РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
МБОУ средняя общеобразовательная школа №32
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона
Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №32 с углублённым изучением отдельных предметов
Адрес с индексом
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2012 - 2016 гг.
- Директор МБОУ (МАОУ) Масликова Галина Анатольевна
- тел./факс МБОУ (3435)412-332, 412-331.
сайт www.schule32.org E mail: schule32@inbox.ru
- ФИО (полностью) куратора проекта от МБОУ Мансурова Нэлли Леонидовна
Контактные телефоны куратора проекта (3435)412-330,
e-mail mansurova@schule32.org
4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года
5. Тема инновационного педагогического опыта: «Создание разноуровневой системы иноязычного образования и её учебно-методическое обеспечение».
- Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
- 6.1. Качественные характеристики:
Актуальность исследования: В современном мире на первый план выходят процессы глобализации и интеграции, утверждается новый тип межнационального, интеркультурного взаимодействия, образовательное пространство наполняется личностными смыслами. Поликультурное пространство жизнедеятельности человека становится неотъемлемой чертой современного индустриально развитого мира. Актуализируется проблема поликультурного образования, соответствующего современным тенденциям социально-политического развития, являющегося его интегральной характеристикой, показывающего нарастающее противоречие между повышением уровня полиэтничности социальной среды, в которой живет и трудится человек, и его неподготовленностью к этим изменениям. Актуальность темы исследования обусловлена усилением роли поликультурного образования и недостаточностью исследований возможностей использования иноязычного социокультурного пространства для формирования поликультурной личности учащихся, а также отсутствием достаточного опыта в преподавании трёх иностранных языков.
Противоречия:
- между широкими возможностями использования многоязычного социокультурного пространства для формирования поликультурной личности учащихся и недостаточными исследованиями в отечественном и зарубежном образовании данной проблемы;
- между высокими требованиями со стороны родителей к качеству образовательных услуг с расширенной лингвистической подготовкой и существующей практикой обучения иностранным языкам в школе;
- между социальным заказом на воспитание современной молодежи в духе взаимопонимания, толерантности, взаимоуважения и существующими реалиями жизни;
- между реализацией коммуникативно-деятельностного подхода к обучению и преобладанием традиционных фронтальных форм при организации учебного процесса.
Проблема: отсутствие модели иноязычного образования, соответствующей потребностям заказчиков образовательной услуги, имеющимся условиям ОУ.
Объект исследования – процесс формирования поликультурной языковой личности
Предмет исследования – создание условий для формирования поликультурной языковой личности на основе разноуровневой системы иноязычного образования .
Тема исследования: Создание культурно-образующей, разноуровневой системы поликультурного образования и её учебно-методическое обеспечение.
Цель: Формирование вторичной языковой личности, готовой и способной к межкультурному иноязычному общению на основе разноуровневой системы иноязычного образования.
Гипотеза исследования: формирование вторичной языковой личности, готовой и способной к межкультурному иноязычному общению на основе разноуровневой системы иноязычного образования будет эффективным, если:
- данный процесс осуществляется с опорой на традиционный и инновационный подходы;
- создано плюралингвальное образовательное пространство (обучение не менее чем трем иностранным языкам) с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и профессиональной ориентации учащихся;
- будет спроектирована модель иноязычного образования, соответствующая потребностям заказчиков образовательной услуги и имеющимся в образовательном учреждении организационно-содержательным условиям
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
- выявить потребности школьников для реализации лингвистического образования;
- создать плюралингвальное образовательное пространство (обучение не менее чем трем иностранным языкам) с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и профессиональной ориентации, обеспечивающее возможность получения образования повышенного уровня;
- обеспечить качественное обучение по программам повышенного уровня в условиях свободного выбора альтернативных курсов и предметов по выбору;
- обеспечить достижение оптимального уровня компетентности для продолжения образования в высшем учебном заведении;
- обеспечить развитие способностей школьников на основе информационных и личностно-ориентированных педагогических технологий;
- сформировать потребности в непрерывном образовании на основе приобретенной культуры мышления;
- организовать мониторинг уровня социального и личностного развития школьников.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений в исследовании был использован комплекс методов теоретического и эмпирического характера: теоретический анализ литературы по теме исследования; изучение передового педагогического опыта; диагностические; моделирование и проектирование учебно-воспитательного процесса, направленного на успешное разрешение выявленных социально-педагогических противоречий.
Научная новизна: в процессе работы будет разработана и апробирована модель иноязычного образования, соответствующая потребностям заказчиков образовательной услуги и имеющимся в образовательном учреждении организационно-содержательным условиям.
