МБОУ средняя общеобразовательная школа № 9

КАРТА

УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений  Уральского региона

Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки РФ

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9

622051, Нижний Тагил, улица Ильича,12

Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности:  2010 -  2016  гг.

  1. Директор МБОУ:  Соколова Елена Григорьевна
  2. тел./факс МБОУ: (3435)335569
  3. сайтwww.school9-nt.ru            E mail:  pochta@school9-nt.ru

ФИО куратора проекта от МБОУ:   Соколова Елена Григорьевна

Контактные телефоны куратора проекта: 9089244705, e-mail: Esokolova70@mail.ru

4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФ,  регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года

5. Тема инновационного педагогического опыта: «Создание и реализация модели личностно-развивающего образовательного пространства в Школе самовыражения»

Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки  РФ.

6.1. Качественные характеристики

Актуальность исследования.  В условиях гуманизации современной школы особое значение приобретают вопросы повышения качества образования. Управление этим процессом связываются  с формированием творчески активной личности, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за рамки стандартной учебной ситуации, анализировать и разрешать возникающие проблемы, то есть личности, способной активизировать свой творческий потенциал. Этот процесс обусловил стимулирование в условиях школы познавательных возможностей учащихся путём развития у них интереса к самому процессу познания через творческую деятельность. Анализ психолого - педагогической литературы позволяет сделать вывод, что творческая деятельность объективирована логикой формирования научно - теоретических знаний и обобщённых умений; эта деятельность определяет динамику развивающего обучения как целостной системы. Этим обусловливается нацеленность современной образовательной парадигмы на формирование в условиях школы «человека культуры» за счёт развития мыслительной деятельности учащихся, роста их активности путем включения всех участников образовательного процесса в творческую деятельность, которая выступает универсальным механизмам развития личности. С.Л. Рубинштейн характеризовал творчество как основу «строительства человека». Именно творчество выступает условием самореализации и самовыражения личности. Как показывают исследования, потребность в самовыражении является одной из основных для развития человека. Особенно восприимчивыми к творческому самовыражению оказываются подростки, поскольку именно в подростковом возрасте формируется самостоятельная личность, более ярко проявляется чувство индивидуальности, а вместе с ним - потребность в поддержке и понимании этой индивидуальности со стороны других и прежде всего учителя. Реализацию этой проблемы мы связываем с созданием системы работы учителя по формированию творческой активности подростка в процессе развивающего обучения, системы, которая нацелена на повышение культурологического уровня образования и становления личности, что в целом влияет на повышение качества образования.

Вместе с тем, ощущается явное противоречие между жизненной потребностью в творческой личности, теоретическим обоснованием влияния творчества на её формирование и сложившейся системой традиционного обучения, при котором творческая деятельность ученика в лучшем случае представлена эпизодическими творческими заданиями.

Выявленные противоречия повлияли на выбор проблемы исследования и определили тему исследования «Создание и реализация модели личностно-развивающего образовательного пространства в Школе самовыражения».

Проблема проекта  связана с  необходимостью  создания  личностно-развивающего образовательного пространства для проявления индивидуальности каждого обучающегося в условиях традиционной классно-урочной системы обучения.  

Объект исследования – процесс развивающего обучения.

Предмет - создание личностно-развивающего образовательного пространства в условиях  МБОУ СОШ № 9

Цель: создание эффективных условий для формирования личностно-развивающего образовательного пространства школы,  содействующего  становлению и проявлению индивидуальности каждого ученика, формированию у него способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой создание личностно-развивающего образовательного пространства  будет эффективным, если:

  • будет разработана  и реализована собственная  модель формирования личностно-развивающего образовательного пространства школы;
  • в процессе обучения достигается формирование системных обобщённых знаний и способов деятельности, отвечающих  целям и особенностям структуры изучаемых учебных предметов;
  • включение учащихся в процесс формирования системных знаний и обобщенных умений осуществляется в результате использования учителем поисково-технологической модели обучения, способствующей динамике развития творческой деятельности учащихся;
  • динамика процесса творческой познавательной деятельности направлена на формирование способа деятельности, обеспечивающего создание учащимися продуктов творчества;
  • процесс обучения выходит за рамки урока, способствуя освоению культурной среды, усилению взаимосвязи индивидуальной и коллективной сторон творческой деятельности учащихся.

