РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
Детский сад «Детство» комбинированного вида №199
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона
Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад «Детство» комбинированного вида детский сад № 199
622004 Свердловская область город Нижний Тагил ул. Бобкова 6
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2011 - 2016гг.
1. Директор МБДОУ: Шадрина Надежда Викторовна.
2. Тел./факс МБДОУ: 8 (3435) 336033 / 336066.
3. Сайт www.detstvo-nt.ru E mail: detstvo_nt@mail.ru
ФИО (полностью) куратора проекта от МБДОУ: Деревянных Светлана Геннадьевна.
Контактные телефоны куратора проекта, e-mail: 8 (3435) 326711, detstvo_nt@mail.ru
4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года.
5. Тема инновационного педагогического опыта: «Русская народная культура как источник развития представлений дошкольников о национальных ценностях».
6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
6.1. Качественные характеристики:
Актуальность исследования:
Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Проникновение в массовое сознание западной культуры с несвойственными для российского человека установками на противопоставление индивида и общества, на прагматическое отношение к жизни, на жажду успеха любым путём привело к столкновению с ценностями, традиционными для российского мышления.
В 2007 и 2008 г.г. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определила систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия детьми базовых национальных ценностей
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Противоречия: существует противоречие между необходимостью целенаправленного развития представлений о национальных ценностях у ребёнка уже в дошкольном возрасте и недостаточным организационно-методическим обеспечением этого процесса.
Проблема: система образования призвана обеспечить принятие гражданином России национальных ценностей и следование им в личной и общественной жизни.
Однако анализ практики духовно-нравственного воспитания детей показал, что многие дошкольные учреждения осуществляют работу в этом направлении на интуитивном уровне, что связано с недостаточной научно-методической разработанностью данной проблемы в области дошкольного образования.
Тема исследования: «Русская народная культура как источник развития представлений дошкольников о национальных ценностях».
Цель: апробирование системы работы образовательного учреждения по развитию представлений у детей дошкольного возраста о национальных ценностях.
Объект : представления дошкольников о национальных ценностях
Предмет: педагогические условия развития представлений дошкольников о национальных ценностях
Гипотеза: Развитие представлений о национальных ценностях в условиях дошкольного образовательного учреждения возможно через активное освоение родной национальной культуры и опыта, накопленного в течение столетий многими поколениями наших предков, неразрывно связанного с духовными устоями, историей, культурой нашей страны.
Задачи:
1. Спроектировать систему работы, позволяющую погрузить ребёнка-дошкольника в атмосферу русской народной культуры, являющуюся источником развития представлений о национальных ценностях.
2. Повысить психолого-педагогическую грамотность педагогов и родителей.
3. Создать банк диагностических материалов по отслеживанию уровня развития представлений детей о национальных ценностях.
Концептуальные основания деятельности: Теоретическую основу проекта духовно-нравственного воспитания детей составили положения «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» о развитии представлений у подрастающего поколения о национальных ценностях, труды выдающихся отечественных педагогов о культурных ценностях и нравственных ориентирах, заложенные в культуре народа (Н.К. Крупская, Е.Н. Водовозова, А.П. Усова, К.Д. Ушинский), идеи выдающихся русских философов о духовном начале народного наследия (Н.А. Бердяев, В.С. Библер, И.А. Ильин и др.).
Основное содержание деятельности по проекту:
Работа ведётся в нескольких направлениях: воспитательно-образовательном; культурно-познавательном; нравственно-трудовом.
1. Работа с детьми. Воспитательно-образовательная деятельность в данном направлении включает в себя непосредственно образовательную деятельность, образовательную деятельность в режимных моментах, самостоятельную деятельность дошкольников в условиях специально организованной педагогами развивающей среды. Используются различные виды детской деятельности: двигательная, игровая, трудовая, продуктивная, чтение художественной литературы, познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная. Педагогами практикуются следующие формы работы с детьми: подвижные и дидактические игры, спортивные и музыкальные праздники, экскурсии, реализация проектов, беседы, ситуативные разговоры, трудовые поручения, наблюдения, театрализация, чтение художественной литературы, мастерские по изготовлению продуктов детского творчества и другие. Проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми от 3 до 7 лет осуществляется в соответствии с программой О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и разработанными педагогами дошкольного учреждения проектами.
Сотрудничество дошкольного учреждения с Нижнетагильскими музеем изобразительных искусств, краеведческим музеем; библиотекой, расположенной рядом с детским садом, также способствует обогащению представлений детей о Родине, родном крае, расширению представлений дошкольников о жизни и быте русского народа, его творчестве, традициях, обычаях и народных промыслах, повышению детского интереса не только к истории и культуре своего народа, но и к представителям разных национальностей, проживающих на территории России. Большое внимание уделяется знакомству детей с народным песенным и танцевальным творчеством. Реализуемая в дошкольном учреждении авторская программа музыкального воспитания детей в детском саду И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой «Праздник каждый день» позволяет более глубоко работать над развитием у детей музыкального восприятия, музыкального исполнительства, танцевальных способностей, знакомит старших дошкольников с русским народным танцем, русской песней. Регулярно в детском саду проходят выставки декоративно-прикладного творчества: «Пасхальное яичко», выставка кукол «Из истории русского народного костюма, «Городец», «Гжель», «Тагильские подносы», «Золотая хохлома», «Народный платок» и т. д.
