РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
МБОУ средняя общеобразовательная школа №64
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона
Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа №64 (МБОУ СОШ №64) города Нижний Тагил
622034, Свердловская область, город Нижний Тагил, проспект Мира, 9
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2012-2016гг.
1. Директор МБОУ: Басенцян Светлана Ивановна.
2. тел./факс МБОУ: (3435) 25 34 66.
3. сайт: www.school64.ucoz.ru E mail: sch642007@yandex.ru.
ФИО (полностью) куратора проекта от МБОУ: Барановская Надежда Николаевна.
Контактные телефоны куратора проекта +7 902 2608988, e-mail: nnb284@mail.ru.
Научный консультант: Третьякова Наталия Владимировна, к.п.н., доцент.
4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года.
5. Тема инновационного педагогического опыта: «Формирование здоровьесберегающей среды школы».
6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
6.1. Качественные характеристики
Актуальность исследования. Завершение двадцатого и начало нового столетия одной из центральных проблем общественного развития обозначило проблему сохранения здорового подрастающего поколения, подготовки детей, подростков и молодёжи к полноценной самостоятельной жизни. Уклад жизни современного общества резко отличается большой динамичностью, напряжённостью, резким возрастанием объёма информации. Организм человека не в состоянии самостоятельно меняться так же быстро, подстраиваться под нужный ритм. Выраженный дисбаланс нагрузок усиливает дезадаптацию к ним. Малоподвижный образ жизни дополняется умственными и нервно-психическими перегрузками. Явное противоречие общественно-государственной потребности в формировании здорового поколения и современных условий труда и жизни указывает на необходимость ориентации системы образования на сохранение и развитие здоровья, установки на здоровый образ жизни школьников. Однако, в образовательной среде, как у педагогов, так и у учащихся, особенно выражены тенденции ухудшения здоровья, психического и социального неблагополучия. Социальная природа человека предполагает, что он стремится к включению в социум для развития, самовыражения и обеспечения защиты своих жизненных ценностей и это предполагает направленность социального воспитания и обучения на сохранение здоровья, формирование у школьников системы ценностей культуры здоровья, особенностей ведения здорового образа жизни в целях активной и продолжительной жизнедеятельности. Эффективная деятельность по формированию здорового поколения будет возможна при условии направления усилий на совершенствование и развитие психологических и функциональных резервов организма школьников. Анализ научных данных указывает на необходимость осуществления образования в здоровьесберегающей парадигме, что наиболее соответствует современному состоянию здоровья школьников.
Здоровьесохраняющее образование, по нашему мнению, возможно только при создании в общеобразовательном учреждении благоприятной здоровьесберегающей среды, обеспечивающей сохранение и развитие здоровья школьников. Существенными признаками такой среды являются социально-медицинские, психофизиологические и педагогические условия. Единство названных условий во времени и образовательном пространстве позволяет относиться к сохранению и развитию здоровья школьника как целостному медико-психолого-педагогическому явлению. Возникает необходимость разработки и внедрения целостной системы формирования здорового образа жизни школьников в образовательном учреждении.
Противоречия:
- между возрастающими потребностями общества в физически, психически и интеллектуально здоровом подрастающем поколении и недостаточной разработанностью теоретических и практических основ формирования здоровьесберегающей среды образовательных учреждений;
- между осознанием педагогическим коллективом необходимости формирования здоровьесберегающей среды школы и недостаточной разработанностью системы комплексного сопровождения формирования здоровьесберегающей среды школы.
Проблема. В рамках предлагаемого проекта решается проблема преодоления несоответствия между существующим уровнем благополучия школьной жизнедеятельности учащегося и требованиями ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы общего образования, гарантирующим создание комфортной развивающей образовательной среды.
Тема исследования: Формирование здоровьесберегающей среды школы.
Идея изменения: разработать и внедрить в практику образования организационно-содержательную модель здоровьесберегающей среды школы, критериальную базу сформированности здоровьесберегающей среды, методические рекомендации по формированию здоровьесберегающей среды школы.
Цель: определение совокупности форм, методов и средств формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательной школы с целью сохранения и развития здоровья школьников, раскрытия их творческого, интеллектуального потенциала, безопасного самовыражения.
Объект исследования: здоровьесберегающая среда общеобразовательной школы.
Предмет исследования: процесс формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: процесс формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательной школы будет результативным, если:
- ведется системная деятельность по сохранению и развитию здоровья учащихся общеобразовательной школы исходя из влияния на него социальных и педагогических факторов;
- реализуется пролонгированная комплексная диагностика здоровья школьников, коррекция выявленных нарушений уровня физического развития и подготовки, психофизиологической адаптации, показателей физического, психического и социального здоровья ученика;
- здоровьесберегающая среда общеобразовательного учреждения создает оптимальный режим для реализации двигательной активности школьника, сохранения и развития их здоровья, отношений партнерства ученика и учителя и т.д.;
- выявлены и экспериментально проверены формы, методы и средства формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательной школы с целью сохранения и развития здоровья школьников;
- реализуются педагогические технологии сохранения и развития здоровья школьников и др.