Концептуальные основания деятельности:
В мировой педагогике феномен поликультурности стал предметом особых исследований с 1960-х годов XX века, а с 80-х годов за рубежом уже активно развивается процесс становления теорий и моделей поликультурного образования: этническая концепция (К. Муули, М. Стоун), концепция культурной деривации (С. Берайтер), языковая концепция (Б.П. Кенпеун), концепция антирасизма (С. Барате) и др. Проблемы поликультурности, поликультурного образования чрезвычайно актуальны и исследуются в разноаспектных направлениях. Так, в работах Е.В. Бондаревской, В.П. Борисенкова, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюка, Ю.С. Давыдова, А.Н. Джуринского, М.Н. Кузьмина, Л.Л. Супруновой и др. поликультурное образование рассматривается и как феномен культуры, и как механизм передачи социального опыта, как сфера педагогических ценностей, и как часть педагогической культуры преподавателя, как новая информационная среда, и как парадигма образования ХХI века и т.д. В рамках гуманистической концепции формируется принципиально новое методическое направление с ярко выраженной межкультурной доминантой, реализуемой через цель, выбор содержания и технологий иноязычного образования, адекватных процессу становления и развития личности, способной эффективно участвовать в межкультурной коммуникации. Переход к новой культурно-образующей системе иноязычного образования не ограничивает учебный процесс лишь лингвокультурными параметрами стран изучаемых языков. Существенное место в учебном процессе должно занять развитие лингвоэтнокультуры учащихся. С позиций нового методологического подхода осуществляется переориентация целезаданности в изучении иностранного языка. В качестве целей выступает не «обучение иностранному языку» как таковое, а «иноязычное образование», при котором содержанием являются не только прагматические знания, навыки и умения, но и развитие личности средствами иностранных языков при параллельном и взаимосвязанном изучении языка и культуры. Для достижения переориентированной на новом концептуальном базисе целезаданности в изучении ИЯ предметно-содержательной основой уровневой модели иноязычного образования становится коммуникативная сфера, в рамках которой определяется речевая тематика и состав типовых ситуаций, обеспечивающих достижение социально-достаточного уровня иноязычной обученности. Кроме новационных концептуальных подходов к определению целезаданности и предметного содержания иноязычного образования с новых методологических позиций должен решаться и вопрос об использовании образовательных технологий. В русле межкультурной парадигмы моделируется система обучения иностранным языкам, обеспечивающая развитие некогнитивных и интеллектуальных (когнитивных) аспектов личности учащегося: в процессе сопоставления различных концептуальных систем (мировидения и миропонимания). В исследованиях О.В. Аракелян, Г.Д. Дмитриева, А.Н. Джуринского, В.А. Ершова, В.В. Макаева проблемы поликультурного воспитания личности рассматриваются через восхождение человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры. Научное осмысление проблем поликультурного образования, воспитания толерантности в поликультурном образовательном пространстве представлены в работах А.Г. Асмолова, М.В. Богуславского, В.С Кукушина, Ш.А. Мирзоева, П.В. Степанова, С.А Тангяна. Проблемы особенностей работы педагогов с детьми-мигрантами исследованы и представлены З.Б. Багатовой, О.В. Гукаленко. Модернизация современного образования на основе личностно-ориентированного подхода исследована в научных школах Е.В. Бондаревской, В.Я. Лыковой, А.П. Сманцера, Е.А. Сергеева. В монографиях и статьях В.П. Борисенкова, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюка, Н.Г. Никифоровой раскрываются цели поликультурного образования в глобальном образовательном пространстве, возможности культурной идентификации учащихся в полиэтническом сообществе. Культурно-образующая система иноязычного образования, моделируемая в форме уровневого обучения иностранным языкам, базируется на основных принципах мировых образовательных систем. Такими принципами являются:
- Принцип непрерывного и преемственного иноязычного образования, что соответствует современным потребностям личности и общества, предполагающий общие концептуальные подходы к реализации гармонизированного содержания и технологий на всех уровнях иноязычного образования.
- Принцип коммуникативно-межкультурного взаимодействия, обеспечивающий развитие у учащихся способности к межкультурному иноязычному общению.
- Принцип проблемности и интерактивности организации учебного процесса через решение конкретно возникающих проблем с опорой на целый спектр знаний, навыков и умений, полученных в разных предметных областях, как способность участвовать в совместном принятии решений.
- Личностная и индивидуальная направленность процесса обучения, выражаемая через содержание образования, формы его организации и обеспечение роста вариативности.