В дошкольном учреждении создана картинная галерея «Путешествие в прошлое», которая не только знакомит детей с известными русскими художниками, но и расширяет их представления о жизни русского народы в давние времена. А оборудованная выставка «Куклы в народных костюмах» расширяет представления дошкольников о представителях многонациональной России и жителях ближнего зарубежья.
В коррекционной работе с детьми педагог-психолог также обращается к устному творчеству, в частности, сказкам. Направление её деятельности «Сказкотерапия как средство коррекции проявлений агрессивного и тревожного поведения у детей» способствует снижению проявлений детской тревожности, страхов, обособленного и агрессивного поведения.
Целенаправленная работа по развитию гражданских чувств у дошкольников показала, что 81% детей проявляет активный интерес к познанию родного края, страны; любит отвечать на вопросы взрослого, стремится поделиться своими впечатлениями от увиденного и услышанного, способен составить самостоятельный рассказ о родной стране, городе.
2, Большое внимание уделяется методической работе с педагогами образовательного учреждения, т. к. они, прежде всего, должны сами хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям. Это и консультации, и круглые столы, и интеллектуальные викторины, и деловые игры, и семинары, работа творческих групп. Темами методических мероприятий являются как теоретические вопросы, так и методика работы с детьми по выбранному направлению.
В системе проводятся:
- консультации: «Воспитание патриотизма: историко-педагогический аспект», «Основы нравственно-патриотического воспитания дошкольников», «Воздействие семьи на духовно-нравственное развитие детей», «Педагогические условия реализации задач нравственного воспитания дошкольников в деятельности», «Сказка в системе профилактики педагогической запущенности», «Русский народный костюм», «Народные календарно-обрядовые праздники», «Русские игрушки, игры, забавы».
- организованы круглый стол для педагогов «Русский народный фольклор в развитии ребёнка-дошкольника»; семинар-практикум «Происхождение и педагогический потенциал народных игр»; деловая игра «Путешествие в прошлое России»
Вопросы нравственно-патриотического воспитания поднимаются на встречах с родителями. Для родителей наших воспитанников функционирует информационный стенд «Народное воспитание»
3. Мышление ребёнка дошкольного возраста – наглядно-образное. Поэтому предметно-развивающая среда наполнена предметами и пособиями, позволяющими более точно представить ребёнку то, о чём говорит педагог. В связи с этим значительно был пополнен фонд наглядно-иллюстрационного, дидактического материала в методическом кабинете; создан банк диагностических материалов, необходимых для отслеживания уровня развития гражданских чувств у дошкольников. В дошкольном учреждении функционирует комната русской избы, в которой педагоги знакомят детей с жизнью, бытом, отдыхом, трудом русского народа. Предметно-развивающая среда постоянно насыщается новыми предметами крестьянского быта. В каждой дошкольной группе создан свой центр русской старины.
Таким образом, соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребёнка, воспитывает уважение к своему народу, поддерживает интерес к его культуре.
Планируемый результат изменений:
1. Создание системы работы, предусматривающей интеграцию во все образовательные области в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
2. Повышение психолого-педагогической грамотности педагогов и родителей.
3. Развитие представлений у детей о национальных ценностях, формирование у ребёнка способности и готовности управлять своим поведением, планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.
Научная новизна исследования: разработка дидактической модели приобщения дошкольников к духовным и нравственным идеалам, предполагающей субъектно-субъектное взаимодействие педагогов, родителей и детей, свободную самостоятельную деятельность
6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ :
Объём и уровень публикаций
|
Материалы НПК районного, городского и регионального уровня |
2011 |
3 статьи
|
2012 |
2 статьи |
Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.
|
Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности |
Всероссийские конкурсы профессиональной направленности |
2011 |
- Конкурс «Воспитатель года России»; - Конкурс на соискание премии Губернатора Свердловской области педагогическим работникам» |
|
2012 |
- Конкурс наставничества «Педагогический Олимп»; - Конкурс «Воспитатель года» |
Всероссийский конкурс «Детский мир. Секреты педагогики». |
7. Методическая результативность:
Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ИАОУ: 23 человека
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).
|
Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня |
2011 |
- Городской семинар «Современные подходы к организации и проведению детских праздников»; - Городской семинар руководителей «Современный комплекс условий реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования», |
2012 |
- Городской семинар «Влияние предметно-развивающей среды на всестороннее развитие детей дошкольного возраста»; - Школа старшего воспитателя «Предметно-развивающая среда в развитии дошкольников»; - Школа молодого воспитателя «Взаимодействие педагога и ребёнка на современном этапе развития дошкольного образования»; - Городской семинар «Русская народная культура как источник развития представлений дошкольников о национальных ценностях» |
8. Социальная результативность:
Доступность инновационного опыта ИАОУ широкой педагогической общественности:
Сайт http://www.it-n.ru/ http://pedsovet.org/
Сборники материалов: РАО «Уральское отделение»; ГОУ СПО «Нижнетагильский педагогический колледж № 2; ФГБОУ ВПО НТГСПА
Сеть социального партнерства: АПК и ПРО (г.Москва), УрО РАО, ФГАОУ ВПО РГППУ, ИАШ Свердловской области, педагогическое сообщество города Нижнего Тагила:: Управление образования; Нижнетагильский филиал ИРРО; Муниципальный информационно-методический центр; ФГБОУ ВПО Нижнетагильская социально-педагогическая академия; Нижнетагильский педагогический колледж № 2; музей изобразительного искусства, краеведческий музей; филиал № 6 Центральной городской библиотеки; МБОУ СОШ № 95.