Задачи:
- обеспечение благополучия школьной жизнедеятельности учащегося:
- физического (рациональное и качественное питание, медицинское обслуживание и профилактика заболеваний, физическая культура и спорт, осуществление образовательного процесса на основе здоровьесберегающих организационно-педагогических технологий, создание здоровьесберегающей экологии образовательной среды);
- психического (осуществление образовательного процесса на основе здоровьесберегающих психолого-педагогических и учебно-воспитательных технологий, использование возможностей и активизация деятельности службы социальных педагогов, медицинской и психологической службы в пропаганде здорового образа жизни);
- социального (профилактика вредных привычек, пропаганда здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья школьников, военно-патриотическое, художественно-эстетическое воспитание, развитие лидерства и созидательной активности и др.);
- духовно-нравственного (усиление воспитательного потенциала образовательного процесса);
- повышение профессиональной компетенции педагогических работников школы по вопросам здоровьесбережения; создание творческим коллективом педагогов организационно-содержательной модели здоровьесберегающей среды школы, разработка критериальной базы по оценке сформированности здоровьесберегающей среды, методических рекомендаций по формированию здоровьесберегающей среды школы.
- объединение в единый образовательный комплекс образовательной, досуговой и оздоровительной деятельности;
- развитие форм социального взаимодействия, социальной практики учащихся.
Методологической основой исследования явились философские идеи о всеобщей связи и взаимообусловленности процессов и явлений объективной реальности, единства теории и практики, деятельности и общения как важнейших факторов развития человека, социальной обусловленности сущности личности; теории социальной и педагогической интеграции; ведущей роли деятельности и многофакторного характера развития личности, её взаимодействия с окружающей средой; формирования ценностных ориентации, социально-психологической позиции личности как системы ведущих отношений. Междисциплинарный характер разрабатываемой в исследовании проблемы потребовал привлечения теоретических положений и исследований по физиологии, философской и педагогической антропологии.
Методы исследования: теоретические - анализ и обобщение философской, социологической, медико-биологической, психолого-педагогической и методической литературы, изучение опыта по проблеме исследования; изучение международных документов, задающих мировые стандарты подходов к исследуемой проблеме, документов Российской Федерации, определяющих политику государства в области образования и сохранения и развития здоровья учащейся молодежи; эмпирические - анкетирование, тестирование, наблюдение, индивидуальные и групповые беседы; методы статистической обработки экспериментальных данных.
Основное содержание деятельности по проекту:
- последовательное формирование в школе здоровьесберегающей образовательной среды с обязательным использованием всеми педагогами таких технологий, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для здоровья,
- воспитание у детей культуры здоровья, под которой понимают не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье.
С целями развития воспитательного потенциала обучения, вовлечения старшеклассников в социальную практику, предоставления возможности деятельности в соответствии с профессиональными интересами и жизненными ориентирами в школе организуется:
- научно-исследовательская деятельность учащихся по проблемам здоровья нации, ценностях семьи, здорового образа жизни, народной медицины, в т.ч. Урала, и др.;
- внутришкольные медицинская и психологическая практики старшеклассников в рамках комплексной программы «Здоровье»: уроки здоровья, тематические классные часы, индивидуальные беседы с курящими, потребляющими алкоголь, др.;
- агитбригады в рамках комплексной программы «Духовно-нравственное воспитание учащихся школы»: рейды, тематические недели профилактики вредных привычек, пропаганды здорового образа жизни; участие в благотворительных акциях, смотрах, конкурсах, спортивных мероприятиях.
В качестве планируемого результата сформированности здоровьесберегающей среды школы выступает снижение факторов риска по проблеме здоровья учащихся и развитие личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения. Учитывая, что в МБОУ СОШ №64 созданы классы медико-биологического профиля, реализация внутришкольных медицинских и психологических практик учащимися в рамках комплексной программы «Здоровье», призвана способствовать профессиональной ориентации старшеклассников.
Научная новизна: разработка организационно-содержательной модели здоровьесберегающей среды школы, критериальной базы сформированности здоровьесберегающей среды.
