МБОУ средняя общеобразовательная школа №32

КАРТА

УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений  Уральского региона

Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФ

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №32 с углублённым изучением отдельных предметов

Адрес с индексом

Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности2012 -  2016  гг.

 

  1. Директор МБОУ (МАОУ) Масликова Галина Анатольевна
  2.  тел./факс МБОУ (3435)412-332, 412-331.

         сайт    www.schule32.org                            E mail: schule32@inbox.ru

  1. ФИО (полностью) куратора проекта от МБОУ  Мансурова Нэлли Леонидовна

Контактные телефоны куратора проекта (3435)412-330,

e-mail mansurova@schule32.org

          4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФрегистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года

          5. Тема инновационного педагогического опыта: «Создание разноуровневой системы иноязычного образования и её учебно-методическое обеспечение».

  1. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки  РФ.
  2. 6.1. Качественные характеристики:

         Актуальность исследования: В современном мире на первый план выходят процессы глобализации и интеграции, утверждается новый тип межнационального, интеркультурного взаимодействия, образовательное пространство наполняется личностными смыслами. Поликультурное пространство жизнедеятельности человека становится неотъемлемой чертой современного индустриально развитого мира. Актуализируется проблема поликультурного образования, соответствующего современным тенденциям социально-политического развития, являющегося его интегральной характеристикой, показывающего нарастающее противоречие между повышением уровня полиэтничности социальной среды, в которой живет и трудится человек, и его неподготовленностью к этим изменениям. Актуальность темы исследования обусловлена усилением роли поликультурного образования и недостаточностью исследований возможностей использования иноязычного социокультурного пространства для формирования  поликультурной личности учащихся,  а также   отсутствием достаточного опыта в преподавании трёх иностранных языков.

         Противоречия:

  • между  широкими  возможностями использования многоязычного социокультурного пространства для формирования  поликультурной личности учащихся  и   недостаточными исследованиями в отечественном и зарубежном образовании данной проблемы;
  •  между высокими  требованиями со стороны родителей к качеству образовательных услуг с расширенной лингвистической подготовкой   и существующей практикой обучения иностранным языкам в школе;
  • между социальным заказом на воспитание современной молодежи в духе взаимопонимания, толерантности, взаимоуважения и существующими реалиями жизни;
  • между реализацией коммуникативно-деятельностного подхода к обучению и преобладанием традиционных фронтальных форм при организации учебного процесса.

         Проблема: отсутствие модели иноязычного образования, соответствующей потребностям заказчиков образовательной услуги, имеющимся условиям ОУ.

         Объект исследования – процесс формирования  поликультурной языковой личности  
         Предмет исследования – создание условий для формирования  поликультурной языковой личности  на основе разноуровневой системы иноязычного образования  .

       Тема исследования:  Создание культурно-образующей,  разноуровневой системы поликультурного образования  и её учебно-методическое обеспечение.

       Цель:  Формирование вторичной языковой личности, готовой и способной к межкультурному иноязычному общению на основе разноуровневой системы иноязычного образования.

Гипотеза исследования: формирование вторичной языковой личности, готовой и способной к межкультурному иноязычному общению на основе разноуровневой системы иноязычного образования будет эффективным, если:

  • данный процесс осуществляется с опорой на традиционный и инновационный подходы;
  • создано  плюралингвальное образовательное пространство (обучение не менее чем трем иностранным языкам) с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и профессиональной ориентации учащихся;
  •  будет спроектирована   модель иноязычного образования, соответствующая потребностям заказчиков образовательной услуги и  имеющимся  в образовательном учреждении организационно-содержательным условиям

 В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

  • выявить потребности школьников для  реализации лингвистического образования;
  • создать  плюралингвальное образовательное пространство (обучение не менее чем трем иностранным языкам) с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и профессиональной ориентации, обеспечивающее возможность получения образования повышенного уровня;
  • обеспечить качественное обучение по программам повышенного уровня в условиях свободного выбора альтернативных курсов и предметов по выбору;
  • обеспечить достижение оптимального уровня компетентности  для продолжения образования в высшем   учебном заведении;
  • обеспечить развитие способностей школьников на основе информационных и личностно-ориентированных педагогических технологий;
  • сформировать потребности в непрерывном образовании на основе приобретенной культуры мышления;
  • организовать мониторинг уровня социального и личностного развития школьников.

      Для решения поставленных задач и проверки исходных положений в исследовании был использован комплекс методов теоретического и эмпирического характера: теоретический анализ литературы по теме исследования; изучение передового педагогического опыта; диагностические; моделирование и проектирование учебно-воспитательного процесса, направленного на успешное разрешение выявленных социально-педагогических противоречий.

