РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
МБДОУ «Солнышко» детский сад №162
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона
Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №162 общеразвивающего вида с приориттеным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2012 - 2016 гг.
1. Заведующий МБДОУ Рякшина Валентина Михайловна
2. Научные консультанты Погорелов С.Т.
3. тел./факс МБОУ 8(3435) 25-75-90
сайт E mail: mdoydc162@rambler.ru
ФИО (полностью) куратора проекта от МБДОУ Баталина Ольга Ивановна
Контактные телефоны куратора проекта, e-mail 8(3435) 25-75-90, 8(950)6479244, mdoydc162@rambler.ru
4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года.
5. Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами традиционной народной культуры».
Презентация "МБДОУ детский сад № 162 – открытая развивающаяся система".
6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
6.1 Качественные характеристики:
Актуальность исследования: Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего, с его глубинными изменениями, которые постепенно привели к осознанию научной, педагогической общественностью и соответствующими государственными службами необходимости коренного пересмотра не столько содержания образования, сколько существующих средств и методов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения во всем образовательном пространстве России.
Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требуют возрождения традиционной духовно-нравственной иерархии ценностей. Резко усилившаяся имущественная дифференциация и борьба за элемен-тарный уровень существования создали предпосылки для стихийного фор-мирования нравов, базирующихся на эгоизме, прагматизме и индивидуа-лизме. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как Совесть, Честь, Долг привели к негативным последствиям в обществе: к социальному сиротству, усилению криминогенности среди подростков, бродяжничеству, токсикомании и наркомании среди несовершеннолетних, потере интереса к учению и самосовершенствованию у большого слоя асо-циальной молодёжи, а также к родительской безответственности и равнодушию к воспитанию подрастающего поколения не только у родителей, из трудных семей, но и у тех, кто занят своей карьерой и не имеет ни времени, ни желания посвятить свои силы воспитанию своих собственных детей.
Общество начинает ясно понимать, что духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека. Дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе поможет разработка новых технологий духовно-нравственного воспитания. В этом ряду можно выделить технологию духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, с интегрированными в неё вопросами содержания, форм, средств и методов приобщения к опыту традиционной народной культуры d в рамках программы «Праздник круглый год» как методологического средства комплексного воспитания детей, системно раскрывающего роль педагога, семьи, конкретного родителя и общества (со всеми входящими сюда явлениями) в сложном и длительном процессе духовно-нравственного развития личности ребенка. Нормативные документы дошкольного образования тоже ставят вопрос о формировании первичных ценностных представлений. ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приложение к Приказу Министерства образования и науки РФ от 23 ноября, 2009 г. № 655) ставят задачу: приобщение детей дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным). В результате освоения Программы поведение ребёнка должно определяется первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо».
Анализ наблюдения за педагогами и анкетирования родителей МБДОУ детского сада № 162 показал, что у 80% родителей детей старшего дошкольного возраста утрачены четкие представления о закономерностях, определяющих развитие ребенка в тот или иной период детства. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми. Наблюдение за детьми в играх и других видах деятельности показало, что присутствуют такие качества как: злость, жестокость, самолюбие.
Анализ и обобщение литературных источников, изучение современной общественно-педагогической практики воспитания позволили нам выявить противоречия между:
- объективной потребностью общества в создании условий свободного духовно-нравственного саморазвития личности каждого ребенка - и фактическим отсутствием системного и технологического решения данного вопроса в практике непосредственной работы с детьми старшего дошкольного возраста;
- потребностью педагогов-практиков в получении качественных программ духовно-нравственного воспитания личности – и отсутствием разработанных и готовых к использованию целостных систем духовно-нравственного воспитания для использования в работе с детьми дошкольного возраста;
- потребностью семьи в доступной технологии и методиках духовно-нравственного воспитания детей с ориентировкой на семейные ценности и семейные традиции – и недостатком специальной литературы по данному вопросу.
Совокупность отмеченных противоречий позволяет определить проблему данного исследования, которая заключается в выявлении педагогических условий, форм, средств и методов приобщения дошкольников к традиционной народной культуре через программу «Праздник круглый год» как основы для организации теоретической и практической деятельности педагогов, родителей, общественности в процессе духовно-нравственного воспитании дошкольников
Объект исследования – процесс духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – сущность и особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами традиционной народной культуры через авторскую программу «Праздник круглый год»
Цель исследования заключается в выявлении и оптимизации организационных норм, педагогических условий, форм и методов духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами традиционной народной культуры через авторскую программу «Праздник круглый год»
Гипотеза исследования. Процесс духовно - нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами традиционной народной культуры через авторскую программу «Праздник круглый год» будет наиболее продуктивным, если:
- будет поддерживаться эмоционально-положительный настрой ребенка в течение всего периода работы по программе ;
- будут использованы разнообразные формы работы с детьми, адекватные видам детской деятельности и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, направленные на осознание и активное овладение общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- будет обеспечена преемственность между нравственным воспитательным воздействием семьи и ДОУ за счёт включения родителей в подготовку народных праздников в рамках программы, если:
- будут разработаны технологии использования элементов традиционной народной культуры в рамках авторской программы «Праздник круглый год»
- будет обеспечено овладение ребёнком дошкольного возраста смыслами духовно-нравственных понятий и ценностей с учётом преемственности содержания и организации духовно-нравственного воспитания дошкольников, основанного на национальных традициях, гуманных принципах христианской морали априори заложенных систему народных праздников.