6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ
Объём и уровень публикаций
|
Материалы НПК районного, городского и регионального уровня |
Труды НПК Всероссийского и международного уровня |
Статьи в региональных изданиях |
Статьи в центральных изданиях |
2010 |
12 |
|
|
1 |
2011 |
5
|
|
|
1 |
2012 |
12 |
|
|
|
2013 |
14 |
5 |
- |
- |
Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.
|
Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности |
Всероссийские конкурсы профессиональной направленности |
Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования |
2010 |
|
Всероссийский конкурс «Директор школы – 2010» (участие). Всероссийский конкурс лучших учителей России в рамках нацпроекта «Образование» (победитель). Всероссийский конкурс учителей физики, биологии и математики фонда «Династия» (лауреат). |
|
2011 |
Городской конкурс методических разработок уроков (2 участника). |
Всероссийский конкурс лучших учителей России в рамках нацпроекта «Образование» (победитель). |
|
2012 |
1. Городской конкурс молодых специалистов: Салфетова А.А. (победитель, 3 место) 2.Городской конкурс педагогических работников: Прохоренкова Т.Б. (победитель, 1 место) |
Всероссийский конкурс лучших учителей России в рамках нацпроекта «Образование» (участие). Международный образовательный проект Глобальная школьная лаборатория «GlobalLab», конкурс «Лучшая идея совместного исследовательского проекта ГлобалЛаб» (проекты «Безопасный дом», «Здоровье человека», «Проведение конкурсов и акций по привлечению учащихся к сохранению здоровья», «Разработка обзорных экскурсий в форме экологической тропы», «Сезонные заболевания», «Питание школьников»). |
|
2013 |
1. Областной конкурс методических разработок «Современный урок информатики в условиях введения ФГОС ОО»: Сараева Т.С. (сертификат участника); Салфетова А.А. (сертификат участника) 2.Городской конкурс кабинетов информатики и математики: Дегтева Т.И. (победитель) |
1. Национальная премия в области образования. Всероссийский конкурс «Золотой фонд Российского образования» по теме: «Призвание быть учителем»: Салфетова А.А. Диплом 2 степени Номинация: урок, внеурочное занятие «Самые успешные педагогические приемы – 2013»; Семеновых Е.А. Диплом 2 степени Номинация: урок, внеурочное занятие.«Лучший учительский опыт, обеспечивающий в сотрудничестве успех ученика – 2013»; Прохоренкова Т.Б., Прохоренков Д.В. Диплом 2 степени Номинация: Лучший учительский опыт, обеспечивающий в сотрудничестве успех ученика – 2013 (с поощрением публикацией) 2. Национальная премия в области образования. Всероссийский конкурс «Гражданское и патриотическое воспитание в образовании – 2013»: Дегенгарт А.В. Диплом 2 степени Номинация: ВЫДАЮЩЕМУСЯ ПЕДАГОГУ: За успехи внедрения инновационных проектов и программ в области гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи – 2013; Молчанова Н.В. Диплом 2 степени Номинация: Лучшая организация внеклассного гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания. 3.Всероссийский конкурс «Учитель года России» в 2012-2013 году; региональный этап Свердловская область: Салфетова А.А. (сертификат участника) 4. Общероссийский конкурс ЗАВУЧ. ИНФО «Моя проектная деятельность» Салфетова А.А. (сертификат участника) 5. Всероссийская дистанционная психолого-педагогическая олимпиада для учителей проекта Info Urok.ru: Дегтева Т.И. (победитель) 6. Общероссийский конкурс «Инновационные методы преподавания в начальной школе»: Семеновых Е.А. Разработка внеклассного мероприятия в 1 классе «Я живу в мире с собой и окружающими» Диплом 3 степени |
|
7. Методическая результативность:
В образовательном учреждении 59 педагогических работников, из них 16 работают в творческой группе по реализации проекта, остальные занимаются вопросами здоровьясбережения на школьных методобъединениях.
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).
|
Мероприятия общешкольного и районного уровня |
Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня |
2011 |
Проведено 2 педагогических совета по вопросам здоровьесбережения. |
- |
2012 |
Проведен единый методический день с привлечением научных работников НТФ ИРО; педагогический совет. |
- |
2013 |
Проведено 2 педагогических совета по вопросам здоровьесбережения (соматическое здоровье учителя), практикумы по саморегуляции. |
Окружной практико-ориентированный семинар «Игра или обучение в совместной деятельности» (февраль 2013) Окружной практико-ориентированный семинар «Психическое здоровье школьников. Проблемы и пути решения» (апрель 2013) Городской практико-оринтированный семинар «Организационно-педагогические условия сохранения физического здоровья школьников» (октябрь 2013) Окружной практико-ориентированный семинар «Оптимизация обучения и развития учащихся 1-2 классов начальной школы» (ноябрь 2013) Окружной практико-ориентированный семинар «Психическое здоровье учителя. Проблемы и пути решения» (декабрь 2013) Ежегодный городской «Праздник зимнего футбола», посвященный Дню Защитника Отечества (февраль 2013) Городской Турнир по футболу среди общеобразовательных школ города, посвященный Дню Победы (май, 2013 ) |
8.Социальная результативность:
Доступность инновационного опыта широкой педагогической общественности на сайте школы www.school64.ucoz.ru.
Сеть социального партнерства: АПК и ПРО Минобрнауки РФ (г.Москва), ФГАОУ ВПО РГППУ, УрО РАО, НТФ «ИРО», МИМЦ г. Нижний Тагил, НТГСПА, ГДДЮТ, СЮН, школы города. ИАШ Свердловской области