     Научная новизна: в процессе работы будет разработана и апробирована модель иноязычного образования, соответствующая потребностям заказчиков образовательной услуги и  имеющимся  в образовательном учреждении организационно-содержательным условиям.

Концептуальные основания деятельности:

    В мировой педагогике феномен поликультурности стал предметом особых исследований с 1960-х годов XX века, а с 80-х годов за рубежом уже активно развивается процесс становления теорий и моделей поликультурного образования: этническая концепция (К. Муули, М. Стоун), концепция культурной деривации (С. Берайтер), языковая концепция (Б.П. Кенпеун), концепция антирасизма (С. Барате) и др. Проблемы поликультурности, поликультурного образования чрезвычайно актуальны и исследуются в разноаспектных направлениях. Так, в работах  Е.В. Бондаревской, В.П. Борисенкова, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюка, Ю.С. Давыдова, А.Н. Джуринского, М.Н. Кузьмина, Л.Л. Супруновой и др. поликультурное образование рассматривается и как феномен культуры, и как механизм передачи социального опыта, как сфера педагогических ценностей, и как часть педагогической культуры преподавателя, как новая информационная среда, и как парадигма образования ХХI века и т.д.  В рамках гуманистической концепции формируется принципиально новое методическое направление с ярко выраженной межкультурной доминантой, реализуемой через цель, выбор содержания и технологий иноязычного образования, адекватных процессу становления и развития личности, способной эффективно участвовать в межкультурной коммуникации. Переход к новой культурно-образующей системе иноязычного образования не ограничивает учебный процесс лишь лингвокультурными параметрами стран изучаемых языков. Существенное место в учебном процессе должно занять  развитие лингвоэтнокультуры учащихся. С позиций нового методологического подхода осуществляется переориентация целезаданности в изучении иностранного языка. В качестве целей выступает не «обучение иностранному языку» как таковое, а «иноязычное образование», при котором содержанием являются не только прагматические знания, навыки и умения, но и развитие личности средствами иностранных языков при параллельном и взаимосвязанном изучении языка и культуры. Для достижения переориентированной на новом концептуальном базисе целезаданности в изучении ИЯ предметно-содержательной основой уровневой модели иноязычного образования становится коммуникативная сфера, в рамках которой определяется речевая тематика и состав типовых ситуаций, обеспечивающих достижение социально-достаточного уровня иноязычной обученности. Кроме новационных концептуальных подходов к определению целезаданности и предметного содержания иноязычного образования с новых методологических позиций должен решаться и вопрос об использовании образовательных технологий. В русле межкультурной парадигмы моделируется система обучения иностранным  языкам, обеспечивающая развитие некогнитивных и интеллектуальных (когнитивных) аспектов личности учащегося: в процессе сопоставления различных концептуальных систем (мировидения и миропонимания). В исследованиях О.В. Аракелян, Г.Д. Дмитриева, А.Н. Джуринского, В.А. Ершова, В.В. Макаева проблемы поликультурного воспитания личности рассматриваются через восхождение человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры. Научное осмысление проблем поликультурного образования, воспитания толерантности в поликультурном образовательном пространстве представлены в работах А.Г. Асмолова, М.В. Богуславского, В.С Кукушина, Ш.А. Мирзоева, П.В. Степанова, С.А Тангяна. Проблемы особенностей работы педагогов с детьми-мигрантами исследованы и представлены З.Б. Багатовой, О.В. Гукаленко. Модернизация современного образования на основе личностно-ориентированного подхода исследована в научных школах Е.В. Бондаревской, В.Я. Лыковой, А.П. Сманцера, Е.А. Сергеева. В монографиях и статьях В.П. Борисенкова, О.В. Гукаленко,  А.Я. Данилюка, Н.Г. Никифоровой раскрываются цели поликультурного образования в глобальном образовательном пространстве, возможности культурной идентификации учащихся в полиэтническом сообществе. Культурно-образующая система иноязычного образования, моделируемая в форме уровневого обучения иностранным языкам, базируется на  основных принципах мировых образовательных систем. Такими принципами являются:

