МБОУ средняя общеобразовательная школа № 45

 КАРТА

УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений  Уральского региона

Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФ

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 45

Адрес с индексом

 

Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности2009 -  2016  гг.

 

  1. Директор МБОУ (МАОУ)   Зарипова Марина Сергеевна
  2. тел./факс МБОУ   КОД  41-08-13, 41-08-12; факс: 41-08-13
  3. сайт      http://www.sch45.ru         E mail: moy_45@mail.ru

ФИО (полностью) куратора проекта от МБОУ Маркина Елена Владимировна

Контактные телефоны куратора проекта  8 922 12 14 802,  e-mail markinaeb@mail.ru

          4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФ,  регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года

          5. Тема инновационного педагогического опыта:  «Здоровьесберегающая среда школы как условие саморазвития и самореализации учащихся».

  1. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки  РФ.

       6.1. Качественные характеристики:

Актуальность исследования: Актуальность темы исследования обусловлена приоритетным направлением современной социальной политики государства на повышение качества образования без нанесения ущерба здоровью школьников. Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в России, Концепция модернизации российского образования до 2010, Концепция непрерывности образования и ряд других документов создали условия для активизации инновационной деятельности по укреплению здоровья в образовательных учреждениях. Настоящее исследование связано с  необходимостью изменения ориентации ОУ с передачи знаний, умений и навыков, на целостное развитие ребенка, включая его здоровье.

   В связи с этим можно констатировать наличие в современной  школе  противоречия между объективной необходимостью расширения функций образования для успешной социализации школьника и реальным уровнем разработанности подходов к организации деятельности общеобразовательных школ с направленностью на развитие потенциала здоровья ребенка.

     Анализ актуальности и противоречия позволил определить проблему исследования: какие педагогические условия могут обеспечить организацию учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, направленную на максимальное развитие физического, психического и духовного компонентов здоровья ребенка, формирование его готовности к непрерывному образованию и самореализации?

Актуальность исследуемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования:  «Здоровьесберегающая среда школы как условие саморазвития и самореализации учащихся»

 

Цель исследования: выявить, обосновать и внедрить модель здоровьесберегающей  образовательной среды как  условия саморазвития и самореализации учащихся

Объект исследования: здоровьесберегающая образовательная среда

Предмет исследования: педагогические условия формирования здоровьесберегающей  образовательной среды  в условиях модернизации образования.

Гипотеза: здоровьесберегающая  образовательная среда в  школе будет сформирована, если:

  • будет разработана интегративная модель  здоровьесберегающей образовательной среды
  •  критерием качества образования в условиях формирования  здоровьесберегающей образовательной среды будут определены потенциал здоровья ученика и потенциал здоровьесбережения  образовательной среды,
  •  будет определен и внедрен комплекс педагогических условий формирования доровьесберегающей  образовательной среды  школы, который включает:

а) организационно-педагогические условия, функция которых состоит в создании внешних факторов среды, регламентирующих жизнедеятельность школьника в соответствии с принципами природосообразности и мотивации здорового образа жизни в процессе интеграции основного и дополнительного образования;

б) дидактические условия, функция которых - в обеспечении функционирования образовательной среды в учебно-воспитательном процессе в соответствии со здоровьесберегающими технологиями, в создании внутренних стимулов здорового образа жизни при реализации индивидуальных траекторий обучения, в процессе смены образовательных маршрутов и видов деятельности;

в) личностно-деятельностные условия, функция которых - в обеспечении взаимодействия субъектов образовательного процесса на принципах здорового образа жизни, акмеологической направленности и творческой самореализации личности педагога и ученика в образовательной деятельности  школы.

4) Система педагогических условий обеспечит высокую степень синергетичности и акмеологической направленности образовательной среды на здоровьесберегающую  деятельность всех субъектов образовательной деятельности школы.

Исходя из цели и гипотезы, были поставлены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать состояние проблемы сохранения здоровья учащихся в теории педагогики и практики работы общеобразовательного учреждения.

