МБДОУ «Солнышко» детский сад №162

КАРТА

УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений  Уральского региона

Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства  образования и науки РФ

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №162 общеразвивающего вида с приориттеным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 

Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности2012 -  2016  гг.

 

1. Заведующий МБДОУ Рякшина Валентина Михайловна

2. Научные  консультанты   Погорелов С.Т.

3. тел./факс МБОУ 8(3435) 25-75-90

сайт                               E mail: mdoydc162@rambler.ru

ФИО (полностью) куратора проекта от МБДОУ Баталина Ольга Ивановна

Контактные телефоны куратора проекта, e-mail 8(3435) 25-75-90, 8(950)6479244, mdoydc162@rambler.ru

4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки РФрегистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года.

5. Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами традиционной народной культуры».

Презентация "МБДОУ детский сад № 162 – открытая развивающаяся система".

6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ. 

6.1 Качественные характеристики:

Актуальность исследования: Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего, с его глубинными изменениями, которые постепенно привели к осознанию научной, педагогической общественностью и соответствующими государственными службами необходимости коренного пересмотра не столько содержания образования, сколько существующих средств и методов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения во всем образовательном пространстве России.

       Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требуют возрождения традиционной духовно-нравственной иерархии ценностей. Резко усилившаяся имущественная дифференциация и борьба за элемен-тарный уровень существования создали предпосылки для стихийного фор-мирования нравов, базирующихся на эгоизме, прагматизме и индивидуа-лизме. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как Совесть, Честь, Долг привели к негативным последствиям в обществе: к социальному сиротству, усилению криминогенности среди подростков, бродяжничеству, токсикомании и наркомании среди несовершеннолетних, потере интереса к учению и самосовершенствованию у большого слоя асо-циальной молодёжи, а также к родительской безответственности и равнодушию к воспитанию подрастающего поколения не только у родителей, из трудных семей, но и у тех, кто занят своей карьерой и не имеет ни времени, ни желания посвятить свои силы воспитанию своих собственных детей.

Общество начинает ясно понимать, что духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека. Дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе поможет разработка новых технологий духовно-нравственного воспитания. В этом ряду  можно выделить технологию духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, с интегрированными в неё вопросами содержания, форм, средств и методов приобщения к опыту традиционной народной культуры d в рамках программы «Праздник круглый год» как методологического средства комплексного воспитания детей, системно раскрывающего роль педагога, семьи, конкретного родителя и общества (со всеми входящими сюда явлениями) в сложном и длительном процессе духовно-нравственного развития личности ребенка.  Нормативные документы дошкольного образования тоже ставят вопрос о формировании первичных ценностных представлений. ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приложение к  Приказу Министерства образования и науки РФ от 23 ноября, 2009 г. № 655) ставят задачу: приобщение детей дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным). В результате освоения Программы поведение ребёнка должно определяется первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо».

Анализ наблюдения за педагогами и анкетирования родителей МБДОУ детского сада № 162 показал, что у 80% родителей детей старшего дошкольного возраста утрачены четкие представления о закономерностях, определяющих развитие ребенка в тот или иной период детства. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми. Наблюдение за детьми в играх и других видах деятельности показало, что присутствуют такие качества как: злость, жестокость, самолюбие.

      Анализ и обобщение литературных источников, изучение современной общественно-педагогической практики воспитания позволили нам выявить противоречия между:

  • объективной потребностью общества в создании условий свободного духовно-нравственного саморазвития личности каждого ребенка - и фактическим отсутствием системного и технологического решения данного вопроса в практике непосредственной работы с детьми старшего дошкольного возраста;  
  • потребностью педагогов-практиков в получении качественных программ духовно-нравственного воспитания личности – и отсутствием разработанных и готовых к использованию целостных систем духовно-нравственного воспитания для использования в работе с детьми дошкольного возраста;
  • потребностью семьи в доступной технологии и методиках духовно-нравственного воспитания детей с ориентировкой на семейные ценности и семейные традиции – и недостатком специальной литературы  по данному вопросу.

Совокупность отмеченных противоречий позволяет определить проблему данного исследования, которая заключается в выявлении педагогических условий, форм, средств и методов приобщения дошкольников к традиционной народной культуре  через программу «Праздник круглый год»  как основы для организации теоретической и практической деятельности  педагогов, родителей, общественности в процессе духовно-нравственного воспитании дошкольников

Объект исследования – процесс духовно-нравственного воспитания детей дошкольного  возраста.

Предмет исследования – сущность и особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами традиционной народной культуры через авторскую программу  «Праздник круглый год»  

Цель исследования заключается в выявлении и оптимизации организационных норм, педагогических условий, форм и методов духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами традиционной народной культуры через авторскую программу  «Праздник круглый год»   

Гипотеза исследования. Процесс духовно - нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами традиционной народной культуры через авторскую программу  «Праздник круглый год»  будет наиболее продуктивным, если:

- будет поддерживаться эмоционально-положительный настрой ребенка в течение всего периода работы по программе  ;

- будут использованы разнообразные формы работы с детьми, адекватные видам детской  деятельности и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников,  направленные на осознание и активное овладение общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

- будет обеспечена преемственность между нравственным воспитательным воздействием семьи и ДОУ за счёт включения родителей в  подготовку народных   праздников в рамках программы,  если:

- будут разработаны технологии использования элементов традиционной народной культуры в рамках  авторской программы «Праздник круглый год»  

- будет обеспечено овладение ребёнком дошкольного возраста смыслами духовно-нравственных понятий и ценностей с учётом преемственности содержания и организации духовно-нравственного воспитания дошкольников, основанного на национальных традициях, гуманных принципах христианской морали априори заложенных систему народных праздников.

