Детский сад «Детство» комбинированного вида №199

КАРТА

УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений  Уральского региона

Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ

 

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад «Детство» комбинированного вида детский сад № 199

622004 Свердловская область город Нижний Тагил ул. Бобкова 6

Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности2011 - 2016гг. 

 

1. Директор МБДОУ: Шадрина Надежда Викторовна.

2. Тел./факс МБДОУ: 8 (3435) 336033 / 336066.

3. Сайт    www.detstvo-nt.ru             E mail: detstvo_nt@mail.ru

ФИО (полностью) куратора проекта от МБДОУ: Деревянных Светлана Геннадьевна.

Контактные телефоны куратора проекта, e-mail: 8 (3435) 326711, detstvo_nt@mail.ru

4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства  образования и науки РФрегистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года.

5. Тема инновационного педагогического опыта: «Русская народная культура как источник развития представлений дошкольников о национальных ценностях».

6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ. 

6.1. Качественные характеристики:

Актуальность исследования:

Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Проникновение в массовое сознание западной культуры с несвойственными для российского человека установками на противопоставление индивида и общества, на прагматическое отношение к жизни, на жажду успеха любым путём привело к столкновению с ценностями, традиционными для российского мышления.

 

В 2007 и 2008 г.г. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определила систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия детьми базовых национальных ценностей

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

 

Противоречия: существует противоречие между необходимостью целенаправленного развития представлений о национальных ценностях у ребёнка уже в дошкольном возрасте и недостаточным организационно-методическим обеспечением этого процесса.

 

Проблема: система образования призвана обеспечить принятие гражданином России национальных ценностей и следование им в личной и общественной жизни.

Однако анализ практики духовно-нравственного воспитания детей показал, что многие дошкольные учреждения осуществляют работу в этом направлении на интуитивном уровне, что связано с недостаточной научно-методической разработанностью данной проблемы в области дошкольного образования.

 

Тема исследования: «Русская народная культура как источник развития представлений дошкольников о национальных ценностях».

Цель: апробирование системы работы образовательного учреждения по развитию представлений у детей дошкольного возраста о национальных ценностях.

Объект :  представления дошкольников  о национальных  ценностях

Предмет: педагогические условия развития представлений дошкольников о национальных ценностях

Гипотеза: Развитие представлений о национальных ценностях  в условиях дошкольного образовательного учреждения возможно через активное освоение родной национальной культуры и опыта, накопленного в течение столетий многими поколениями наших предков, неразрывно связанного с духовными устоями, историей, культурой нашей страны.

 

Задачи:

1. Спроектировать систему работы, позволяющую погрузить ребёнка-дошкольника в атмосферу русской народной культуры, являющуюся источником развития представлений о национальных ценностях.

2. Повысить психолого-педагогическую грамотность педагогов и родителей.

3.  Создать банк диагностических материалов по отслеживанию уровня развития представлений детей о национальных ценностях.

Концептуальные основания деятельности:  Теоретическую основу проекта духовно-нравственного воспитания детей составили положения «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» о развитии представлений у подрастающего поколения о национальных ценностях, труды выдающихся отечественных педагогов о культурных ценностях и нравственных ориентирах, заложенные в культуре народа (Н.К. Крупская, Е.Н. Водовозова, А.П. Усова, К.Д. Ушинский), идеи выдающихся русских философов о духовном начале народного наследия (Н.А. Бердяев, В.С. Библер, И.А. Ильин и др.).

 

Основное содержание деятельности  по проекту:

Работа ведётся в нескольких направлениях: воспитательно-образовательном; культурно-познавательном; нравственно-трудовом.

1. Работа с детьми. Воспитательно-образовательная деятельность в данном направлении включает в себя непосредственно образовательную деятельность, образовательную деятельность в режимных моментах, самостоятельную деятельность дошкольников в условиях специально организованной педагогами развивающей среды. Используются различные виды детской деятельности: двигательная, игровая, трудовая, продуктивная, чтение художественной литературы, познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная. Педагогами практикуются следующие формы работы с детьми: подвижные и дидактические игры, спортивные и музыкальные праздники, экскурсии, реализация проектов, беседы, ситуативные разговоры, трудовые поручения, наблюдения, театрализация, чтение художественной литературы, мастерские по изготовлению продуктов детского творчества и другие. Проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми от 3 до 7 лет осуществляется в соответствии с программой О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и разработанными педагогами дошкольного учреждения проектами.

 

Сотрудничество дошкольного учреждения с Нижнетагильскими музеем изобразительных искусств, краеведческим музеем; библиотекой, расположенной рядом с детским садом, также способствует обогащению представлений детей о Родине, родном крае, расширению представлений дошкольников о жизни и быте русского народа, его творчестве, традициях, обычаях и народных промыслах,  повышению детского интереса не только к истории и культуре своего народа, но и к представителям разных национальностей, проживающих на территории России. Большое внимание уделяется знакомству детей с народным песенным и танцевальным творчеством. Реализуемая в дошкольном учреждении авторская программа  музыкального воспитания детей в детском саду И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой  «Праздник каждый день» позволяет более глубоко работать над развитием у детей музыкального восприятия, музыкального исполнительства, танцевальных способностей, знакомит старших дошкольников с русским народным танцем, русской песней. Регулярно в детском саду проходят выставки декоративно-прикладного творчества: «Пасхальное яичко», выставка кукол «Из истории русского народного костюма, «Городец», «Гжель», «Тагильские подносы», «Золотая хохлома», «Народный платок» и т. д.

