РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
Политехническая гимназия
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона
Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное (автономное) общеобразовательное учреждение
Политехническая гимназия
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 20012 - 2016гг.
1. Директор МБОУ (МАОУ): Дьячкова Елена Ивановна.
2. Научные консультанты: Постников Петр Григорьевич.
3. Тел./факс МБОУ: 3435 449037
сайт: ntpg.wmsite.ru E mail: ntpg.tagil@mail.ru
ФИО (полностью) куратора проекта от МБОУ: Постников Петр Григорьевич.
Контактные телефоны куратора проекта, e-mail: 9222216583, postnikov.petr53@yandex.ru.
4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года.
5. Тема инновационного педагогического опыта: «Гимназия как самообучающаяся организация».
6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
6.1. Качественные характеристики:
Актуальность исследования: По оценкам многих специалистов, важным явлением в жизни отечественной общеобразовательной школы в последние годы стал приоритетный национальный проект «Образование». Он задал хороший темп системному развитию сферы образования и обусловил инновационную активность учителей образовательных учреждений. В соответствии с условиями конкурсного отбора предъявляются достаточно высокие требования к содержанию инновационной деятельности учителей. Сегодня учителю следует не только продемонстрировать использование новых моделей обучения и воспитания, но и обосновать педагогическую целесообразность их применения. Условия конкуренции ориентирует учителей школы включаться в серьезную исследовательскую деятельность, осваивать теоретические концепции, опираться на положения педагогической теории при проектировании учебно-воспитательного процесса. Образовательная практика в то же время характеризуется многочисленными примерами, которые свидетельствуют о затруднении учителей общеобразовательных школ в осуществлении изменившихся функций педагогической деятельности в условиях системных изменений. Результативность инновационной деятельности остается недостаточной, что является следствием невысокого инновационного потенциала учителей, низкого уровня их активности и инициативы в его повышении.
Таким образом, в теории и практике развития инновационного потенциала учителя в школе как самообучающейся организации сложилась ситуация, которая характеризуется рядом противоречий:
- между социально обусловленными требованиями общества к уровню развития инновационного потенциала учителя и недостаточно эффективным применением инновационных форм, методов и средств педагогической деятельности в практике общеобразовательной школы;
- между потребностью школы в высоко квалифицированных кадрах и недостаточной разработанностью механизма их профессиональной подготовки в рамках конкретного образовательного учреждения
- между необходимостью повышения эффективности научно-методического сопровождения процесса развития инновационного потенциала учителя в школе как самообучающейся организации и недостаточностью научно-методических разработок в данном направлении.
Из вышеизложенных противоречий вытекает проблема исследования, которая состоит в поиске средств и способов развития профессиональной зрелости учителя в условиях гимназии как самообучающейся организации
На основании анализа актуальности, противоречий и проблемы исследования сформулирована тема исследования: «Развитие инновационного потенциала учителя в условиях гимназии как самообучающейся организации».
Цель исследования - разработка модели создания внутригимназической системы повышения квалификации учителей, обеспечивающей становление индивидуальной профессиональной зрелости и развития инновационного потенциала учителя и определение педагогических условий ее эффективной реализации в гимназии как самообучающейся организации.
Объект исследования — система методической работы в школе как самообучающейся организации.
Предмет исследования — педагогическое обеспечение процесса развития инновационного потенциала учителя в школе как самообучающейся организации.
Гипотеза исследования: становление индивидуальной профессиональной зрелости и развитие инновационного потенциала учителя в школе как самообучающейся организации будет осуществляться успешно, если:
1. Спроектировать и реализовать модель становления индивидуальной профессиональной зрелости и развития инновационного потенциала учителя на основе системного, деятельностного, синергетического и андрагогического подходов.
2. Определить и экспериментально проверить комплекс педагогических условий эффективного функционирования модели, включающий:
- осуществление методической работы с учителями на основе программы становления индивидуальной профессиональной зрелости развития инновационного потенциала, учитывающей современные принципы и подходы к организации инновационной деятельности в общеобразовательной школе;
- содействие учителю в повышении уровня его профессионального самосознания;
- создание в школе инновационной среды, обеспечивающей генерацию и реализацию новых педагогических идей, технологий, проектов.
- разработка и внедрение методики становления индивидуальной профессиональной зрелости и развития инновационного потенциала учителя в школе как самообучающейся организации.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ состояния проблемы становления индивидуальной профессиональной зрелости и развития инновационного потенциала педагогических работников общеобразовательных учреждений.
