Детский сад № 23, комбинированного вида

КАРТА

УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений  Уральского региона

Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФ

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Детство» комбинированного вида – детский сад № 23, комбинированного вида.

Адрес с индексом

Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: .2012 – 2016 г.г.

 

  1. Директор МБДОУ детский сад «Детство» - Шадрина Надежда Викторовна , руководитель структурного подразделения МБДОУ Детский сад «Детство», комбинированного вида
  2. тел./факс МБДОУ Детский сад «Детство» 33-60-33, факс 33-60-33.

сайт detstvo-nt.ru    E mail: detstvo-nt@mail.ru

           3   ФИО (полностью) куратора проекта от МБДОУ Гильманова Ольга Леонидовна

Контактные телефоны куратора проекта, e-mail 33-17-83,

23fontanchik@mail.ru

4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФрегистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года

5.Тема инновационного педагогического опыта: «Научно-методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагогов современного ДОУ»

6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки  РФ.

6.1. Качественные характеристики:

Актуальность исследования:

Современный этап развития российского общества характеризуется быстрой сменой технологий, что обусловливает формирование новой системы образования, предполагающей постоянное обновление. Успешность реализации непрерывного образования зависит от того, насколько будут способны все субъекты системы образования поддерживать конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как активность, инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Поэтому одним из перспективных направлений развития образования в России становится повышение профессионального мастерства, распространение передового опыта, создание инновационной образовательной среды. Сегодня образование в России ориентировано на активного и мобильного педагога, проявляющего инициативу, четко осознающего свои профессиональные цели, открытого для всего нового и оптимистично настроенного по отношению к инновациям. Именно такой педагог сможет эффективно реализовать ключевые направления, отраженные в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (от 12.11.2009 г.), представленной в Послании президента России Д.А. Медведева Федеральному собранию. Особую значимость профессиональная компетентность приобретает в связи с тем, что система образования в настоящее время характеризуется значительными инновационными преобразованиями. В сложившихся условиях педагог, чтобы быть успешным и востребованным, должен быть готовым к любым изменениям, уметь быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, проявлять стремление быть профессионалом, постоянно обновлять свои знания и умения, стремиться к саморазвитию, проявлять толерантность к неопределенности, быть готовым к риску, т.е. быть профессионально компетентным. Помочь педагогу овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства призвана специально организованная методическая работа.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить ряд противоречий:

- на социально-психологическом уровне: между новыми требованиями к педагогу в связи с модернизацией и реформированием российского образования и несоответствием уровня развития профессиональной компетентности педагога этим требованиям;

- на научно-методическом уровне: между необходимостью разработки программы научно-методического педагогического сопровождения развития профессиональной компетентности педагога и недостаточной разработанностью ее методических основ и технологий.

Выделенные противоречия обусловили постановку проблемы исследования. разработка организационно-содержательных условий научно-методического сопровождения развития профессиональной компетентности педагога.

Это обусловило выбор темы диссертационного исследования: «Научно-методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагогов современного ДОУ».

Объект – профессиональная компетентность педагога.

Предмет – организационно-содержательные условия обеспечения научно-методического  сопровождения развития профессиональной компетентности педагогов современного ДОУ

Целью данной работы является изучение организационно-содержательных условий научно-методического  сопровождения развития профессиональной компетентности педагогов современного ДОУ

Задачи исследования:

1. Изучить компоненты профессиональной компетентности педагога ДОУ 

2. Создать модель научно-методического  сопровождения развития профессиональной компетентности педагогов современного ДОУ

     В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение  о том, что :научно-методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагога  ДОУ  будет эффективным, если наряду с традиционными направлениями (психологическая профилактика, диагностика сформированности компонентов профессиональной компетентности, психологическое консультирование и др.) использовать возможности инновационной образовательной среды (участие в конкурсах профессионального мастерства, выставках профессиональных достижений и т.п.)

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют: системный подход в изучении личности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.), субъектно-деятельностный подход, разрабатываемый в отечественной психологии (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, В.И. Долгова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), компетентностный подход (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков, С.Е. Шишов, Дж. Равен и др.), концепции профессионального развития педагогов (Э.Ф. Зеер, Н.С. Глуханюк, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, Э.Э. Сыманюк и др.); теоретические подходы к пониманию инновационной деятельности и инновационной образовательной среды (В.С. Дудченко, В.И. Долгова, И.А. Зимняя,   Е.В. Коротаева,   С.А. Новоселов,    К.С. Пирогов,    В.А. Сластенин,

А.В. Хуторской и др.); подходы к изучению психолого-педагогического сопровождения (И.В. Дубровина, М.В. Ермолаева, В.А. Маликова, Р.В. Овчарова и др.).

