МБОУ средняя общеобразовательная школа №64

КАРТА

УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений  Уральского региона

Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства  образования и науки РФ

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  общеобразовательная школа №64 (МБОУ СОШ №64) города Нижний Тагил

622034, Свердловская область, город Нижний Тагил, проспект Мира, 9

 

Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности:  2012-2016гг. 

 

1. Директор МБОУ: Басенцян Светлана Ивановна.

2. тел./факс  МБОУ: (3435) 25 34 66.

3. сайт:  www.school64.ucoz.ru      E mail:   sch642007@yandex.ru.

ФИО (полностью) куратора проекта от МБОУ: Барановская Надежда Николаевна.

Контактные телефоны куратора проекта +7 902 2608988, e-mail:  nnb284@mail.ru.

Научный консультант: Третьякова Наталия Владимировна, к.п.н., доцент.

4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФ,  регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года.

5. Тема инновационного педагогического опыта: «Формирование здоровьесберегающей среды школы».

6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ. 

6.1. Качественные характеристики

Актуальность исследования. Завершение двадцатого и начало нового столетия одной из центральных проблем общественного развития обозначило проблему сохранения здорового подрастающего поколения, подготовки детей, подростков и молодёжи к полноценной самостоятельной жизни. Уклад жизни современного общества резко отличается большой динамичностью, напряжённостью, резким возрастанием объёма информации. Организм человека не в состоянии самостоятельно меняться так же быстро, подстраиваться под нужный ритм. Выраженный дисбаланс нагрузок усиливает дезадаптацию к ним. Малоподвижный образ жизни дополняется умственными и нервно-психическими перегрузками. Явное противоречие общественно-государственной потребности в формировании здорового поколения и современных условий труда и жизни указывает на необходимость ориентации системы образования на сохранение и развитие здоровья, установки на здоровый образ жизни школьников. Однако, в образовательной среде, как у педагогов, так и у учащихся, особенно выражены тенденции ухудшения здоровья, психического и социального неблагополучия. Социальная природа человека предполагает, что он стремится к включению в социум для развития, самовыражения и обеспечения защиты своих жизненных ценностей и это предполагает направленность социального воспитания и обучения на сохранение здоровья, формирование у школьников системы ценностей культуры здоровья, особенностей ведения здорового образа жизни в целях активной и продолжительной жизнедеятельности. Эффективная деятельность по формированию здорового поколения будет возможна при условии направления усилий на совершенствование и развитие психологических и функциональных резервов организма школьников. Анализ научных данных указывает на необходимость осуществления образования в здоровьесберегающей парадигме, что наиболее соответствует современному состоянию здоровья школьников.

 

Здоровьесохраняющее образование, по нашему мнению, возможно только при создании в общеобразовательном учреждении благоприятной здоровьесберегающей среды, обеспечивающей сохранение и развитие здоровья школьников. Существенными признаками такой среды являются социально-медицинские, психофизиологические и педагогические условия. Единство названных условий во времени и образовательном пространстве позволяет относиться к сохранению и развитию здоровья школьника как целостному медико-психолого-педагогическому явлению. Возникает необходимость разработки и внедрения целостной системы формирования здорового образа жизни школьников в образовательном учреждении.

 

Противоречия:

  • между возрастающими потребностями общества в физически, психически и интеллектуально здоровом подрастающем поколении и недостаточной разработанностью теоретических и практических основ формирования здоровьесберегающей среды образовательных  учреждений;
  • между осознанием педагогическим коллективом  необходимости формирования здоровьесберегающей среды школы и недостаточной разработанностью системы комплексного сопровождения формирования здоровьесберегающей среды школы.

 

Проблема. В рамках предлагаемого проекта решается проблема преодоления несоответствия между существующим уровнем благополучия школьной жизнедеятельности учащегося и требованиями ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы общего образования, гарантирующим создание комфортной развивающей образовательной среды. 

Тема исследования:  Формирование здоровьесберегающей среды школы.

Идея изменения: разработать и внедрить в практику образования организационно-содержательную модель  здоровьесберегающей среды школы, критериальную базу сформированности здоровьесберегающей среды, методические рекомендации по формированию здоровьесберегающей среды школы.

 

Цель: определение  совокупности форм, методов и средств формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательной школы с целью сохранения и развития здоровья школьников, раскрытия их творческого, интеллектуального потенциала, безопасного самовыражения.

Объект исследования: здоровьесберегающая среда общеобразовательной школы.

Предмет исследования: процесс формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательной школы.

 

Гипотеза исследования: процесс формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательной школы будет результативным, если:

  • ведется системная деятельность  по сохранению  и развитию  здоровья учащихся общеобразовательной школы исходя из влияния на него социальных и педагогических факторов;
  • реализуется пролонгированная комплексная диагностика здоровья школьников, коррекция выявленных нарушений уровня физического развития и подготовки, психофизиологической адаптации, показателей физического, психического и социального здоровья ученика;
  • здоровьесберегающая среда общеобразовательного учреждения создает оптимальный режим для реализации двигательной активности школьника, сохранения и развития их здоровья, отношений партнерства ученика и учителя и т.д.;
  • выявлены и экспериментально проверены формы, методы и средства формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательной школы с целью сохранения и развития здоровья школьников;
  •  реализуются педагогические технологии сохранения и развития здоровья школьников и др.