Задачи исследования:
- Разработать модель духовно-нравственного воспитания детей средствами традиционной народной культуры через авторскую программу «Праздник круглый год»
- Определить педагогические условия и организационные нормы, в совокупности обеспечивающие продуктивность и результативность системы духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами традиционной народной культуры
- Выявить принципы, разработать методы, формы и средства педагогического руководства процессом духовно-нравственного воспитания дошкольников, опосредованно содержащими в себе критериальные требования к уровню воспитанности нравственных качеств личности.
- Разработать технологию использования опыта традиционной народной культуры «Праздник круглый год» в работе ДОУ.
- Разработать и апробировать комплексную авторскую программу духовно-нравственного воспитания детей средствами традиционной народной культуры «Праздник круглый год» .
Тема исследования: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами традиционной народной культуры»
Цель: решение актуальных социокультурных проблем современного общества средствами традиционной народной культуры в рамках комплексной авторской программы «Праздник круглый год»
Задачи:
1. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение детей к русской народной культуре посредством формирования первичных представлений о традициях подготовки и проведения праздников народного календаря.
2. Повышать образовательный и культурный уровни родителей воспитанников и педагогов ДОУ, способствовать формированию позиции граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами.
Концептуальные основания деятельности: В основу инновационной деятельности ДОУ положены нормы и положения, установленные федеральными государственными требованиями, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые определяют новые подходы к организации образовательного процесса:
- всестороннее (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое) развитие детей,
- обеспечение единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста,
- решение поставленных целей и задач на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»),
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
При подготовке и проведении праздников учитываются принципы комплексно-тематического планирования, целостности и интеграции содержания дошкольного образования. Образовательный процесс осуществляется в процессе совместной деятельность взрослого и детей.
В вопросах духовного содержания подготовки и проведения праздника важный принцип работы нашего педагогического коллектива – не навредить, а именно работа ведётся деликатно, без превышения уровня компетентности педагогов, участвующих в реализации проекта.
Основное содержание деятельности по проекту: В основу реализации педагогического проекта «Праздник круглый год» положен годовой календарный круг народного календаря. В детском саду традиционными стали «Рождество Богородицы (Осенины)», «Покров», «Рождество», «Масленица», «Благовещение», «Вербное Воскресенье», «Пасха» и «Троица». Это наиболее яркие, значимые праздники народного календаря. Обращение к этим праздникам помогает знакомить детей с трудовой деятельностью народа, его традициями и культурой. Подготовку к празднику связываем с тремя вопросами:
1. Почему праздник получил такое название?
2. Как готовился русский народ к праздникам?
3. Каковы традиции проведения праздника?
Подготовка к празднику начинается за 2 – 3 недели до знаменательной даты. В совместной деятельности педагога с детьми: организуется просмотр фильмов или слайдов, иллюстрирующих праздник; читаются художественные произведения и разучиваются стихи о природе; в зависимости от праздника организуется труд старших дошкольников в «Горнице» или на улице; разучиваются песни, хороводы, частушки, народные игры. Дети на прогулке наблюдают за явлениями природы, характерными для данного времени года, готовят и показывают для своих младших друзей театрализованную игру. Руководитель изостудии и музыкальный руководитель проводят интегрированное занятие под общим названием «Подарок к празднику…». Если дети старшей группы (5-6лет) получают о празднике только социокультурные представления, для них акцент делается на ознакомление с природными явлениями и традициями празднования, то дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) на тематических музыкальных занятиях знакомятся с историей праздника, с его духовной основой.
Родители являются активными участниками реализуемого проекта: в семьях наших воспитанников проводятся самостоятельные исследования по тематике праздника, совместно с детьми участвуют в творческих мастерских.
К знаменательной дате мы имеем следующие результаты: презентации самостоятельных исследований семей, выставку художественного творчества детей и родителей, буклеты, информационные листы по тематике праздника;
Праздник - последний этап проекта – всегда самый зрелищный. На наших праздниках всегда много зрителей малышей, родителей, сотрудников и гостей детского сада. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта, высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя и педагога. И хотя многие впечатления наших воспитанников ещё не осознаны глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности с формированными духовно-нравственными качествами.
Планируемый результат изменений:
1. Будет в полном объёме реализована модель взаимодействия с детьми, родителями и педагогами по реализации проекта;
2. Будет развиваться технологичность работы педагогов по подготовке и проведению итоговых мероприятий на основе разработанной схемы процесса подготовки к празднику.