Методы и методики исследования. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследовательской деятельности: теоретические – анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования (обобщение, систематизация, сравнение); эмпирические: тестирование при помощи следующих методик: для изучения деятельностного компонента профессиональной компетентности педагога – методика диагностики карьерных ориентаций Э. Шейна, методика определения мотивации к успеху Т. Элерса; для изучения личностного компонента профессиональной компетентности педагога – тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, опросник для самооценки эмоциональных состояний Г. Айзенка, опросник для оценки уровня эмпатии А. Меграбяна; для изучения социально-коммуникативного компонента профессиональной компетентности педагога – опросник оценки социально-коммуникативной компетентности;

Основное содержание деятельности  по проекту

     Для оценки  начального «Уровня сформированности профессиональной компетентности педагогов ДОУ» был использован модифицированный подход Ф.Фанча из книги Л.Н.Атмаховой «Организация методической работы в ДО: теория и практика». Для педагогического коллектива большим плюсом является то, что отсутствует критический уровень (неосознанная некомпетентность), а наличие допустимого уровня дает возможность для различных форм работы с педагогами и поднятие их профессиональной компетентности. Остальные педагоги показали нормальный творческий потенциал, что также позволяет внедрять разнообразные подходы к воспитательно-образовательному процессу. Мониторинг «Методическая готовность педагога» показал, что 54% педагогов с оптимальным уровнем методической готовности. Педагоги  этой категории планируют воспитательно-образовательный процесс. В планах работы предусматривают изучение, апробирование и внедрение в образовательный процесс новых технологий. Владеют педагогическим мониторингом. Внутренняя мотивация преобладает над внешней мотивацией. 46% педагогов с допустимым уровнем методической готовности. За основу в работе  этой категории педагогов берется «установка сверху». В работе прослеживается изучение и внедрение инноваций. Есть необходимость в изучении и внедрении педагогического мониторинга. Критический и недопустимый  уровни отсутствуют. Результаты анкеты по выявлению факторов стимулирующих и препятствующих обучению, развитию и саморазвитию педагогов, показали, что стимулирующими факторами все педагоги считают методическую работу, 50% выделяют пример и влияние руководителей, все отмечают занятие самообразованием, выделяют новизну деятельности и условия работы, возможность экспериментирования. К числу

препятствующих факторов относятся : собственная инерция у всех, у 70% разочарование в результате имеющихся неудач, 73% недостаток времени, 53% состояние здоровья. .Проанализировав уровень педагогического коллектива с точки зрения поведенческих и ценностных характеристик  пришли к выводу, что педагоги детского сада относятся к конструктивной инновационной ориентации – это способные высокообразованные люди, имеющие высокий профессиональный уровень.

Обучение творческой активности сотрудников ДОУ условно можно разделить на три последовательных стадии:

  • Выработка у педагогов и воспитателей стремления к рационализации образовательных процессов и эффективной организации труда;
  • Выявление педагогических и организационных проблем в ДОУ;
  • Обучение методике аналитической и научно-критической деятельности.

На первой стадии совместно с педагогами пересмотрели свои собственные возможности, выявили необходимость постоянного изучения и пропаганды всего нового и передового. Произошло становление профессионального самосознания, появление уверенности в собственных творческих силах.

Далее, используя приемы социологического исследования, проведя мониторинг внутренней и внешней среды ДОУ, изучив реальных и потенциальных заказчиков образовательных услуг, каждый педагог самостоятельно или с помощью других педагогов и специалистов ДОУ определил задачи, требующие анализа и рационализации.

И на третьем этапе проводим коллективные или индивидуальные обсуждения оригинальных педагогических и организационных наработок, инновационного творчества, даем оценку эффективности предлагаемых новшеств.

В рамках  деятельности по теме исследования  подпроекты:

  • «Дошкольная академия «Фонтанчик» приглашает…», целью работы которой  «является  презентация педагогами своих систем организации воспитательно-образовательной деятельности, новых технологий, нетрадиционных форм организации работы с детьми и родителями.
  • «Школа педагогического мастерства» , связанная с рассмотрением на ее занятиях различных, наиболее сложных для педагогов вопросов, не связанных единой проблемой, сочетание теоретических занятий с практическим показом работы с детьми, проведение собеседований по материалам занятий.
  •  «Мы тагильчане» долгосрочный практико-ориентированный подпроект, который позволяет развивать познавательный интерес у детей и их родителей к истории родного города. В реализацию этого проекта входят: экскурсии по памятным местам города, посещение нижнетагильских музеев, сочинения «Любимое место отдыха нашей семьи», «Встреча Нового года», фотовыставки «Тагил вчера, Тагил сегодня», выставки рисунков».
  • «По праву памяти» 2010 год долгосрочный, информационно-исследовательский педагогический подпроект, реализация которого позволила получить представления о Великой Отечественной войне, о жизни и судьбе тагильчан во время Великой

Отечественной войны, о тружениках тыла города Нижнего Тагила. Реализуя данный проект детский сад принял участие во многих мероприятиях.