 

Задачи:

  • обеспечение  благополучия школьной жизнедеятельности учащегося:
  • физического (рациональное и качественное питание, медицинское обслуживание и профилактика заболеваний, физическая культура и спорт, осуществление образовательного процесса на основе здоровьесберегающих организационно-педагогических технологий, создание здоровьесберегающей экологии образовательной среды);
  • психического (осуществление образовательного процесса на основе здоровьесберегающих психолого-педагогических и учебно-воспитательных технологий, использование   возможностей  и активизация деятельности службы   социальных   педагогов, медицинской и психологической службы в пропаганде здорового образа жизни);
  • социального (профилактика вредных привычек, пропаганда здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья школьников, военно-патриотическое, художественно-эстетическое воспитание, развитие лидерства и созидательной активности и др.);
  • духовно-нравственного  (усиление воспитательного потенциала образовательного процесса);
  • повышение профессиональной компетенции педагогических работников школы по вопросам здоровьесбережения; создание творческим коллективом педагогов организационно-содержательной модели  здоровьесберегающей среды школы, разработка критериальной базы по оценке сформированности здоровьесберегающей среды, методических рекомендаций по формированию здоровьесберегающей среды школы.
  • объединение в единый образовательный комплекс образовательной, досуговой и оздоровительной деятельности;
  • развитие  форм социального взаимодействия, социальной практики учащихся.

 

Методологической основой исследования явились философские идеи о всеобщей связи и взаимообусловленности процессов и явлений объективной реальности, единства теории и практики, деятельности и общения как важнейших факторов развития человека, социальной обусловленности сущности личности; теории социальной и педагогической интеграции; ведущей роли деятельности и многофакторного характера развития личности, её взаимодействия с окружающей средой; формирования ценностных ориентации, социально-психологической позиции личности как системы ведущих отношений. Междисциплинарный характер разрабатываемой в исследовании проблемы потребовал привлечения теоретических положений и исследований по физиологии, философской и педагогической антропологии.

Методы исследования: теоретические - анализ и обобщение философской, социологической, медико-биологической, психолого-педагогической и методической литературы, изучение опыта по проблеме исследования; изучение международных документов, задающих мировые стандарты подходов к исследуемой проблеме, документов Российской Федерации, определяющих политику государства в области образования и сохранения и развития здоровья учащейся молодежи; эмпирические - анкетирование, тестирование, наблюдение, индивидуальные и групповые беседы; методы статистической обработки экспериментальных данных.

 

Основное содержание деятельности  по проекту:

  • последовательное формирование в школе здоровьесберегающей образовательной среды с обязательным использованием всеми педагогами таких технологий, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для здоровья,
  •  воспитание у детей культуры здоровья, под которой понимают не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье.

 

С целями развития воспитательного потенциала обучения, вовлечения старшеклассников в социальную практику, предоставления возможности деятельности в соответствии с  профессиональными  интересами и жизненными ориентирами  в школе организуется:  

- научно-исследовательская деятельность учащихся по проблемам здоровья нации,  ценностях семьи, здорового образа жизни, народной медицины, в т.ч. Урала,  и  др.;

- внутришкольные   медицинская и психологическая  практики  старшеклассников в рамках комплексной программы «Здоровье»:  уроки здоровья, тематические классные часы, индивидуальные беседы с курящими, потребляющими алкоголь,  др.;

- агитбригады в рамках комплексной программы «Духовно-нравственное воспитание учащихся школы»:  рейды, тематические недели профилактики вредных привычек, пропаганды здорового образа жизни; участие в  благотворительных акциях, смотрах, конкурсах, спортивных мероприятиях.

 

В качестве планируемого результата сформированности здоровьесберегающей среды школы выступает снижение факторов риска по проблеме здоровья учащихся и развитие личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения. Учитывая, что  в МБОУ СОШ №64  созданы классы медико-биологического профиля, реализация внутришкольных   медицинских и психологических  практик  учащимися в рамках комплексной программы «Здоровье», призвана способствовать профессиональной ориентации старшеклассников.

Научная новизна:  разработка  организационно-содержательной модели  здоровьесберегающей среды школы, критериальной базы сформированности здоровьесберегающей среды.

 

6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ

Объём и уровень  публикаций

 

Материалы НПК районного, городского и регионального уровня

Труды НПК Всероссийского и международного уровня

Статьи в региональных

изданиях

Статьи в  центральных   изданиях

2010

12

 

 

1

2011

 

 

 

1

2012

12

 

 

 

2013

14

5

-

-

 

Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.

 

Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности

Всероссийские конкурсы профессиональной направленности

Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования

2010

 

Всероссийский конкурс

«Директор школы – 2010»

(участие).

Всероссийский конкурс лучших учителей России в рамках нацпроекта «Образование» (победитель).