Задачи проекта:

  • внедрение личностно-развивающей модели образовательного процесса на основе изучения индивидуально-типологических особенностей личности;
  • создание и развитие воспитательной среды, направленной на развитие самоценности личности ученика;
  • создание и реализация целевых программы «Одарённые дети», направленной на создание условий для выявления, обучения, развития и поддержки одаренных детей;
  • создание и реализация целевой программы «Семья», направленной на формирование условий для развития активной педагогической позиции родителей путем реализации таких направлений как: консультационное, информационное, родительское самоуправление и сотрудничество;
  • создание и реализация целевой программы «Творчество и успех», направленной на создание условия для творческого самовыражения учащихся;
  • реализация принципов педагогической поддержки в образовательном процессе;
  • организация деятельности по развитию прогностической и аналитической культуры педагогов;
  • расширение социокультурной среды на основе взаимодействия с учреждениями культуры и дополнительного образования

Методы исследования: изучение и анализ современной психолого-педагогической и методической литературы но данной проблеме; целенаправленное наблюдение за деятельностью учителя и учащихся в  процессе обучения; анкетирование учителей, учащихся и родителей; изучение продуктов творческой деятельности учащихся; констатирующие срезы, тестирование, беседы.

Методологические и теоретические основания деятельности. Изучением особенностей творческой познавательной деятельности и способов её активизации у учащихся занимались Ю.К.Бабанский, П.Н.Груздев, М.Н.Данилов, М.Н.Еникеев, Б.П. Есипов, М.Нехоткин, П.И.Пидкасистый и др. Личностные аспекты творческой активности рассматривались в работах А.С.Белкина, А.П.Тряпицыной, И.Унт, Г.И.1Дукиной и др. Дидактический аспект проблемы формирования творческой активности раскрывается в исследованиях Н.В.Бордовской, О.С.Гребенюка, Ю.А. Конаржевского, И.Я.Лернера, М.И.Махмутова, И.А.Петуховой, М.Н.Скаткина и др. Философский аспект формирования творческой активности рассматривается в работах Л.П.Буевой, Г.А.Давыдова, Г.С.Батищева, С.С.Гольдентрихта, М.В.Маргулиса, Л.А.Пьяновой, А.Г.Спиркина и др. Проблема творчества, творческой деятельности нашла отражение в исследованиях психологов: Л.С.Выгогского, В.В. Давыдова, Ю.Н. Кулюткина, А.Н.Леонтьева, А.М.Мапошкина, С.Л.Рубинштейна, Г.С.Сухобской, Я.А. Пономарёва, Н.Ф.Талызиной, И.С.Якиманской и др.; педагогов: Т.Г.Браже, Г.Д.Кирилловой, Б.И.Корогяева, П.И.Пидкасиетого, А.С.Роботовой, М.Н.Скаткина, Т.И.Шамовой и др.

Научная новизна исследования заключается в том, что  разрабатывается модель формирования личностно-развивающего образовательного пространства школы и  изучаются педагогические  условия, обеспечивающие развитие творческой активности учащихся на протяжении всего процесса  обучения.

Основное содержание деятельности  по проекту

1 этап - проектно-мобилизационный. Разработка программы развития образовательного учреждения и  образовательной программы «Школы самовыражения». Проектирование образовательного процесса на основе изучения индивидуально-типологических особенностей учащихся. Создание педагогических групп  по апробации когнитивных методик. Определение критериев, показателей, методов и приёмов изучения эффективности образовательного процесса в Школе самовыражения. Вовлечение родителей и ученического актива в разработку ключевых идей концепции развития учебного заведения.

2 этап - экспериментально-поисковый. Осмысление теоретических и методических основ инновационной деятельности. Апробация диагностического инструментария изучения эффективности инновационного процесса. Оперативная рефлексия процесса и результатов инновационной деятельности.