2. Разработать и экспериментально проверить модель становления индивидуальной профессиональной зрелости и развития инновационного потенциала учителя в школе как самообучающейся организации.
3. Выявить и апробировать комплекс педагогических условий эффективной реализации модели становления индивидуальной профессиональной зрелости и развития инновационного потенциала учителя в школе как самообучающейся организации.
4. Разработать методику становления индивидуальной профессиональной зрелости и развития инновационного потенциала учителя в школе как самообучающейся организации.
Методологическую основу исследования составляют: системный (В. Г. Афанасьев, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.), деятельностный (П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов и др.), синергетический (В. Г. Буданов, В. А. Герович, Е. А. Князева, С. П. Курдюмов, И. Пригожин, Г. Н. Сериков, НГ. Хакен и др.) и андрагогический(В. Г. Вершловский, С. И. Змеев, А. Е. Марон, Э. М. Никитина, В. Г. Онушкин, Е. П. Тонконогая и др.) подходы.
Теоретической основой исследования явились: концепции совершенствования профессиональных качеств педагогических работников (А. С. Белкин, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Е. В. Коротаева, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Сластенин, АН. М. Яковлева и др.); концепции развития потенциала личности (А. А. Деркач, Е. В. Колесникова, Н. В. Кухарева, В. Н. Марков, В. К. Сафонов, В. И. Слободчиков, И. Д. Чечель, Н. И. Шевандрин и др.); теория непрерывного образования взрослых (С. Г. Вершловский, В. Г.Онушкин, С. И. Змеев, А. М. Новиков, Г. С. Сухобская и др.); концепции и теории дополнительного профессионального образования педагогических кадров (Ю. П. Азаров, Д. Ф. Ильясов, Э. М. Никитин, В. А. Сластенин, Е. П. Тонконогая, Ю. И. Турчанинова и др.).
Методы исследования: теоретические: анализ нормативных документов, философской и психолого-педагогической литературы, понятийно-терминологический анализ базовых определений исследования, системный анализ; эмпирические: анкетирование, тестирование, изучение личных дел и продуктов деятельности педагогических работников гимназии, педагогическая экспертиза.
Основное содержание деятельности по проекту: повышение квалификации на рабочем месте, взаимодействие организаций, обеспечивающих дополнительное профессиональное послевузовское образование.
Планируемый результат изменений:
- система работы по организации и проведению научно-методических семинаров и научно-практических конференций по актуальным проблемам современного образования;
- активное участие педагогических работников в научно-практических конференциях различного уровня (городские, региональные, республиканские и международные).
- высокий уровень профессионализма педагогических работников.
- систематическое повышение квалификации педагогическими работниками в различных формах.
- опыт реализации социально-педагогических образовательных инициатив.
- оптимальная система научно-методической работы в гимназии.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- на основе системного, деятельностного, синергетического и андрагогического подходов разрабатывается модель становления индивидуальной профессиональной зрелости и развития инновационного потенциала учителя в школе как самообучающейся организации.
- выявляется комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективную реализацию разработанной в гимназии модели;
- разрабатывается методика становления индивидуальной профессиональной зрелости и развития инновационного потенциала учителя в условиях гимназии как самообучающейся организации.
6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ :
Объём и уровень публикаций
|
Материалы НПК районного, городского и регионального уровня |
Статьи в региональных изданиях |
Статьи в центральных изданиях |
2008 |
18 |
6 |
|
2009 |
35 |
8 |
|
2010 |
7 |
8 |
|
2011 |
7 |
12 |
2 |
2012 |
7 |
|
1 |
Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.
|
Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности |
Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования |
2009 |
2 |
|
2010 |
2 |
2 |
2011 |
1 |
|
7. Методическая результативность:
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).
|
Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня |
2008 |
11 |
2009 |
6 |
2010 |
10 |
2011 |
11 |
8. Социальная результативность:
Доступность инновационного опыта ИАОУ широкой педагогической общественности): ntpg.wmsite.ru
Сеть социального партнерства: АПК И ППРО(г.Москва), УрО РАО, МИМЦ, НТф ИРО ГБОУ ДПО Свердловской области, НТГСПА, МБОУ Гимназия 86, МБОУ Лицей 51, МБОУ СОШ 81, МБОУ СОШ 69, ИАШ Свердловской области.