РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона
Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2011 - 2016гг.
1. Директор МБОУ: - Узкова Ольга Михайловна.
2. Научные консультанты: - нет.
3. тел./факс МБОУ Лицей: 8 (3435) 331849
сайт: lyceum-nt.ru E-mail: liceum@nm.ru
ФИО (полностью) куратора проекта от МБОУ Лицей: – Матряшина Татьяна Витальевна.
Контактные телефоны куратора проекта, e-mail: 89030872499, 8(3435)339548, evatv2008@mail.ru.
4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года
5. Тема работы: «Развитие механизмов социального партнерства МБОУ Лицей с работодателями градообразующих предприятий».
6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
6.1. Качественные характеристики:
Актуальность исследования: В результате социально - экономических преобразований в российском обществе произошли радикальные перемены во всех сферах общественной жизни нашей страны, что требует соответствующей коррекции социального заказа к образованию в целом. Особенностью современного образования в мире является переход к когнитивному обществу, возрастание его роли в экономическом и социальном развитии общества. В силу этих причин наиболее перспективной в развитии образования, является концепция образования на протяжении всей жизни человека. Существенными характеристиками этой концепции являются гибкость, разнообразие, доступность во времени и пространстве. Подобное образование, помимо необходимости адаптации к изменениям в профессиональной деятельности, должно превратиться в процесс непрерывного развития личности, оно должно обеспечить человеку понимание самого себя и окружающей среды, способствовать выполнению его социальной роли в процессе трудовой деятельности и жизни общества. Одной из важнейших закономерностей развития современного общества, является тесная взаимосвязь социально-экономического прогресса и постоянного совершенствования системы образования. С особенной силой эта закономерность проявляет себя в переломные периоды, когда те или иные общества, преодолевая кризисные состояния, вынуждены реформироваться, осуществлять глубокие преобразования всех сторон своей жизни. Преобразования, которые происходят во всех сферах российского общества – экономической, социальной, политической, культурной, не могли не затронуть и систему образования. Поэтому инновационную деятельность в МБОУ Лицей мы рассматриваем как одно из стратегических направлений и как условие обеспечения социальной безопасности выпускников. Кроме этого, мы считаем, что протекающие инновационные процессы в лицее обеспечивают конкурентоспособность нашего учреждения. В основе инновационной деятельности лицея лежит трансформация новых идей профориентационной работы, внедрение новых форм и механизмов взаимодействия с социальными партнерами, а также использование новых современных технологий обучения и воспитания.
Противоречия:
- между требованиями социальных партнеров к гибкой организации многопрофильного допрофессионального образования и консервативной традиционной структурой образовательных учреждений;
- между потребностью в развитии профильного образования в условиях социального партнерства и недостаточной готовностью педагогических кадров работать в гибкой вариативной организации учебного процесса с использованием развивающих педтехнологий;
- между желанием основного социального заказчика - молодежи, получить профессию, востребованную на рынке труда, и узким спектром профессий, предлагаемым профессиональными образовательными учреждениями.
Противоречия позволили сформулировать проблему исследования: развитие Лицея с учетом организации взаимодействия различных групп социальных партнеров на муниципальном рынке труда
Тема исследования: «Развитие механизмов социального партнерства МБОУ Лицей с работодателями градообразующих предприятий»
Цель исследования: разработка и внедрение новой системы профориентационной работы МБОУ Лицей с социальными партнерами и работодателями градообразующих предприятий
Объект исследования: развитие МБОУ лицей
Предмет исследования: развитие лицея в условиях изменения лицейской системы профориентационной работы с учетом организации взаимодействия с различными группами социальных партнеров.
Идея изменения:
В основе данного проекта лежит идея развития системы профориентационной работы МБОУ Лицей с социальными партнерами и работодателями градообразующих предприятий ОАО «НПК «Уралвагонзавод» и ОАО «Уралхимпласт» по подготовке молодых специалистов технических специальностей для базовых предприятий из числа выпускников лицея. Открытие корпоративной инженерно-технической школы (ИТШ) в системе дополнительного образования лицея позволит реализовать данный проект и отработать механизмы успешных образовательных практик профориентационной работы. Организация образовательного процесса в ИТШ будет осуществляться на второй и третьей ступени на основе индивидуальных образовательных маршрутов в рамках системы дополнительного образования лицея.