 

В дошкольном учреждении создана картинная галерея «Путешествие в прошлое», которая не только знакомит детей с известными русскими художниками, но и расширяет их представления о жизни русского народы в давние времена. А оборудованная выставка «Куклы в народных костюмах» расширяет представления дошкольников о представителях многонациональной России и жителях ближнего зарубежья.

 

В коррекционной работе с детьми педагог-психолог также обращается к устному творчеству, в частности, сказкам. Направление её деятельности «Сказкотерапия как средство коррекции проявлений агрессивного и тревожного поведения у детей»  способствует снижению проявлений детской тревожности, страхов, обособленного и агрессивного поведения.

Целенаправленная работа по развитию гражданских чувств у дошкольников показала, что 81% детей проявляет активный интерес к познанию родного края, страны; любит отвечать на вопросы взрослого, стремится поделиться своими впечатлениями от увиденного и услышанного, способен составить самостоятельный рассказ о родной стране, городе.

 

2, Большое внимание уделяется методической работе с педагогами образовательного учреждения, т. к. они, прежде всего, должны сами хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям. Это и консультации, и круглые столы, и интеллектуальные викторины, и деловые игры, и семинары, работа творческих групп. Темами методических мероприятий являются как теоретические вопросы, так и методика работы с детьми по выбранному направлению.  

В системе проводятся:

  • консультации: «Воспитание патриотизма: историко-педагогический аспект», «Основы нравственно-патриотического воспитания дошкольников», «Воздействие семьи на духовно-нравственное развитие детей», «Педагогические условия реализации задач нравственного воспитания дошкольников в деятельности», «Сказка в системе профилактики педагогической запущенности», «Русский народный костюм», «Народные календарно-обрядовые праздники», «Русские игрушки, игры, забавы».
  • организованы круглый стол  для педагогов «Русский народный фольклор в развитии ребёнка-дошкольника»; семинар-практикум «Происхождение и педагогический потенциал народных игр»; деловая игра «Путешествие в прошлое России»

Вопросы нравственно-патриотического воспитания поднимаются на встречах с родителями. Для родителей наших воспитанников функционирует информационный стенд «Народное воспитание»

 

3. Мышление ребёнка дошкольного возраста – наглядно-образное. Поэтому предметно-развивающая среда наполнена предметами и пособиями, позволяющими более точно представить ребёнку то, о чём говорит педагог. В связи с этим значительно был пополнен фонд наглядно-иллюстрационного, дидактического материала в методическом кабинете; создан банк диагностических материалов, необходимых для отслеживания уровня развития гражданских чувств у дошкольников. В дошкольном учреждении функционирует комната русской избы, в которой педагоги знакомят детей с жизнью, бытом, отдыхом, трудом русского народа. Предметно-развивающая среда постоянно насыщается новыми предметами крестьянского быта. В каждой дошкольной группе создан свой центр русской старины.  

Таким образом, соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребёнка, воспитывает уважение к своему народу, поддерживает интерес к его культуре.

 

Планируемый результат изменений:

1. Создание системы работы, предусматривающей интеграцию во все образовательные области в соответствии с Федеральными государственными требованиями  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

 2. Повышение психолого-педагогической грамотности педагогов и родителей.

 3. Развитие представлений у детей о национальных ценностях, формирование у ребёнка способности и готовности управлять своим поведением, планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.

 

Научная новизна исследования:  разработка дидактической модели приобщения дошкольников к духовным и нравственным идеалам, предполагающей субъектно-субъектное взаимодействие педагогов, родителей  и детей, свободную самостоятельную деятельность

 

 6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ :

Объём и уровень  публикаций

 

Материалы НПК районного, городского и регионального уровня

2011

 3 статьи

 

2012

2 статьи

    

Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.

 

Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности

Всероссийские конкурсы профессиональной направленности

2011

 - Конкурс «Воспитатель года России»;

 - Конкурс на соискание премии Губернатора Свердловской области педагогическим работникам»

 

2012

 - Конкурс наставничества «Педагогический Олимп»;

 - Конкурс «Воспитатель года»

Всероссийский конкурс «Детский мир. Секреты педагогики».

 

7. Методическая результативность:

Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности  ИАОУ: 23 человека

Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).

 

 

Мероприятия  муниципального, регионального и Всероссийского уровня

2011

 - Городской семинар «Современные подходы к организации и проведению детских праздников»;

 - Городской семинар руководителей «Современный комплекс условий реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»,

2012

 - Городской семинар «Влияние предметно-развивающей среды на всестороннее развитие детей дошкольного возраста»;

 - Школа старшего воспитателя «Предметно-развивающая среда в развитии дошкольников»;

 -  Школа молодого воспитателя «Взаимодействие педагога и ребёнка на современном этапе развития дошкольного образования»;

 - Городской семинар «Русская народная культура как источник развития представлений дошкольников о национальных ценностях»

 

8. Социальная результативность:

Доступность инновационного опыта ИАОУ широкой педагогической общественности:

Сайт  http://www.it-n.ru/   http://pedsovet.org/

Сборники материалов: РАО «Уральское отделение»; ГОУ СПО «Нижнетагильский педагогический колледж № 2; ФГБОУ ВПО НТГСПА

Сеть социального  партнерства: АПК и ПРО (г.Москва), УрО РАО, ФГАОУ ВПО РГППУ, ИАШ Свердловской области,  педагогическое сообщество города Нижнего Тагила:: Управление образования; Нижнетагильский филиал ИРРО; Муниципальный информационно-методический центр; ФГБОУ ВПО Нижнетагильская социально-педагогическая академия; Нижнетагильский педагогический колледж № 2; музей изобразительного искусства, краеведческий музей; филиал № 6 Центральной городской библиотеки; МБОУ СОШ № 95.

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.