3. Измениться отношение субъектов образовательного процесса к данной деятельности:
- Повыситься культурно-образовательный ценз педагогов. Воспитатели и специалисты творчески подходят к реализации проекта, овладев технологией проектной деятельности;
- Увеличиться количество семей, обладающих позитивными ценностями и качествами. Семьи стали отзывчивее, с интересом участвуют в подготовке праздника: шьют костюмы, участвуют в выставках художественного творчества, помогают обогащать предметно-развивающую среду;
- Наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста показало, что идёт процесс формирования духовно-нравственных качеств, формируются первичные ценностные представления о том «что такое хорошо и что такое плохо». Дети становятся добрее, и внимательнее к окружающим. Жизнь в детском саду стала интересней. Стало больше положительных эмоций. И очень надеемся, что зёрнышко духовности, посеянное в душах детей, будет взрастать всю жизнь.
6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ :
Объём и уровень публикаций
|
Материалы НПК районного, городского и регионального уровня |
Труды НПК Всероссийского и международного уровня |
Статьи в региональных изданиях |
Статьи в центральных изданиях |
2008 |
Баталина О.И. Система работы дошкольного учреждения по приобщению детей к традициям народной культуры в рамках реализации педагогического проекта «Праздник круглый год»,
Бирюкрва Е.А. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. сборник «Православная культура как основа духовного возрождения России» (по материалам городской конференции 14 мая 2008 г. Нижний Тагил).
Горина М.В. Использование арт-метода в сотворчестве детей и их роителей как инструмента развития коммуникативных навыков. Сборник «Обновление содержания дошкольного образования: проблемы и перспективы (по материалам городского семинара 16 апреля 2008 г. - Нижний Тагил) |
|
|
|
2009 |
|
Баталина О.И., Бирюкова Е.А. «Система работы ДОУ по приобщению детей к традициям народной культуры. Особенности организации праздника Рождество в дошкольном учреждении» Сборник «Современные тенденции развития дошкольного образования» (материалы Всероссийской научно-практической конференции, 24 марта, 2009 г. - Нижний Тагил) |
|
|
Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.
|
Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности |
Всероссийские конкурсы профессиональной направленности |
Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования |
2008 |
Участие на областной этап Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». Конкурсное направление «Лучшая инновационная разработка года» |
|
|
2009 |
|
|
|
2010 |
|
|
|
2011 |
|
|
|
7. Методическая результативность:
Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ИАОУ - 7
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).
|
Мероприятия общешкольного и районного уровня |
Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня |
2008 |
Презентация опыта ДОУ руководителям Ленинского района «Формирование духовно нравственного мира детей дошкольного возраста на основе культурологического подхода» |
- Организация семинара-практикума для музыкальных руководителей и воспитателей города Нижний Тагил «Система работы ДОУ по приобщению детей к традициям народной культуры в рамках реализации педагогического проекта «Праздник круглый год» (на примере подготовки и проведения праздника «Покровская ярмарка») - Выступление Бирюковой Е.А., музыкального руководителя и Баталиной О.И., старшего воспитателя по теме «Реализация проекта «Праздник круглый год» на городской научно – практической конференции «Православная культура как основа духовного возрождения России» (секция «Социокультурный подход в системе современного образования»). |
2009 |
Творческий отчёт музыкального руководителя педагогам Ленинского района «Подготовка и проведение праздника День Матери» |
Выступление Гориной М.В., воспитателя по изодеятельности, на областной научно-практическая конференции «Психологическое сопровождение образования: возможности и реальность» (НТФ ИРРО) по теме «Совместная творческая деятельность детей и родителей в арт-мастерских под общим названием «Подарок к празднику» |
2010 |
Выступление на КМО воспитателей Ленинского района «Взаимодействие воспитателей и музыкального руководителя при подготовке и проведении праздника «Параскева пятница» Презентация педагогами ДОУ на педагогическом совете тематических недель «Мастера и рукодельницы», посвящённых празднику Параскева Пятница |
Презентация опыта работы ДОУ № 162 педагогам города по теме «Защитники земли русской» (подготовка и проведение праздника День защитников Отечества» |
2011 |
- Организация и проведение КМО воспитателей Ленинского района «Комплексно-тематический принцип организации образовательного процесса» - Презентация педагогами ДОУ на педагогическом совете тематических недель «Красной Пасхи Дни Святые» |
Выступление Чусовитиной Н.Р., воспитателя на научно-практической конференции НТГСПА «Современные образовательные стандарты в период детства» по теме «Проектная деятельность в рамках подготовки и проведения праздника День защитника Отечества «На страже Родины». |
8. Социальная результативность:
Доступность инновационного опыта ИАОУ широкой педагогической общественности (адрес сайта, выпуск сборников материалов по теме работы ОУ): выпуск информационных буклетов и размещение на информационном стенде ДОУ материалов открытых педагогической общественности методических мероприятий.
Сеть социального партнерства ………………………..