  • Принцип непрерывного и преемственного иноязычного образования, что соответствует современным потребностям личности и общества, предполагающий общие концептуальные подходы к реализации гармонизированного содержания и технологий на всех уровнях иноязычного образования.
  • Принцип коммуникативно-межкультурного взаимодействия, обеспечивающий развитие у учащихся способности к межкультурному иноязычному общению.
  • Принцип проблемности и интерактивности организации учебного процесса через решение конкретно возникающих проблем с опорой на целый спектр знаний, навыков и умений, полученных в разных предметных областях, как способность участвовать в совместном принятии решений.
  • Личностная и индивидуальная направленность процесса обучения, выражаемая через содержание образования, формы его организации и обеспечение роста вариативности.
  • Принцип фундаментальности иноязычного образования предполагает вооружение обучаемых глубокими и всесторонними знаниями, которые  обеспечивают мобильность личности в динамически меняющихся условиях жизни.
  • Принцип обеспечения международно-стандартного уровня обученности реализуется через адекватные целям содержание и технологии, а также объективные международно-стандартные способы оценивания.
  • Принцип творческого, когнитивно-деятельностного использования иностранного языка находит выражение в организации межкультурного обмена, совместных международных проектов, переписке и др.
  • Принцип рефлексивной саморегуляции, который интерпретируется как способность понимания (самооценки) самого себя и окружающей среды. Приобретаемый обучаемыми новый опыт органично включается в учебный процесс и отслеживается; осуществляется осознанная рефлексия и саморефлексия не только преподавателем, но и самим учащимся.
  • Принцип гибкости и адаптивности к изменениям в социально-экономической жизни, в профессиональной деятельности, умение жить в поликультурном мире.
  • Принцип профессионализации, предполагающий использование иностранного языка в профессиональных целях.

   В целом,  изучение параллельно нескольких (не менее трёх)   иностранных языков и нескольких культур в интеграции с дополнительным образованием по иностранным языкам способствует формированию поликультурной личности, готовой и способной к решению общечеловеческих проблем   и осуществлению межкультурного общения.

 

Основное содержание деятельности  по проекту:

- реализация единого подхода к организации основного и дополнительного образования по

  иностранным языкам;

- развитие и укрепление позиций языков международного общения; 

- формирование информационно-образовательного пространства;

- создание на базе школы регионального лингвокультурологического центра;

- функционирование городского координационного совета по развитию иноязычного образования

Планируемый результат изменений:

  1. Углубление лингвистического, филологического и общенаучного кругозора учащихся;
  2. Расширение коммуникативной и межкультурной компетенций учащихся;
  3. Развитие всех сторон личности учащихся: их мировоззрения, чувств, эстетических взглядов, мышления, культуры умственного труда, общения, потребности в дальнейшем самообразовании и познавательной активности;
  4. Достижение межпредметной интегрированности содержания обучения;
  5. Обновление форм и методов педагогической деятельности 
  6. Появление новых продуктивных форм взаимодействия педагогических работников школы с коллективами  учреждений различных социальных сфер

 

          6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ:

Объём и уровень  публикаций

 

Материалы НПК районного, городского и регионального уровня

Труды НПК Всероссийского и международного уровня

Статьи в региональных

изданиях

Статьи в  центральных   изданиях

2008

6

3

4

1

2009

7

2

6

-

2010

5

2

7

1

2011

5

2

8

1

2012

2

2

3

 

     С 2008г в  в рамках инновационной деятельности опубликовано  78  статей о работе образовательного учреждения.

Количество защищённых и готовящихся к защите диссертационных исследований

 

Магистерские работы

Кандидатские  работы

2010

1

-

2011

3

-

2012

2

-

 

Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.

 

Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности

Всероссийские конкурсы профессиональной направленности

Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования

2008

4

1

 

2009

6

5

 

2010

 

1

 

2011

3

2

1

 

7. Методическая результативность:

      Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности  ИАОУ  696 учащихся, 69 педагогических работников, включенных в модель диссеминации

Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).

 

Мероприятия  общешкольного и районного уровня

Мероприятия  муниципального, регионального и Всероссийского уровня

 

2008

Школьная научно-практическая конференция.

Презентация педагогического опыта  «Обучение лексическому аспекту языка как основы формирования                      способности к устно-речевому общению»

 

Педагогическая лаборатория

«Электронные образовательные ресурсы как средство формирования поликультурной личности».

Городской семинар для преподавателей-организаторов ОБЖ и учителей иностранного языка

«Система интегрированной работы по воспитанию культуры безопасного поведения школьников на дороге».

Семинар для заместителей директоров и учителей иностранного языка ОУ Горнозаводского округа

«Формирование межкультурной компетенции учащихся в условиях лингвистической школы».

Организация и проведение I и II тура Всероссийской гуманитарной олимпиады МГУ «Полиглот».

Подготовка проекта международного конкурса «Мои друзья-российские немцы».

Организация международной программы для старшеклассников «Языковые поездки»

 

2009

Презентация опыта работы

«Воспитательный потенциал урока в начальной школе».

Презентация педагогического опыта «Работа над стихами и песней на уроках  иностранного языка»

Круглый стол по проблемам подготовки к ЕГЭ по иностранным языкам.

Школьная научно-практическая конференция.