 

Задачи исследования:

  1. Разработать модель духовно-нравственного воспитания детей  средствами традиционной народной культуры через авторскую программу  «Праздник круглый год»
  2. Определить педагогические условия и организационные нормы, в совокупности обеспечивающие продуктивность и результативность системы духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами традиционной народной культуры
  3. Выявить принципы, разработать методы, формы и средства педагогического руководства процессом духовно-нравственного воспитания дошкольников, опосредованно содержащими в себе критериальные требования к уровню воспитанности нравственных качеств личности.
  4. Разработать технологию использования опыта традиционной народной культуры «Праздник круглый год»    в  работе ДОУ.
  5. Разработать и апробировать комплексную авторскую программу духовно-нравственного воспитания детей средствами традиционной народной культуры «Праздник круглый год» .

 

Тема исследования: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами традиционной народной культуры»

Цель: решение актуальных социокультурных проблем современного общества средствами традиционной народной культуры в рамках комплексной авторской программы  «Праздник круглый год»

Задачи:

1. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение детей к русской народной культуре посредством формирования первичных представлений о традициях подготовки и проведения праздников народного календаря.

2. Повышать образовательный и культурный уровни родителей воспитанников и педагогов ДОУ, способствовать формированию позиции граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами.

 

Концептуальные основания деятельности: В основу инновационной деятельности ДОУ положены нормы и положения, установленные федеральными государственными требованиями,  обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые определяют новые подходы к организации образовательного процесса:

- всестороннее (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое) развитие детей,

- обеспечение единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста,

- решение поставленных целей и задач на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»),

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

При подготовке и проведении праздников учитываются принципы комплексно-тематического планирования, целостности и интеграции содержания дошкольного образования. Образовательный процесс осуществляется в процессе совместной деятельность взрослого и детей.

            В вопросах духовного содержания подготовки и проведения праздника важный принцип работы нашего педагогического коллектива  – не навредить, а именно работа ведётся деликатно, без превышения уровня компетентности педагогов, участвующих в реализации проекта.

 

Основное содержание деятельности  по проекту: В основу реализации педагогического проекта «Праздник круглый год» положен годовой календарный круг народного календаря. В детском саду традиционными стали «Рождество Богородицы (Осенины)», «Покров», «Рождество», «Масленица», «Благовещение», «Вербное Воскресенье», «Пасха» и «Троица». Это наиболее яркие, значимые праздники народного календаря. Обращение к этим праздникам помогает знакомить детей с трудовой деятельностью народа, его традициями и культурой.  Подготовку к празднику связываем с тремя вопросами: 

1. Почему праздник получил такое название?

 2. Как готовился русский народ к праздникам?

3. Каковы традиции проведения праздника?

            Подготовка к празднику начинается за 2 – 3 недели до знаменательной даты. В совместной деятельности педагога с детьми: организуется просмотр фильмов или слайдов, иллюстрирующих праздник; читаются  художественные произведения и разучиваются стихи о природе; в зависимости от праздника организуется труд старших дошкольников в «Горнице» или на улице; разучиваются песни, хороводы, частушки, народные игры. Дети на прогулке наблюдают за явлениями природы, характерными для данного времени года, готовят и показывают для своих младших друзей театрализованную игру. Руководитель изостудии и музыкальный руководитель проводят интегрированное занятие под общим названием «Подарок к празднику…». Если дети старшей группы (5-6лет) получают о празднике только социокультурные представления, для них акцент делается на ознакомление с природными явлениями и традициями празднования, то дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) на тематических музыкальных занятиях знакомятся с историей праздника, с его духовной основой.

            Родители являются активными участниками реализуемого проекта: в семьях наших воспитанников проводятся самостоятельные исследования по тематике праздника, совместно с детьми участвуют в творческих мастерских.

К знаменательной дате мы имеем следующие результаты: презентации самостоятельных исследований семей,  выставку художественного творчества детей и родителей, буклеты, информационные листы  по тематике праздника;

            Праздник - последний этап проекта – всегда самый зрелищный. На наших праздниках всегда много зрителей малышей, родителей, сотрудников и гостей детского сада. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта, высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя и педагога. И хотя многие впечатления наших воспитанников ещё не осознаны глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности с формированными духовно-нравственными качествами.

 

Планируемый результат изменений:

1. Будет в полном объёме реализована модель взаимодействия с детьми, родителями и педагогами по реализации проекта;

2. Будет развиваться технологичность работы педагогов по подготовке и проведению итоговых мероприятий на основе разработанной схемы процесса подготовки к празднику.