Гипотеза исследования: предполагается, что развитие МБОУ лицея на муниципальном уровне будет успешным, если:
- разработать и внедрить новую систему профориентационной работы с учетом требований регионализации образования и социального партнерства;
- содержание образования в лицее удовлетворяет потребностям муниципального рынка труда, личности, основывается на принципах социального партнерства;
- используется учебно - программная документация, включающая федеральный компонент Госстандарта и позволяющая за счет моделирования содержания создать систему профориентационной работы на основе потребностей работодателей;
- осуществляется системное повышение профессиональной и педагогической компетентности педагогических кадров, способствующие реализации образовательных программ для различных потребителей образовательных услуг.
Необходимость достижения поставленной цели обусловила постановку следующих задач исследования:
- Провести анализ проблемы развития профориентации в условиях регионализации и социального партнерства.
- Обеспечить развитие социальных компетенций обучающихся через развитие системы профориентационной работы в лицее.
- Внедрить новые элементы содержания образования и воспитания, педагогические технологии и учебно-лабораторные комплексы.
- Разработать и реализовать модель корпоративной инженерно-технической школы, обеспечивающей адекватный выбор выпускниками лицея будущей профессии, в системе дополнительного образования лицея совместно с социальными партнерами и представителями градообразующих предприятий.
- Экспериментально проверить эффективность стратегического планирования развития Лицея в условиях социального партнерства.
Методологическую основу исследования составляют: общая теория развития ПО (С.Я. Батышев, Д.П. Беляева, А.Н. Лейбович, В.А. Поляков, Г.В. Романцев, А.И. Таюрский, Л.Д. Федотова, В.В. Шапкин); положения общей теории управления, педагогические и психологические теории управления (Ю.В. Громыко, B.C. Лазарев, М.М. Поташник, Г.П. Щедровицкий, и др.); регионализация образования (Л.А. Гаранин, А.Т. Глазунов, В.И. Грибанов, В.И. Загвязинский, Ю.А. Конаржевский, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко, П.Т. Фролов, Р.Х. Шакуров, Т. И. Шамова и др.); теория непрерывного профессионального образования (А.П. Владиславлев, В.М. Зуев, П.Н. Новиков, В.Н. Онушкин, П.С. Хейфец);
Методы исследования: анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы, инструктивно-методических и отчетных документов, публикаций и материалов средств массовой информации; обобщения опыта работы органов управления образования, администрации школ, методических объединений, отдельных учителей; наблюдения, опросы, анкетирование, тестирование, определение рейтинга, опытно-поисковая работа, анализ и синтез, моделирование.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем: разрабатывается модель корпоративной инженерно-технической школы, обеспечивающей адекватный выбор выпускниками лицея будущей профессии, в системе дополнительного образования лицея совместно с социальными партнерами и представителями градообразующих предприятий. Определяется необходимость организации отношений участников социального партнерства в образовании на условиях их взаимообязательств и компетенции в следующих сферах деятельности Лицея: профессионально-образовательная; финансово-экономическая; социального обеспечения и социальной защиты; создания учебно-материальной базы и материально-сырьевого обеспечения; научно-педагогического и кадрового обеспечения; определено, что основными социальными партнерами Лицея являются: работодатели; службы занятости; центры профориентации; общественные объединения и организации: профессиональные союзы, ассоциации работников наемного труда и т.п.; индивидуальные представители рынка труда; индивидуальные потребители.
Основное содержание деятельности по проекту:
В основе содержания проекта лежит система работы по профессиональной ориентации, где обучающийся может выбрать любую траекторию развития в плане выбора будущей профессии на любой ступени обучения в соответствии со своими возможностями и потребностями. Проходя собственную траекторию развития, обучающийся ответит сам себе на вопросы: что я могу? что я хочу? что я умею? чему я способен научиться? какова моя предполагаемая жизненная траектория (в первую очередь, профессиональная)? Нахождение баланса между осознанием обучающимся своих индивидуальных качеств, профессиональных интересов и общественных потребностей составляет основной механизм процесса профессионального самоопределения, так как в результате раскрываются возможности саморазвития и самореализации личности в наиболее подходящей для нее профессиональной сфере. При этом соотнесение интересов и склонностей («хочу») с индивидуальными психологическими особенностями, способностями («могу») и потребностями общества («надо») определяют характер отношений личности к труду, обществу и коллективу.