3 этап –  преобразующий  Освоение системных и модульных нововведений в образовательном процессе. Погружение в теорию и методику, способствующую решению ключевых проблем. Формирование информационно-методического фонда разработок отдельных педагогов и групп учителей. Обновление нормативно-правовой базы функционирования образовательного учреждения. Запуск мониторинга результативности образовательного процесса.

4 этап - рефлексивно-обобщающий. Осуществление коллективной рефлексии в сообществах педагогов, учащихся и родителей процесса и результатов реализации концепции и программы развития учебного заведения. Обобщение и презентация опыта и результатов деятельности за пятилетний период Внешняя экспертиза образовательной практики и жизнедеятельности в учебном заведении. Определение перспектив развития образовательного учреждения.

Планируемый результат изменений

Предполагаемый результат  по каждому этапу

1 этап - проектно-мобилизационный. Главная цель: Формирование желаемого образа учебного заведения и обеспечение готовности школьного сообщества к реализации инновационной программы развития образовательного учреждения. Ведущие методы: стратегического планирования: прогнозирования, проектирования, программирование, моделирование.

2 этап - экспериментально-поисковый.    Главная цель: Апробация инноваций в жизнедеятельности учебного заведения. Активное внедрение в образовательный процесс технологий, учитывающих индивидуальность учащихся.

Ведущие методы:     анализ научно методической литературы, локальный эксперимент, опытно-педагогическая работа, проблемно-диалоговые методики.

3 этап – преобразующий.    Главная цель: Обновление жизнедеятельности учебного заведения за счёт системных и модульных преобразований образовательного процесса и управленческой деятельности. Ведущие методы:     планирования, организации и анализа инновационной практической деятельности.

4 этап - рефлексивно-обобщающий. Главная цель: формирование адекватных и целостных представлений о реальном состоянии образовательной системы, объективное оценивание процесса и результата жизнедеятельности учебного заведения за прошедший пятилетний период. Обеспечение удовлетворённости педагогов, учащихся и родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения и результатами процесса его развития за пятилетний период. Реализация модели школы самовыражения, обеспечивающей условия эффективного образования учащихся с учетом индивидуально-типологических особенностей личности.

Ведущие методы: методы экспертной оценки, индивидуальной и групповой самооценки,  анализ и обобщение опыта.

Фактический результат (по каждому этапу и по состоянию на 01.09.2012)

1 этап - наличие у членов школьного сообщества отчётливого представления о будущем образовательного учреждения как школе самовыражения и мобилизационной готовности к осуществлению программируемых преобразований. Реализация плана экспериментальной деятельности.

2 этап - включение отдельных локальных нововведений в жизнедеятельность образовательного учреждения. Реализация целевых программ «Одаренные дети», «Семья как ценность», «Здоровье как ценность», «Гражданско-патриотическое воспитание» и других. Развитие школьного самоуправления на разных уровнях, внедрение системы государственно общественного управления. Развитие разнообразных форм дополнительного образования учащихся. Внедрение модели управления инновационным образовательным процессом. Внедрение программы психолого-педагогического сопровождения учащихся.

3 этап – сформированность нового качества образовательной системы школы. Реализация модели управления инновационным развитием образовательного учреждения Реализация системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Разработка системных проектов по реализации направлений «Наша новая школа»

Интеллектуальные продукты  деятельности в рамках проекта: Разработаны программы  «Управление инновационным развитием ОУ», «Модель системы оценки качества образования», программы повышения квалификации педагогов, программы психологического сопровождения учащихся, модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений, изменение образовательной среды учреждения для реализации системно-деятельностного подхода, система дополнительного образования детей, программа детского общественного движения «Добрые дети мира»       

 

6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ

Объём и уровень  публикаций

 

Материалы НПК районного, городского и регионального уровня

2008

«Оценивание  достижений обучающихся:  опыт, проблемы, перспективы»

Материалы областной научно-практической конференции

 3 статьи

2010

Материалы РГНПК «Наука образованию: поддержка инновационных процессов и профессионального партнерства», 1 статья 

 

2010

Всероссийской научно-практической конференция «Формирование мобильной личности в условиях открытой образовательной среды» 1 статья

2012

Научно-практическая конференция «Введение ФГОС общего образования: опыт, проблемы, перспективы» 3 статьи

2013

Научно-практическая  конференция «  Формирование здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в современном образовательном учреждении» 3 публикации

 

Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.

