной культурой включает в себя:

 - повышение квалификации руководящих и педагогических работников в рамках выбранной темы;

- реализация нового направления в работе педагога-психолога «Сказкотерапия как средство коррекции проявлений агрессивного и тревожного поведения у детей»;

 - проведение диагностических срезов уровня развития гражданских чувств у старших дошкольников;

- пополнение предметно-развивающей среды возрастных групп и функциональных помещений организации;

 - создание комнаты «Русского быта»;

- обеспечение интеграционного взаимодействия между воспитателями и специалистами;

 - взаимодействие с семьями и социальными партнёрами.

 

Экспертное заключение сетевого экспертного сообщества

В качестве форм тиражирования инновационного педагогического опыта предполагаются следующие мероприятия:

- открытые педагогические мероприятия;

- участие в выставках;

 - презентация опыта работы;

- публикации.

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.