Основные этапы реализации проекта:
1 этап – организационный (2011-2012 учебный год):
- подбор и расстановка кадров, организация повышения квалификации (переподготовка) кадров;
- определение тьюторов из числа инженеров ОАО «НПК «Уралвагонзавод» и ОАО «Уралхимпласт», сопровождающих обучающихся по индивидуальному образовательному маршруту;
- разработка педагогами, классными руководителями мини-проектов, включение их в рабочую программу по предмету, в планы работы классного руководителя;
- приобретение современного оборудования для оснащения кабинетов физики, математики, информатики;
- широкая рекламная деятельность по презентации деятельности корпоративной школы через телевидение, средства массовой информации.
2 этап – этап апробации (2012-2013 учебный год):
- апробация модели инженерно-технической школы в системе дополнительного образования лицея, корректировка содержания деятельности;
- разработка индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся на каждом модуле;
- создание центра профориентационной работы в лицее;
- приобретение для кабинета математики виртуальных конструкторов, их апробация в образовательном процессе;
- активное использование учителями физики в образовательном процессе физических цифровых и виртуальных лабораторий и конструкторов;
- реализация мини-проектов через содержание рабочих программ и планов классных руководителей;
- выпуск тематических номеров лицейской газеты «ЛиК», разработка буклетов и их распространение на родительских собраниях, приглашение на классные часы и родительские собрания представителей производства, создание обучающимися социальных роликов, проведение агитбригад.
3 этап – этап реализации (2013-2015 годы):
- реализация подпроекта «Лицейское техническое бюро» совместно с представителями НПК «ПО Уралвагонзавод»;
- организация рекламной деятельности для привлечения обучающихся других школ к участию в проекте;
- активное использование в работе новых образовательных технологий;
- обновление материально-технического обеспечения кабинетов технического профиля;
- тьюторское сопровождение обучающихся по индивидуальному образовательному маршруту инженерами градообразующих предприятий;
- рефлексия и корректировка содержания деятельности по реализации проекта.
Планируемый результат изменений:
- выпускник способен находить ресурсы для самостоятельного формирования собственного образовательно-профессионального пути;
- отработаны новые механизмы эффективного взаимодействия с социальными партнерами;
- создана система профориентационной работы в лицее, позволяющая формировать у лицеистов устойчивую мотивацию на выбор технической профессии, в том числе инженера;
- эффективна деятельность «Лицейского технического бюро», направленная на поддержание интереса к техническим профессиям, повышение престижа профессии инженера и развитие личностных качеств выпускников.
6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ:
Объём и уровень публикаций
|
Материалы НПК районного, городского и регионального уровня |
Труды НПК Всероссийского и международного уровня |
Статьи в региональных изданиях |
Статьи в центральных изданиях |
2008 |
1 |
1 |
|
1 |
2009 |
6 |
3 |
3 |
|
2010 |
7 |
4 |
2 |
|
2011 |
6 |
4 |
3 |
|
2012 |
5 |
2 |
2 |
|
Количество защищённых и готовящихся к защите диссертационных исследований
|
Магистерские работы |
Кандидатские работы |
2008 |
|
|
2009 |
|
|
2010 |
1 |
2 |
2011 |
1 |
3 |
2012 |
3 |
2 |
Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.