- Принцип фундаментальности иноязычного образования предполагает вооружение обучаемых глубокими и всесторонними знаниями, которые обеспечивают мобильность личности в динамически меняющихся условиях жизни.
- Принцип обеспечения международно-стандартного уровня обученности реализуется через адекватные целям содержание и технологии, а также объективные международно-стандартные способы оценивания.
- Принцип творческого, когнитивно-деятельностного использования иностранного языка находит выражение в организации межкультурного обмена, совместных международных проектов, переписке и др.
- Принцип рефлексивной саморегуляции, который интерпретируется как способность понимания (самооценки) самого себя и окружающей среды. Приобретаемый обучаемыми новый опыт органично включается в учебный процесс и отслеживается; осуществляется осознанная рефлексия и саморефлексия не только преподавателем, но и самим учащимся.
- Принцип гибкости и адаптивности к изменениям в социально-экономической жизни, в профессиональной деятельности, умение жить в поликультурном мире.
- Принцип профессионализации, предполагающий использование иностранного языка в профессиональных целях.
В целом, изучение параллельно нескольких (не менее трёх) иностранных языков и нескольких культур в интеграции с дополнительным образованием по иностранным языкам способствует формированию поликультурной личности, готовой и способной к решению общечеловеческих проблем и осуществлению межкультурного общения.
Основное содержание деятельности по проекту:
- реализация единого подхода к организации основного и дополнительного образования по
иностранным языкам;
- развитие и укрепление позиций языков международного общения;
- формирование информационно-образовательного пространства;
- создание на базе школы регионального лингвокультурологического центра;
- функционирование городского координационного совета по развитию иноязычного образования
Планируемый результат изменений:
- Углубление лингвистического, филологического и общенаучного кругозора учащихся;
- Расширение коммуникативной и межкультурной компетенций учащихся;
- Развитие всех сторон личности учащихся: их мировоззрения, чувств, эстетических взглядов, мышления, культуры умственного труда, общения, потребности в дальнейшем самообразовании и познавательной активности;
- Достижение межпредметной интегрированности содержания обучения;
- Обновление форм и методов педагогической деятельности
- Появление новых продуктивных форм взаимодействия педагогических работников школы с коллективами учреждений различных социальных сфер
6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ:
Объём и уровень публикаций
|
Материалы НПК районного, городского и регионального уровня |
Труды НПК Всероссийского и международного уровня |
Статьи в региональных изданиях |
Статьи в центральных изданиях |
2008 |
6 |
3 |
4 |
1 |
2009 |
7 |
2 |
6 |
- |
2010 |
5 |
2 |
7 |
1 |
2011 |
5 |
2 |
8 |
1 |
2012 |
2 |
2 |
3 |
|
С 2008г в в рамках инновационной деятельности опубликовано 78 статей о работе образовательного учреждения.
Количество защищённых и готовящихся к защите диссертационных исследований
|
Магистерские работы |
Кандидатские работы |
2010 |
1 |
- |
2011 |
3 |
- |
2012 |
2 |
- |
Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.
|
Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности |
Всероссийские конкурсы профессиональной направленности |
Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования |
2008 |
4 |
1 |
|
2009 |
6 |
5 |
|
2010 |
|
1 |
|
2011 |
3 |
2 |
1 |
7. Методическая результативность:
Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ИАОУ 696 учащихся, 69 педагогических работников, включенных в модель диссеминации
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).