2. Спроектировать интегративную  модель  здоровьесберегающей образовательной среды

3. Определить педагогические условия формирования здоровьесберегающей образовательной среды школы.

6. Разработать критерии и методики анализа для оценки потенциала  образовательной среды школы и потенциала здоровья ученика .

Теоретико-методологическая основа исследования:

  • разработанные в общегуманитарной сфере принципы природосообразности и гуманизации образования (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, В.А.Сухомлинский),
  • теория человеческой деятельности и развития человека в процессе образования (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.),
  • интегративная методология современного исследования, которая включает системно-синергетический, личностно-деятельностный и акмеологические подходы к образованию (В.Г. Афанасьев, Ш.А. Амонашвили, К.А. Абульханова-Славская, J1. фон Берталанфи, A.C. Белкин, В.П. Бранский, A.A. Деркач, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова, Н.М. Полетаева, С.Д. Пожарский, Г. Хакен, И.С. Якиманская, и др.),
  • теория целостности образовательных систем (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, Ю.А. Конаржевский и др.),
  • концепция валеологического образования (И.И. Брехман, Г.К. Зайцев В.П. Казначеев, В.В. Колбанов, В.Н. Максимова, Н.М. Полетаева, В.П. Соломин, В.И. Сыренский, Л.Г. Татарникова и др.).

       Интегративная модель здоровьесберегающей образовательной среды школы понимается нами как модель системы педагогических условий, реализуемых путем интеграции основного и дополнительного образования, включающей образовательные программы и технологии, службу сопровождения для анализа условий и возможностей интегративной образовательной среды, а также проведение педагогического мониторинга по оценке показателей потенциала здоровья ученика.

       Методы исследования : комплексный анализ и синтез философской, социологической, психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме сохранения, укрепления и развития компонентов здоровья в общеобразовательной школе, изучение и анализ передового педагогического опыта, теоретическое моделирование и экспериментальные методы: прямое и косвенное наблюдение, анкетирование, тестирование, собеседование, опрос, статистические методы обработки данных исследования.

        Научная новизна исследования :  разработана интегративная модель здоровьесберегающей образовательной среды школы,  определены педагогические условия формирования здоровьсберегающей образовательной среды.

Основное содержание деятельности  по проекту:

        Внедрение инновации идет по следующим направлениям:

  1. Методическая работа с педагогическим коллективом школы;
  2. Рациональная организация учебно-воспитательной работы;
  3. Медико-профилактическая работа;
  4. Физкультурно-оздоровительная работа;
  5. Организация воспитательной работы  с учащимися по формированию ценности здоровья и навыков здорового образа жизни;
  6. Организация социального партнерства между педагогами и родителями в здоровьесберегающей   среде.

    В настоящее время два учебных кабинета начальной школы полностью оснащены  специализированным учебным оборудованием, техническими средствами, мебелью, позволяющими реализовывать технологию обучения на основе двигательной активности, разработанную доктором медицинских наук, профессором и врачом В.Ф.Базарным.

Качественные изменения произошли по всем направлениям инновационной программы образовательного учреждения. В учебный план школы внесены спецкурсы по сохранению и укреплению здоровья, развитию культуры учения школьников. В школе работает программа  преемственности  обучения, основная цель которой -  организация щадящего перехода учащихся с одной ступени обучения на другую. Разработан план повышения квалификации педагогов   по проблеме до 2015 года. Среди востребованных форм в системе повышения квалификации лидирующие позиции занимает корпоративное обучение. Проведены качественные обучающие семинары для педагогов ОУ: «Теоретические аспекты осуществления здоровьесберегающего процесса  в образовательном учреждении», «Педагогические условия укрепления и сохранения здоровья школьников», «Технические средства обучения и оборудование, обеспечивающие здоровьесберегающую технологию в учебном процессе», «Личная безопасность ребенка».