|
Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности |
Всероссийские конкурсы профессиональной направленности |
2008 |
Серикова А.Ю., учитель английского языка – победитель профессионального конкурса молодых педагогов в номинации «Учитель средней школы». |
Кутявина О.А., учитель математики, стала обладателем президентского гранта «Лучшие учителя России». |
2009 |
Выставка «Инновации в системе образования Свердловской области 2009» (региональный, областной этап – 1 место). Городской конкурс методических служб (2 место). Нестеркина Е.М., старшая вожатая, - победитель профессионального конкурса молодых педагогов в номинации «Старший вожатый». |
2 учителя (Рупасова Е.В., учитель информатики, Молвинских Е.Г., учитель биологии) стали обладателями президентского гранта «Лучшие учителя России». Васильев А.В., учитель математики, Вторушин С.В., учитель физики, - победители Всероссийского конкурса учителей физики и математики (номинация «Наставник будущих ученых»). |
2010 |
Выставка «Инновации в системе образования Свердловской области 2009» (региональный этап – 3 место). Конкурс интеллектуальных продуктов – 2010 (диплом лауреата). 2 место в областном конкурсе блогов «Я – учитель нашего времени» (Дедова В.А., учитель информатики). Бережных И.Н., учитель русского языка и литературы, - участник заключительного этапа конкурса на соискание премии Губернатора Свердловской области (номинация «Учитель»). |
Булыгина Л.Н., учитель русского языка и литературы – победитель регионального этапа «Лучшие учителя России». |
2011 |
Выставка «Инновации в системе образования Свердловской области 2011» (региональный этап – 1 место). Всероссийский заочный конкурс «Учитель! Перед именем твоим…» (серебряная медаль). Узкова Н.А., заняла 2 место в конкурсе на соискание премий Губернатора Свердловской области педагогическим работникам в 2011 году, номинация «Педагог дополнительного образования». |
Бережных И.Н., учитель русского языка и литературы – победитель регионального этапа «Лучшие учителя России». |
2012 |
Выставка «Инновации в системе образования Горнозаводского округа 2011» (секция «Система поддержки талантливых детей» - 1 место; секция «Обновление стандартов образования» - 2 место). Булыгина Л.Н. одержала победу в номинации «Художественное слово» в городском конкурсе специалистов системы образования «Грани таланта». |
Зайцева Л.В., учитель информатики, - победитель федерального этапа конкурса «Лучшие учителя России». Лауреат Всероссийского конкурса «Школа России – 2012», проводимого газетой «Педагогический вестник».
|
7. Методическая результативность:
Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ИАОУ – 23.
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).
|
Мероприятия общешкольного и районного уровня |
Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня |
2008 |
Фестиваль лицейского образования (три этапа, сентябрь-апрель).
|
Семинар для учителей Горнозаводского округа «Презентация рабочих программ педагогов лицея (из опыта работы)». Семинар для учителей английского языка Горнозаводского округа «Развитие социокультурной коммуникативной компетенции учащихся». |
2009 |
Фестиваль лицейского образования (три этапа, сентябрь-апрель).
|
Семинар-практикум для учителей информатики города «Избранные вопросы подготовки к ЕГЭ по информатике: алгоритмизация и программирование». Семинар-практикум для учителей математики «Развитие логического мышления через решение задач с параметрами» Семинар-практикум для учителей русского языка города «Методические аспекты подготовки учащихся основной школы к ГИА в новой форме». Семинар-практикум для учителей естественнонаучного цикла и заместителей директоров по учебной работе города «Создание условий для развития способностей к самостоятельному познанию, обучению и профессиональному самоопределению учащихся лицея». |
2010 |
Фестиваль лицейского образования (три этапа, сентябрь-апрель).
|
Мастер-класс для учителей английского языка города «Развитие социокультурной коммуникативной компетенции учащихся лицея». Городской семинар для директоров школ «Управление инновационными процессами в ОУ». |
2011 |
Фестиваль лицейского образования (три этапа, сентябрь-апрель).
|
Городской семинар-практикум «Развитие профессиональной компетентности молодых специалистов». Методический семинар для учителей русского языка Горнозаводского и Северного округов «Формирование коммуникативных компетенций обучающихся». |
2012 |
Фестиваль лицейского образования (три этапа, сентябрь-апрель).
|
Городской семинар для учителей естественнонаучного цикла «Формирование образовательной среды учебного кабинета, позволяющей обеспечить личностное развитие ребенка». Мастер-класс «Создание текста-описания» учителя русского языка и литературы высшей категории Бережных И.Н. |
8. Социальная результативность: http://www.it-n.ru/
Сеть социального партнерства: АПК и ППРО (г.Москва), ФГАОУ ВПО РГППУ, ФГБОУ ВПО УрГПУ, ИАШ Свердловской области