 

Год

участия

 

Название конкурса (выставки, др.форм презентации инновационного опыта)

Уровень (международный, российский, региональный, муниципальный)

 

Тема представленного проекта (инновационного опыта и т.д.)

 

Результат

2007

Конкурс образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы

российский

«Создание и реализация модели личностно-развивающего образовательного пространства в Школе самовыражения»

Победитель, 2 место в региональном рейтинге, получен грант в размере 1 млн. рублей

2007

Областная научно-практическая конференция

«Оценивание достижений обучающихся:  опыт, проблемы, перспективы»

региональный

«Возможные варианты адекватных измерителей ценностно-ориентационной сферы учащихся»  «Ценностный смысл формирования и развития культуры здоровья как достижения учащихся и одного из условий повышения качества образования»

2 публикации

2010

Городская выставке «Образование в Нижнем Тагиле: вчера, сегодня, завтра» областной выставке (муниципальный этап) «Инновации в образовании Свердловской области»

муниципальный

«Создание и реализация модели личностно-развивающего образовательного пространства в Школе самовыражения»

диплом

2010

Всероссийской научно-практической конференция «Формирование мобильной личности в условиях открытой образовательной среды»

российский

«Создание и реализация модели личностно-развивающего образовательного пространства в Школе самовыражения»

сертификат

2010

Областная выставка «Инновации в образовании Свердловской области»

региональный

« Школьная система оценки качества образования»

 « Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся в « Школе самовыражения»

 « Управление ииновационной деятельностью образовательного учреждения»

Диплом ы за 1, 2, 3 место в муниципальном этапе , 2, 3 место в окружном этапе

2010

Региональная научно-практическая конференция «Наука – образованию: поддержка инновационных процессов и профессионального партнёрства»

региональный

«Реализация модели личностно-развивающего образовательного пространства в Школе самовыражения»

Сертификат

Публикации

 

2012

Научно-практическая конференция «Введение ФГОС общего образования: опыт, проблемы, перспективы»

муниципальный

«Технологическая карта как форма оценки УУД»

«Организация работы с родителями в рамках введения ФГОС»

«Программы повышения квалификации педагогов в условиях введения ФГОС»

Сертификаты -5

Публикации -3

2013

Конкурс образовательных учреждений Свердловской области, внедряющих инновационные образовательные программы

региональный

Пакет документов в соответсвии с  требованиями к конкурсной документацией

Победитель , получен грант в размере 400000 рублей.

 

7. Методическая результативность:

Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности  ИАОУ  -  49 человек (100%)

Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).

 

Мероприятия  общешкольного и районного уровня

Мероприятия  муниципального, регионального и Всероссийского уровня

2008

 

Семинар для руководителей ОУ «Реализация программы развития школы

как инновационного проекта»

2009

 

Семинар для руководителей ОУ «Инновационная деятельность образовательного учреждения»

2010

 

Семинар для руководителей ОУ « Развитие социальной активности участников образовательного процесса через реализацию социальных проектов»

2011

 

Семинар для руководителей «Интеграция  ВИЧ инфицированных детей в образовательную среду»

2012

 

 Круглый стол «Деятельность  образовательного учреждения по сопровождению одаренных  детей»

 

Наличие и реализация ИАОУ собственных программ повышения квалификации

«Активные и интерактивные методы обучения»  обучено 90% педагогического коллектива

«Технологии разработки компетентностно-ориентированных заданий»  - 60%

«Школа молодого педагога»  - 15%

 

8. Социальная результативность:

Инновационный опыт МБОУ доступен  широкой педагогической общественности на сайте  МБОУ СОШ № 9   www.school9-nt.ru

Сеть социального  партнерства: АПК и ПРО Минобрнауки РФ (г. Москва),УрО РАО, ФГАОУ ВПО РГППУ,  НПО «Уралвагонзавод», сеть учреждений социальной направленности, . ИАШ Свердловской области

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.