            Педагоги начальной школы изучили и реализуют на своих уроках технологию В.Ф.Базарного, основанную на принципе организации учебного процесса согласно подвижной природе ребенка. Учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз: часть урока ученик сидит за партой, часть — стоит за конторкой.  Педагогами освоены принципы и приемы работы со здоровьеразвивающим оборудованием и наглядными средствами. Это зрительно-вестибулярный тренажер «Офтальмотренажер», обеспечивающий профилактику нарушений зрения и нервно-психического утомления учащихся; биомеханический тренажер Агашина, предназначенный для организации активных пауз,  и уникальная интерактивная система представления информации «Активный экран».

 

Планируемый результат изменений: В качестве перспективы нами определена модель образовательного учреждения, которая  характеризуется развитой  оздоровительной инфраструктурой, квалифицированным персоналом, высоким уровнем медицинского обслуживания и физкультурно-оздоровительной работы, высокой квалификацией педагогического коллектива. Образовательный  процесс в такой школе отличается профессиональным подходом к формированию учебного плана и расписания занятий, адекватностью учебной и внеучебной нагрузки возрастным возможностям учащихся, грамотным выбором форм и средств просветительской, профилактической и физкультурно-оздоровительной работы.

В этом случае ОУ сможет успешно реализовать свой здоровьесберегающий потенциал, улучшить условия труда и отдыха школьников, от которых напрямую зависит состояние их психического и физического здоровья.

 

          6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ: 

Объём и уровень  публикаций

 

Материалы НПК районного, городского и регионального уровня

Труды НПК Всероссийского и международного уровня

Статьи в региональных

изданиях

Статьи в  центральных   изданиях

2010

 2

 

1

 

1

2011

                    2

 

 

 

 

2012

3

1

 

 

    

Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.

 

Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности

Всероссийские конкурсы профессиональной направленности

Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования

2008

 

 

ОУ – победитель  конкурсного отбора ОУ, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках ПНПО

2009

 

Диплом Лауреата регионального этапа Конкурса инновационных социальных технологий в номинации «Образование»

 

2010

 

Диплом Лауреата Национальной премии  «Элита Российского образования» в  номинации «Здоровьесбережение детей, учащихся и молодежи в условиях модернизации образования - 2010

 

2012

 

Диплом I степени Лауреата Национальной премии  «Элита Российского образования» в номинации «Здоровьеразвивающие технологии в образовании – 2012»

 

 

 

И.Н.Билевич

 Золотая медаль Национальной премии «Элита Российского образования

в номинации «Здоровьеразвивающие технологии в образовании – 2012»

 

 

7. Методическая результативность:

      Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности  ИАОУ  все ОУ города

Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).

 

Мероприятия  общешкольного и районного уровня

Мероприятия  муниципального, регионального и Всероссийского уровня

2009

 

Круглый стол «Здоровьесберегающее пространство младшего школьника»

2010

 

Семинар «Организация здоровьесберегающего процесса в школе»

2011

 

Городское родительское собрание «Профилактика насилия и жестокого обращения с людьми»

2012

 

Городской социальный проект «Школа отцов»: «Личная безопасность ребенка».

8. Социальная результативность:

    Доступность инновационного опыта ИАОУ широкой педагогической общественности ( (адрес  сайта, выпуск сборников материалов  по теме работы ОУ)  

     Инновационный опыт школы  неоднократно представлялся педагогической общественности в рамках научных конференций, методических семинаров,  в рамках Выставок образования и пресс-туров для СМИ.

        

Сеть социального  партнерства Для реализации инноваций  установлено социальное партнерство  с  АПК и ПРО (г. Москва), УрО РАО, ФГАОУ ВПО РГППУ, предприятиями города конкретно, высшими учебными заведениями города, области и  страны конкретно,; используется воспитательный потенциал и материальная база Городского  Дворца Молодежи, Городской станции юных натуралистов и др. С 2008г. Школа является  участником Международного детского движения «Добрые Дети Мира», реализуя проекты движения «Фестиваль Добрых Дел».

 

       

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.