  • Подпроект «Не даром помнит вся Россия», целью которого является патриотически-нравственное воспитание детей дошкольного возраста развитие у детей, родителей и педагогов интереса к поисковой деятельности. В результате реализации данного проекта в детском саду были представлены : панорама Бородинского сражения, проведен бал 1812 года, прошла праздничная презентация «История армии в песнях».

Проектная деятельность детей и педагогов способствует саморазвитию каждого ребенка и педагога. Для повышения педагогической культуры родителей была составлена программа «Повышение педагогической культуры родителей», в которой были прописаны пути взаимодействия с родителями, их роль в воспитании подрастающего поколения, помощь детскому саду в осуществлении образовательного процесса.

  • Подпроекты для родителей - Лекотека, «Школа заботливых родителей», Родительский клуб «Росинка».

        Способности педагога к самоанализу и диагностике различных сторон педагогического процесса вместе с представлениями о собственной роли в развитии и образовании детей, повышении педагогической культуры родителей являются основой формирования у него чувства ответственности за качество дошкольного образования. Методическое сопровождение педагога развивает именно это свойство личности педагога, которое становится движущей силой на пути его профессионального совершенствования и повышения качества педагогической деятельности.

        Планируемый результат изменений:

  • Создание достаточных организационно-содержательных условий обеспечения научно-методического  сопровождения развития профессиональной компетентности педагогов современного ДОУ
  • Определение содержания предметно-развивающей среды и учебно-методического оснащения основной общеобразовательной программы дошкольного образования
  • выявление, изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта;
  • обеспечение педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях развития дошкольного образования, современных требованиях к организации педагогического процесса, учебно-методической литературе по проблемам обучения, воспитания и развития воспитанников;
  • организация педагогического мониторинга развития профессиональной компетентности педагогов  ДОУ    

          6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ :

Объём и уровень  публикаций

 

Материалы НПК районного, городского и регионального уровня

Труды НПК Всероссийского и международного уровня

2008

 

 

2009

 

               4

 

 

2010

               5

 

 

2011

               3

 

              1

 

2012

 

              4

 

  

  Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.

 

Всероссийские конкурсы профессиональной направленности

2011

Участие в конкурсе «Воспитатель года России – 2011» Воспитатель Замотаева А.В.

2012

Участие в конкурсе «Воспитатель года России – 2012» Воспитатель Полторацкая С.А.

 

7. Методическая результативность:

     

Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).

 

Мероприятия  общешкольного и районного уровня

Мероприятия  муниципального, регионального и Всероссийского уровня

2009

Дошкольная Академия «Фонтанчик» приглашает

«Дети книги берегите» (литературный уголок в группе)

Школа педагогического мастерства

«Через красивое к человечному» (развитие творческих способностей у дошкольников).

 

Городской семинар «Сотрудничество детского сада и семьи, как условие успешной педагогической деятельности».

2010

Дошкольная Академия «Фонтанчик» приглашает

1.«По праву памяти», защита проектов групп.

2.«Мы умельцы с нашим папой»

Школа педагогического мастерства

«Чтение художественной литературы в развитии дошкольников»

 

 

Городской семинар для руководителей «Современный комплекс условий реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

 

2011

 

Дошкольная Академия «Фонтанчик» приглашает

1.«Страна чудес Фонтанчик» (предметно-развивающая среда групп в соответствии с ФГТ»

2.«Подарки от Снегурочки»

Школа педагогического мастерства

 «Театрализованная деятельность в детском саду»

Творческие презентации

«Проектная деятельность в детском саду»

защита проектов:

«Не даром помнит вся Россия»

«Аленушкины сказки»

«Родному городу 290 лет».

 

VII открытая городская конференция «От информации к инновациям», проведение городского семинара «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми компенсирующего назначения».

2011

Семинар для воспитателей «Создание условий для игр на прогулке в зимний период».

Городской семинар для директоров школ «Создание предметно-развивающей среды в соответствии с ФГТ»

Сеть социального  партнерства: АПК и ПРО (г. Москва), УрО РАО,  ФГАОУ ВПО РГППУ, ПМПК, НТФИРРО, НТПК №1, НТПК № 2, НТГСПА, УрГУ, МБДОУ района и города, ГДТЮ, ДДТЮ, МБОУ № 43,39,55

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.