Всероссийский конкурс учителей физики, биологии и математики фонда «Династия» (лауреат).

 

2011

Городской конкурс методических разработок уроков (2 участника).

Всероссийский конкурс лучших учителей России в рамках нацпроекта «Образование» (победитель).

 

2012

1. Городской конкурс молодых специалистов: Салфетова А.А. (победитель, 3 место)

2.Городской конкурс педагогических работников: Прохоренкова Т.Б. (победитель, 1 место)

Всероссийский конкурс лучших учителей России в рамках нацпроекта «Образование» (участие).

Международный образовательный проект Глобальная школьная лаборатория «GlobalLab», конкурс «Лучшая идея совместного исследовательского проекта ГлобалЛаб» (проекты «Безопасный дом», «Здоровье человека», «Проведение конкурсов и акций по привлечению учащихся к сохранению здоровья», «Разработка обзорных экскурсий в форме экологической тропы», «Сезонные заболевания», «Питание школьников»).

 

2013

1. Областной конкурс методических разработок «Современный урок информатики в условиях введения ФГОС ОО»: Сараева Т.С. (сертификат участника); Салфетова А.А. (сертификат участника)

2.Городской конкурс кабинетов информатики и математики: Дегтева Т.И. (победитель)

1. Национальная премия в области образования.

Всероссийский конкурс «Золотой фонд Российского образования»

по теме:  «Призвание быть учителем»: Салфетова А.А. Диплом 2 степени

Номинация: урок, внеурочное занятие «Самые успешные педагогические приемы – 2013»; Семеновых Е.А.

Диплом 2 степени

Номинация: урок, внеурочное занятие.«Лучший учительский опыт, обеспечивающий в сотрудничестве успех ученика – 2013»; Прохоренкова Т.Б., Прохоренков Д.В. Диплом 2 степени Номинация: Лучший учительский опыт, обеспечивающий в сотрудничестве успех ученика – 2013 (с поощрением публикацией)

 2. Национальная премия в области образования.

Всероссийский конкурс «Гражданское и патриотическое воспитание в образовании – 2013»:

Дегенгарт А.В.  Диплом 2 степени

Номинация: ВЫДАЮЩЕМУСЯ ПЕДАГОГУ: За успехи внедрения инновационных проектов и программ в области гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи – 2013;  Молчанова Н.В. Диплом 2 степени Номинация: Лучшая организация внеклассного гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания.

3.Всероссийский конкурс «Учитель года России» в 2012-2013 году;  региональный этап Свердловская область: Салфетова А.А. (сертификат участника)

4. Общероссийский конкурс ЗАВУЧ. ИНФО «Моя проектная деятельность» Салфетова А.А. (сертификат участника)

5. Всероссийская дистанционная психолого-педагогическая олимпиада для учителей проекта Info Urok.ru: Дегтева Т.И. (победитель)

6. Общероссийский конкурс «Инновационные методы преподавания в начальной школе»:

Семеновых Е.А. Разработка внеклассного мероприятия в 1 классе «Я живу в мире с собой и окружающими» Диплом 3 степени

 

 

7. Методическая результативность:

В образовательном учреждении 59 педагогических работников, из них 16 работают в творческой группе по реализации проекта, остальные занимаются вопросами здоровьясбережения на школьных методобъединениях.

Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).

 

Мероприятия  общешкольного и районного уровня

Мероприятия  муниципального, регионального и Всероссийского уровня

2011

Проведено 2 педагогических совета по вопросам здоровьесбережения.

-

2012

Проведен единый методический день с привлечением научных работников НТФ ИРО; педагогический совет.

-

2013

Проведено 2 педагогических совета по вопросам здоровьесбережения (соматическое  здоровье учителя), практикумы  по саморегуляции.

Окружной практико-ориентированный семинар «Игра или обучение в совместной деятельности» (февраль 2013)

Окружной практико-ориентированный семинар «Психическое здоровье школьников. Проблемы и пути решения» (апрель 2013)

Городской практико-оринтированный семинар «Организационно-педагогические условия сохранения  физического здоровья школьников» (октябрь 2013)

Окружной практико-ориентированный семинар «Оптимизация обучения и развития учащихся 1-2 классов начальной школы» (ноябрь 2013)

Окружной практико-ориентированный семинар «Психическое здоровье учителя. Проблемы и пути решения» (декабрь 2013)

Ежегодный городской «Праздник зимнего футбола», посвященный Дню Защитника Отечества (февраль 2013)

Городской Турнир по футболу среди общеобразовательных школ города, посвященный Дню Победы (май, 2013 )

 

8.Социальная результативность:

Доступность инновационного опыта широкой педагогической общественности на сайте школы www.school64.ucoz.ru.

Сеть социального  партнерства: АПК и ПРО Минобрнауки РФ (г.Москва), ФГАОУ ВПО РГППУ, УрО РАО, НТФ «ИРО», МИМЦ г. Нижний Тагил, НТГСПА, ГДДЮТ, СЮН, школы города. ИАШ Свердловской области

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.