Презентация опыта работы летнего лингвистического лагеря «Таватуй»

 

Городской семинар для учителей начальных классов

Формирование ключевых компетентностей на начальном этапе обучения через использование современных образовательных технологий».

Семинар для учителей русского языка и литературы

«Формирование речевой компетентности на уроках русской словесности».

Городской семинар для учителей иностранного языка «Подготовка к письменной части ЕГЭ»

Организация международной программы для старшеклассников «Языковые поездки»

Приём атташе по культуре Генерального консульства ФРГ в Екатеринбурге  господина Лааса.

Организация встречи учащихся с директором гимназии  в городе Лауха господином Зетцером.

 

2010

Обучающий семинар «Организация проектной деятельности учащихся на уроках иностранного языка»

Школьная научно-практическая конференция.

Школа молодого педагога: Учебно-методический практикум для начинающих учителей «Реализация компетентностного подхода в обучении иностранному языку»

Обучающий семинар «Организация подготовки к международному экзамену по немецкому языку»

Творческий отчёт о стажировке в Германии.

Презентация опыта инновационной деятельности ОУ в рамках реализации проекта «Формирование поликультурной личности учащихся»

Презентация модели разноуровневой системы иноязычного образования к выставке «Инновации в системе образования Свердловской области»

Организация международной программы для старшеклассников «Языковые поездки»

Организация встречи учащихся с директором школы в Австрии господином Отто Швальдом.

Организация межшкольного обмена с коллежем в г. Сент-Авольд (Франция).

 

2011

Единый методический день «Реализация метода учебного проекта на начальном этапе обучения»

Школьная научно-практическая

конференция.

Круглый стол «Роль международных программ в развитии социальной адаптации учащихся»

Мастер-класс «Автономное обучение как средство развития способности к непрерывному образованию»

Обучающий семинар «Подготовка к письменной части экзамена на международный диплом»

Творческий отчёт о стажировке в Великобритании.

 

Презентация опыта  работы образовательного учреждения общественности города.

Городской семинар для учителей иностранного языка «Развитие социальной компетенции одарённых детей при обучении иностранному языку.

Проведение    конкурса рождественских украшений 

Генерального консульства ФРГ в г. Екатеринбург

Проведение Всероссийской заочной олимпиады по иностранным языкам «Альбус»

Организация и проведение лингвистического турнира учащихся МБОУ СОШ №32 и студентов УРГЭУ

Организация международной программы для старшеклассников «Языковые поездки»

Организация межшкольного обмена с окружным центром профессионального образования в городе Эльванген (Германия)

 

 

8. Социальная результативность:

Доступность инновационного опыта ИАОУ широкой педагогической общественности адрес  сайта  www.schule32.org                            

Сборники материалов по теме работы:

Книга «Неоконченный школьный роман», части  I и II под общей редакцией В.М. Ляшенко.-Нижний Тагил: РЕПРИНТ, 2009

Сборник научно-методических статей «Формирование поликультурной личности школьника:опыт реализации инновационного проекта».-Нижний Тагил, 2010.-134с.

Масликова Г.А. Роль театральной педагогики в организации внеурочной деятельности по французскому языку. Сборник сценариев  внеклассных мероприятий. – Нижний Тагил, 2010.- 44с.

Масликова Г.А. Олимпиадные задания по французскому языку. -   Нижний Тагил, 2010. - 97с.

 Сеть социального  партнерства:

  • ОУ города - организация и координация городского лингвострановедческого фестиваля
  • Культурно-просветительские центры российских немцев, языковые школы и центры – организация кружковой работы по иностранным языкам, создание творческих групп и организация работы загородного языкового лагеря и лагеря дневного пребывания
  • Городские учреждения культуры- составление заданий и проведение городских предметных олимпиад по иностранным языкам, городской Защиты исследовательских проектов на иностранных языках, организация мероприятий городского лингвострановедческого фестиваля
  • Зарубежные партнёры - осуществление международных образовательных проектов и программ межшкольного обмена по всем изучаемым языкам:

               коллежLa Carriere“ (Франция),

               окружной центр профессионального образования г Эльванген (Германия),

               образовательные программы Sprachreisen“, „Europa-Studien-Projekt“,  

              „EuropaKinderLand“ (Германия), „Education abroad“, „Flex” (Великобритания)

  • Высшие учебные заведения  Нижнего Тагила (НТГСПА), Екатеринбурга (УРГЭУ), ФРГ (Марбург)- реализация возможности дальнейшего образования с использованием знаний иностранного языка, в том числе за рубежом
  • Центральное управление зарубежных школ ФРГ- организация подготовки и проведения экзамена на международный диплом владения немецким языком DSD, стажировка в Германии, работа в школе языковых ассистентов.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.