3. Измениться отношение субъектов образовательного процесса к данной деятельности:

- Повыситься культурно-образовательный ценз педагогов. Воспитатели и специалисты творчески подходят к реализации проекта, овладев технологией проектной деятельности;

- Увеличиться количество семей, обладающих позитивными ценностями и качествами. Семьи стали отзывчивее, с интересом участвуют в подготовке праздника: шьют костюмы, участвуют в выставках художественного творчества, помогают обогащать предметно-развивающую среду;

- Наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста показало, что идёт процесс формирования духовно-нравственных качеств, формируются первичные ценностные представления о том «что такое хорошо и что такое плохо». Дети становятся добрее, и внимательнее к окружающим. Жизнь в детском саду стала интересней. Стало больше  положительных эмоций. И очень надеемся, что зёрнышко духовности, посеянное в душах детей, будет взрастать всю жизнь.

 

6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ :

Объём и уровень  публикаций

 

Материалы НПК районного, городского и регионального уровня

Труды НПК Всероссийского и международного уровня

Статьи в региональных

изданиях

Статьи в  центральных   изданиях

2008

Баталина О.И. Система работы дошкольного учреждения по приобщению детей к традициям народной культуры в рамках реализации педагогического проекта «Праздник круглый год»,

 

Бирюкрва Е.А. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

сборник «Православная культура как основа духовного возрождения России» (по материалам городской конференции 14 мая 2008 г. Нижний Тагил).

 

Горина М.В. Использование арт-метода в сотворчестве детей и их роителей как инструмента развития коммуникативных навыков. Сборник «Обновление содержания дошкольного образования: проблемы и перспективы (по материалам городского семинара 16 апреля 2008 г. - Нижний Тагил)

 

 

 

2009

 

Баталина О.И., Бирюкова Е.А. «Система работы ДОУ по приобщению детей к традициям народной культуры. Особенности  организации праздника Рождество в дошкольном учреждении»  Сборник   «Современные тенденции развития дошкольного образования» (материалы Всероссийской научно-практической конференции, 24 марта, 2009 г. - Нижний Тагил)

 

 

Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.

 

Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности

Всероссийские конкурсы профессиональной направленности

Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования

2008

Участие на областной этап Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». Конкурсное направление «Лучшая инновационная разработка года»

 

 

2009

 

 

 

2010

 

 

 

2011

 

 

 

 

7. Методическая результативность:

      Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности  ИАОУ  - 7

Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).

 

Мероприятия  общешкольного и районного уровня

Мероприятия  муниципального, регионального и Всероссийского уровня

2008

Презентация опыта ДОУ

руководителям 

Ленинского района 

«Формирование духовно  нравственного мира детей  дошкольного возраста  на основе культурологического подхода»

- Организация семинара-практикума для 

музыкальных руководителей и воспитателей города Нижний Тагил «Система работы ДОУ по приобщению детей к  традициям народной культуры в рамках реализации педагогического проекта «Праздник круглый год» (на примере подготовки и проведения праздника «Покровская ярмарка»)

- Выступление Бирюковой Е.А., музыкального руководителя и Баталиной О.И., старшего воспитателя по теме «Реализация проекта «Праздник круглый год» на городской научно – практической конференции «Православная культура как основа духовного возрождения России» (секция «Социокультурный подход в системе современного образования»).

2009

Творческий отчёт музыкального руководителя  педагогам Ленинского района «Подготовка и проведение праздника День Матери»

Выступление Гориной М.В., воспитателя по изодеятельности, на областной научно-практическая конференции «Психологическое сопровождение образования: возможности и реальность» (НТФ ИРРО) по теме «Совместная творческая деятельность детей и родителей в арт-мастерских под общим названием «Подарок к празднику»

2010

Выступление на КМО воспитателей Ленинского района «Взаимодействие воспитателей и музыкального руководителя при подготовке и проведении праздника «Параскева пятница»

Презентация педагогами ДОУ на педагогическом совете тематических недель «Мастера и рукодельницы», посвящённых празднику Параскева Пятница

Презентация опыта работы ДОУ № 162 педагогам города по теме «Защитники земли русской» (подготовка и проведение праздника День защитников Отечества»

2011

- Организация и проведение КМО воспитателей Ленинского района «Комплексно-тематический принцип организации образовательного процесса»

- Презентация педагогами ДОУ на педагогическом совете тематических недель «Красной Пасхи Дни Святые»

Выступление Чусовитиной Н.Р., воспитателя на научно-практической конференции НТГСПА «Современные образовательные стандарты в период детства» по теме «Проектная деятельность в рамках подготовки и проведения праздника День защитника Отечества «На страже Родины».

 

8. Социальная результативность:

Доступность инновационного опыта ИАОУ широкой педагогической общественности (адрес  сайта, выпуск сборников материалов  по теме работы ОУ): выпуск информационных буклетов и размещение на информационном стенде ДОУ материалов открытых педагогической общественности методических мероприятий.

Сеть социального  партнерства ………………………..

 

 

       

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.