|
Мероприятия общешкольного и районного уровня |
Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня |
|
2008 |
Школьная научно-практическая конференция. Презентация педагогического опыта «Обучение лексическому аспекту языка как основы формирования способности к устно-речевому общению»
|
Педагогическая лаборатория «Электронные образовательные ресурсы как средство формирования поликультурной личности». Городской семинар для преподавателей-организаторов ОБЖ и учителей иностранного языка «Система интегрированной работы по воспитанию культуры безопасного поведения школьников на дороге». Семинар для заместителей директоров и учителей иностранного языка ОУ Горнозаводского округа «Формирование межкультурной компетенции учащихся в условиях лингвистической школы». Организация и проведение I и II тура Всероссийской гуманитарной олимпиады МГУ «Полиглот». Подготовка проекта международного конкурса «Мои друзья-российские немцы». Организация международной программы для старшеклассников «Языковые поездки» |
|
2009 |
Презентация опыта работы «Воспитательный потенциал урока в начальной школе». Презентация педагогического опыта «Работа над стихами и песней на уроках иностранного языка» Круглый стол по проблемам подготовки к ЕГЭ по иностранным языкам. Школьная научно-практическая конференция. Презентация опыта работы летнего лингвистического лагеря «Таватуй»
|
Городской семинар для учителей начальных классов Формирование ключевых компетентностей на начальном этапе обучения через использование современных образовательных технологий». Семинар для учителей русского языка и литературы «Формирование речевой компетентности на уроках русской словесности». Городской семинар для учителей иностранного языка «Подготовка к письменной части ЕГЭ» Организация международной программы для старшеклассников «Языковые поездки» Приём атташе по культуре Генерального консульства ФРГ в Екатеринбурге господина Лааса. Организация встречи учащихся с директором гимназии в городе Лауха господином Зетцером. |
|
2010 |
Обучающий семинар «Организация проектной деятельности учащихся на уроках иностранного языка» Школьная научно-практическая конференция. Школа молодого педагога: Учебно-методический практикум для начинающих учителей «Реализация компетентностного подхода в обучении иностранному языку» Обучающий семинар «Организация подготовки к международному экзамену по немецкому языку» Творческий отчёт о стажировке в Германии. |
Презентация опыта инновационной деятельности ОУ в рамках реализации проекта «Формирование поликультурной личности учащихся» Презентация модели разноуровневой системы иноязычного образования к выставке «Инновации в системе образования Свердловской области» Организация международной программы для старшеклассников «Языковые поездки» Организация встречи учащихся с директором школы в Австрии господином Отто Швальдом. Организация межшкольного обмена с коллежем в г. Сент-Авольд (Франция). |
|
2011 |
Единый методический день «Реализация метода учебного проекта на начальном этапе обучения» Школьная научно-практическая конференция. Круглый стол «Роль международных программ в развитии социальной адаптации учащихся» Мастер-класс «Автономное обучение как средство развития способности к непрерывному образованию» Обучающий семинар «Подготовка к письменной части экзамена на международный диплом» Творческий отчёт о стажировке в Великобритании.
|
Презентация опыта работы образовательного учреждения общественности города. Городской семинар для учителей иностранного языка «Развитие социальной компетенции одарённых детей при обучении иностранному языку. Проведение конкурса рождественских украшений Генерального консульства ФРГ в г. Екатеринбург Проведение Всероссийской заочной олимпиады по иностранным языкам «Альбус» Организация и проведение лингвистического турнира учащихся МБОУ СОШ №32 и студентов УРГЭУ Организация международной программы для старшеклассников «Языковые поездки» Организация межшкольного обмена с окружным центром профессионального образования в городе Эльванген (Германия)
|
|
8. Социальная результативность:
Доступность инновационного опыта ИАОУ широкой педагогической общественности адрес сайта www.schule32.org
Сборники материалов по теме работы:
Книга «Неоконченный школьный роман», части I и II под общей редакцией В.М. Ляшенко.-Нижний Тагил: РЕПРИНТ, 2009
Сборник научно-методических статей «Формирование поликультурной личности школьника:опыт реализации инновационного проекта».-Нижний Тагил, 2010.-134с.
Масликова Г.А. Роль театральной педагогики в организации внеурочной деятельности по французскому языку. Сборник сценариев внеклассных мероприятий. – Нижний Тагил, 2010.- 44с.
Масликова Г.А. Олимпиадные задания по французскому языку. - Нижний Тагил, 2010. - 97с.
Сеть социального партнерства:
- ОУ города - организация и координация городского лингвострановедческого фестиваля
- Культурно-просветительские центры российских немцев, языковые школы и центры – организация кружковой работы по иностранным языкам, создание творческих групп и организация работы загородного языкового лагеря и лагеря дневного пребывания
- Городские учреждения культуры- составление заданий и проведение городских предметных олимпиад по иностранным языкам, городской Защиты исследовательских проектов на иностранных языках, организация мероприятий городского лингвострановедческого фестиваля
- Зарубежные партнёры - осуществление международных образовательных проектов и программ межшкольного обмена по всем изучаемым языкам:
коллеж „La Carriere“ (Франция),
окружной центр профессионального образования г Эльванген (Германия),
образовательные программы „Sprachreisen“, „Europa-Studien-Projekt“,
„EuropaKinderLand“ (Германия), „Education abroad“, „Flex” (Великобритания)
- Высшие учебные заведения Нижнего Тагила (НТГСПА), Екатеринбурга (УРГЭУ), ФРГ (Марбург)- реализация возможности дальнейшего образования с использованием знаний иностранного языка, в том числе за рубежом
- Центральное управление зарубежных школ ФРГ- организация подготовки и проведения экзамена на международный диплом владения немецким языком DSD, стажировка в Германии, работа в школе языковых ассистентов.